на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценка развития выносливости подростков на уроках физической культуры в школе
азвитие выносливости у детей в дошкольном возрасте

Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду (В.И. Лях). Занятия с детьми дошкольного возраста должны строиться в игровой форме.

Исследованиями ученых (В.М. Губа, В.И. Лях, М.С. Расин) установлено, что физкультурные занятия в детском саду, а также закономерности роста развития детей в этот период определяют положительную динамику развития выносливости у детей.

В рамках эксперимента, направленного на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности детей, на занятиях с экспериментальной группой (4 - 6 лет) внимания уделялось развитию выносливости. Для этого применили бег, со скоростью равной 50-60% от максимальной, показанной ребенком при пробегании 10 м с ходу. Бег прекращался при проявлении внешних признаков усталости. Уровень выносливости определялся по длине преодолённой дистанции. Выбирая этот путь, учитывался тот факт, что большинство авторов считают бег (особенно равномерный) основным средством воспитания данного качества (Р.Н. Беляков, С.Ю. Вавилова, Е.А. Ветошкина и др.). С этой целью на занятии с дошкольниками можно использовать бег в чередовании с ходьбой (Е.Н. Вавилова), прыжки, общи развивающие упражнения (Р.Н. Белякова), игры, дыхательные упражнения (Л.И. Лях).

При планировании физических нагрузок на год для экспериментальной группы акцент на развития выносливости делается на первый месяц (сентябрь), это способствовало повышению устойчивости детского организма к простудным заболеваниям.

В последующие месяцы (октябрь, ноябрь) доля упражнений на выносливость уменьшалась и начинала постепенно увеличивается уже с января по май, что должно было предотвратить снижение уровня развития этого качества и не допускать ухудшения функционального состояния регуляторных механизмов детского организма [9].

Развитие выносливости у школьников

В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки [10].

Для быстрой адаптации учеников начальных классов к условиям общеобразовательной школы большое влияние оказывают физические упражнения. В общей схеме физического воспитания особое место занимает развития общей выносливости. Она естественно влияет, выступает как важный компонент физического здоровья учеников начальных классов. Уровень развития общей выносливости зависит от функциональных возможностей вегетативной системы организма ребенка, особенностей сердечно - сосудистой и дыхательной системы [12]. Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Мощность работы, которую может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. К 10- летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия или работу малой интенсивности [4]. Анализ динамики изменений показателей физической подготовки учеников начальных классов, показал неравномерный прирост результатов. По данным исследований (результаты взяты за несколько лет) изменения показателей развития выносливости происходит волнообразно: повышается на конец 1 и 3 класса. Показатели улучшаются на протяжении первой и второй четверти учебного года, в третьей четверти наблюдается снижения показателей с дальнейшим повышениям в четвертой четверти. Общую выносливость необходимо развивать у детей уже в 1-м классе, поскольку в этот период наблюдается лучший результат физической подготовленности и интенсивное приспособление систем организма учеников к физическим нагрузкам.

Что касается развития силовой выносливости, то как правило она развивается незначительно. Развитию динамической и статической силы обращают внимания позднее, в подростковом возрасте и старших классах [12].

Решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособленных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Продолжительные нагрузки могут вызвать замедления прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренних секреций, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные на развития выносливости допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенными моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающиеся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости различного типа. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремления использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»).

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений - циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородам.

Однако из определенных черт методики воспитания выносливости в школьный период - постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности [4].

Возрастной период учеников 5 - го класса благоприятный для развития скорости девочек и мальчиков, выносливости девочек и мальчиков, силы девочек, скоростно-силовых способностей девочек, и заметного развития силы и скоростно-силовых способностей мальчиков.

Возрастной период учеников 6-го класса благоприятный для развития выносливости, гибкости, силы и скоростно-силовых способностей у девочек.

Возрастной период учеников 7-го класса благоприятный для развития выносливости у мальчиков.

Возрастной период учеников 8-го класса благоприятный для развития силовых и скоростно-силовых способностей мальчиков.

Возрастной период учеников 9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развития силы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.

Возрастной период учеников 10-го класса благоприятный для развития скоростно-силовых способностей мальчиков, силы девочек и незначительного развития силы мальчиков.

Возрастной период учеников 11-го класса благоприятный для развития силы мальчиков и девочек [13].

Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп прироста от 8-9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.

Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средний темпы прироста выпадает на возрастной период от 11 до 13, от 14 до 15, от 16 до 17 лет.

Существенно отличается от мальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них высокий темп прироста общей выносливости наблюдается лишь от 10 до 13 лет, потом она на протяжении двух лет повышается медленно, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднем темпе [4].

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физических нагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, который существенно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушек необходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте [14].

Большие мировые достижения в видах спорта на выносливость демонстрируются людьми в возрасте от 20-22 до 30-32 лет. Это свидетельствует про то, что наиболее абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдается у особ, достигших биологической зрелости [1].

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования

В работе ставятся следующие задачи:

1. Определить уровень развития выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса);

2. Определить динамику прироста выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса).

Методы исследования

Для решения этих задач использовались следующие методы:

1. Анализ и обобщения литературных источников;

2. Наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках;

3. Педагогический эксперимент;

4. Метод математической статистики.

Организация исследования

В нашем исследовании брали участие подростки 7-го, 10-го класса общеобразовательной школы № 98 г. Запорожья, в количестве сорока человек по двадцать человек в каждой возрастной группе, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Все участники относятся по данным медицинского осмотра к основной мед. группе и приблизительно одинакового уровня развития и физической подготовки. Исследования проводились в начале и конце учебного года (сентябрь - октябрь, апрель - май 2008-2009г). Все тесты проводились на уроке физкультуры в основной части. Перед каждым тестом проводится инструктаж про условия выполнения задания. После этого при возможности участники выполняют три контрольных попытки на максимальный результат, наилучший результат записывают.

Для исследования мы выбрали три теста:

* для проверки развития общей выносливости мы используем результат по бегу на средние и длинные дистанции.

* для проверки развития скоростной выносливости используем результат спринтерского бега (на 30м).

* для проверки развития силовой выносливости воспользуемся результатом теста по подтягиванию (для девочек подтягивание в висе, лежа).

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результата исследований показал, что выносливость у юношей 7-го класса на протяжении года меняется. Так на начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту на средние и длинные дистанции (юноши 2км) 12,45 + 0,18 с. На конец года арифметический показатель общей выносливости 10,07 + 0,11 с. Показатель уменьшается за счет сокращения времени затраченного на выполнения данного упражнения, что свидетельствует об увеличении общей выносливости. На эффективность методики воспитания выносливости у юношей 7-го класса показывает просчитанный нами коэффициент достоверности равный t = 11,3 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростная выносливость представленная бегом на спринтерские дистанции (30м). На начало года средний арифметический показатель равен 5,95 + 0,1 с, но уже на конец года за счет увеличения скорости арифметический показатель равен 5,18 + 0,6 с. Коэффициент достоверности прироста скоростной выносливости равен t = 6,96 (см. таб. №1, рис. №2). Силовая выносливость (подтягивание) на начало года среднее арифметическое равно 6,2 + 0,39 р., на конец года 9,5 + 0,17 р. В данном случае показатель увеличивается, так как увеличивается число выполненных упражнений. Прирост силовой выносливости за год равен коэффициенту достоверности t = 7,8. (см. таб. №1, рис №3).

Таблица №1 Показатели уровня развития выносливости учеников 7 - го класса

юноши

девушки

начало года

конец года

t

начало года

конец года

t

1

бег на средние и длинные дистанции

12,46+ 0,18

10,07+ 0,11

11,3

8,47+ 0,1

7,63+ 0,14

4,95

2

Бег на спринтерские дистанции

5,95+ 0,1

5,18+ 0,6

6,96

6,24+ 0,09

5,07+ 0,09

9,3

3

подтягивание

6,2+ 0,39

9,5+ 0,17

7,8

15,9+ 0,28

18+ 0,26

5,55

Начало года

Конец года

Рис. №1

Начало года

Конец года

Рис. №2

Рис. №3

У девушек 7-го класса также наблюдается прирост по развитию выносливости. Так на начало года показатели общей выносливости (бег на 1,5км) равен арифметическому показателю 8,47 + 0,1 с., а на конец 7,63 + 0,14 с. Показатель прироста t = 4,94 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростная выносливость на начало года: 6,24 + 0,9 с., на конец года: 5,07 + 0,9 с. Показатель прироста скоростной выносливости t = 9,3 (см. таб. №1, рис. №2). Силовая выносливость (подтягивание) вначале: 15,9 + 0,28 р., в конце года: 18 + 0,26 р. Показатель прироста силовой выносливости t = 5,55 (см. таб. №1, рис. №3).

Результат наблюдения за воспитанием выносливости у подростков 7-го класса показал, что как следствия применения на уроках разнообразных способов и методов является прирост показателей выносливости на протяжении года. В данной группе подростков наблюдается значительный прирост общей выносливости у юношей и скоростной выносливости у девушек. Наименьший прирост показателей у юношей данной группы по развитию скоростной выносливости у девушек силовой выносливости, в дальнейшем предлагается уделить больше внимания к их развитию.

Проанализируем развития выносливости у старших подростков учеников

10-го класса. Так как подростки, участвующие в исследовании, имеют приблизительно одинаковый уровень физической подготовки, то результат квадратического отклонения незначительно, как в начале года, так и в конце года по различным показателям. Общая выносливость (бег 2 км у юношей и девушек) на начало года по среднему арифметическому равна: у юношей: 9,67 + 0,14 с., у девушек: 11,43 + 0,17 с.; на конец: у юношей: 8,98 + 0,11 с., у девушек: 10,61 + 0,16 с. Прирост показаний у юношей: t = 4,04, у девушек: t = 3,56 (см. таб. №2, рис. №4). Показатели скоростной выносливости на начало года: у юношей 5,16 + 0,08 с., у девушек: 5,55 + 0,1 с. На конец года: юноши: 4,7 1+ 0,03 с., девушки: 4,86 + 0,04 с. Показатель прироста скоростной выносливости у юношей: t = 5,2, у девушек: t = 6,65 (см. таб. №2, рис, №5). Силовая выносливость на начало года: у юношей: 8 + 0,35 р., у девушек: 13,1 + 0,35 р. Уже на конец года: у юношей: 11,7 + 0,45 р., у девушек: 18,1 + 0,23 р. Показатель прироста: у юношей: t = 7,6, у девушек: t = 11,93 (см. таб. №2, рис. №6).

Таблица №2. Показатели уровня развития выносливости учеников 10 - го класса

юноши

девушки

начало года

конец года

t

начало года

конец года

t

1

бег на средние и длинные дистанции

9,67+ 0,14

8,98+ 0,11

4,04

11,43+ 0,17

10,6+ 0,16

3,56

2

Бег на спринтерские дистанции

5,16+ 0,08

4,71+ 0,03

5,2

5,55+ 0,1

4,86+ 0,04

6,65

3

подтягивание

8 + 0,25

11,7+ 0,45

7,6

13,1+ 0,35

18,1+ 0,23

11,93

На протяжении года учащиеся 10 класса, занимаясь на уроках физической культуры, показали развитие выносливости у юношей 10-го класса, повышение уровня силовой выносливости. Наблюдая прирост показателей выносливости у подростков, которые участвовали в исследовании, можно выделить высокие результаты силовых тестов, а наименьший результат - в тесте по общей выносливости.

Начало года

Конец года

Рис. №4

Рис. №5

Начало года

Конец года

Рис №6

4. ВЫВОД

1. Результаты показателей выносливости в нашем исследовании неравномерны. В 7-м классе следует обратить внимание на развитие скоростной выносливости у мальчиков и общей выносливости у девочек, а в 10-м классе - на развитие общей выносливости, как у юношей, так и у девушек, так как эти показатели прироста выносливости менее значительны.

2. В целом по результатам исследования показатели тестов: Бег на средние и длинные дистанции в 7-м классе у юношей t =11,3 у девушек t = 4,95; в 10-м классе у юношей t =4,04 у девушек t = 3,56. Спринтерский бег в 7-м классе у юношей t= 6,96с., у девушек t=9,3с.; в 10-м классе у юношей t=5,2с., у девушек t=6,65с.. Подтягивание в 7-м классе у юношей t=7,8р., у девушек t=5,5р.; в 10-м классе у юношей t=7,6р., у девушек t=11,93р.

На конец учебного года по сравнению с началом возрос показатель результатов исследования как в 7-м, так и в 10-м классе, что свидетельствует о повышении уровня выносливости.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 1. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007 - с. 272.

2. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 2. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007 - с. 248.

3. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методик физического воспитания. Часть 1. - М.: ФиС, 1976 - с. 354.

4. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методика физического воспитания. Часть 2. - М.: ФиС, 1976 - с. 367.

5. Харабучи. Г.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1974 - с. 287

6. Козлова. В.И. Анатомия человека. - М.: ФиС, 1978 - с 462.

7. Остапенко. Л. Физическая подготовка старшеклассников \\ Физическая культура в школе.- №4. - 1994. - с. 47

8. Методика оформлення «паспорта здоров'я». //Фізичне виховання в школі. - №1. - 1998. - с.6-9

9. Андриянова. Е.Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте// Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - №3. - 2001. - с. 55

10. Биховська, Л. Смирнова. Т. Термінова та кумулятивна адаптація до навантаження на витривалість у дівчат старшого шкільного віку з різними соматотипами // Фізичне виховання в школі. -№2, - 2005. - с.53 -55

11. Зданевич. А.А. Бег на уроках легкой атлетики в 8 - 9 классах // Физическая культура в школе.- №2. - 1999. - с. 19

12. Присяжнюк. С. Витривалість: основи визначення та методики розвитку у школярів початкових класів. // Фізичне виховання в школі. -№4, - 1999. - с.32 -34

13. Міністерство освіти і науки України Фізична культура програма для загально освітніх навчальних закладів 5-12 клас1в. Затверджена міністерством освіти і науки України Київ Ірпінь 2005р.

14. Гусєв. В. Увага! На уроці - підліток. // Фізичне виховання в школі. -№3, - 2002. - с.32- 34

15. Ашмарин. Б.А. Теория и методика педагогических исследований. - М.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.