на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оптимизация этапа начальной подготовки юных тайбоксёров
p align="left"> 350-2,6В + 0,21 Р

где: ЧП - частота пульса в покое;

СД - систолическое давление;

ДД - диастолическое давление;

В - возраст обследуемого;

МТ - масса тела человека;

Р - рост школьника (длина тела).

Для оперативной оценки физического состояния учащихся (при расчете индекса) и особенно при больших массивах этапного обследования, а также ошибок при обработке данных названного показателя, нами рекомендуется использование микрокалькулятора индивидуального пользования - "Электроника-61" или персонального компьютера по специально разработанной программе.

Методика определения ИФС с использованием предложенных методов расчета состоит из простого алгоритма. Сначала набирается программа, затем вводятся данные по шести приведенным выше показателям.

Например, у учащегося 14 лет пульс в покое 78 ударов в минуту, артериальное систолическое давление 115 мм.рт.ст., артериальное диастолическое давление 66 мм рт.ст., масса тела составляла 52 кг. длина тела 166 см. Эти данные вводятся в программу и машина рассчитывает коэффициент уровня его физического состояния.

Рассчитанный индивидуальный уровень состояния школьника определяется по оценочной пятибалльной шкале, приведенной ниже в таблице 4.

Таблица 4. Шкала оценок уровня физического состояния (УФС) учащихся

УФС

Диапазон значений (ИФС)

1. Низкий

2. Ниже среднего

3. Средний

4. Выше среднего

5. Высокий

менее 0,375

0,376 - 0,525

0,526 - 0,675

0,676-0,825

0,826 и выше.

Показатели уровня оценки физического состояния учащегося по приведенной выше оценочной шкале дают возможность определить резервные возможности организма занимающегося. Например, низкий и ниже среднего показатели физического состояния школьника отражают наиболее низкие резервные возможности его организма, которые недостаточны с тем, чтобы поддержать его работоспособность на достаточно высоком необходимом жизнеобеспечивающем уровне. Тогда как средний и выше - характеризуют значительные возможности физической и умственной работоспособности, здоровья ребенка, тесным образом связанные с выбором его жизненной позиции, успехами в бытовой деятельности и учебе.

Следует отметить, что у учащихся старших классов (девушек) уровень физического состояния, выявленный поданному методу, находится на порядок ниже в сравнении с юношами, что объясняется все большим проявлением специфики роста и становления растущего женского организма и недостаточной двигательной активностью, относительной потерей интереса к выполнению необходимой суточной двигательной активности. В этом возрасте она должна составлять 10-12 часов в неделю.

Лица, имеющие показатели физической работоспособности не более 75% ДМПК (низкий и ниже среднего уровни физического состояния) располагают наиболее низкими резервными возможностями, как правило, граничащими с патологическими или отражающими скрытую патологию явлениями.

Вот почему практика физкультурно-массовой работы, в массовых видах спорта делает заказ спортивной науке в части разработки простых доступных и вместе с тем надежных валеологических технологий.

Для комплексного контроля за физическим состоянием занимающихся была использована методика Иванова В. В. (31).

Врачебно-педагогический контроль является главным условием рациональной и эффективной организации занятий физической культурой элементами спорта.

Он включает:

- организацию и методику проведения занятий с учетом возраста, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, уровня тренированности занимающегося;

- оценку воздействий тренировочных занятий и соревнований на организм тренирующихся;

- проверку и соблюдение мер безопасности, профилактику травматизма при занятиях;

- консультацию по вопросам возрастных особенностей занимающихся и влияния отдельных упражнений на организм.

Систематически занимающиеся физической культурой и спортом проходят периодические обследования, как в начале учебного года в общеобразовательных учреждениях, так и диспансерах не реже 3-х раз в году (например, в сентябре-октябре и марте) и текущего обследования в условиях естественного тренировочного процесса по предложенным ниже тестам.

Комплексный педагогический контроль за состоянием здоровья занимающихся учитывает и плотность занятий, которая определяется по формуле:

В

П= ---------- х 100%,

д

где: П - плотность тренировочного занятия;

В - время, затраченное на упражнение;

Д - длительность тренировочного занятия.

Для детей, подростков и юношей, только что приступившим к систематическим занятиям хорошей считается плотность урока равная 50-60°/о, а для систематически занимающихся на протяжении продолжительного времени (например, не менее 2-х лет) - 60-70%. Для более подготовленного контингента учащихся, систематически занимающихся на протяжении ряда лет - 70% и выше.

Важным в комплексном педагогическом контроле является использование функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и, прежде всего, со статическими напряжениями. Суть ее состоит в том, чтобы удержать отягощение (груз) в полу подседе (груз подвешен к ремню пояса и составляет 20% от собственного веса испытуемого). Удерживается он в течение 20 секунд. Эта проба позволяет оценить изменение деятельности сердца во время мышечной работы. Она проста и доступна по выполнению и не требует специальной аппаратуры. При этом у испытуемого в начале пробы определяют сидя (в покое) частоту сердечных сокращений, артериальное давление и дыхание за 10, 30 и 20 секунд.

В ходе статического напряжения (при выполнении пробы) частота пульса непрерывно регистрируется через каждые К) секунд, а АД замеряется в начале и конце пробы, частота дыхания в конце работы. Все три показателя - по истечении пятиминутного отдыха.

Сравнительные характеристики реакции сердечнососудистой системы, осуществляемые через каждые полгода систематических занятий физическими упражнениями, элементами спорта, показывают адаптивные возможности физиологических систем и, прежде всего, кардиореспираторной к физическим нагрузкам.

Не менее важным является контроль и за состоянием физических возможностей занимающихся.

Объективную информацию о физическом развитии, подготовленности и состоянии занимающихся могут нести антропометрические показатели: рост, вес, окружности шеи, грудной клетки, предплечья, талии, голени, бедра и таза. Контроль за нормой массы тела, например, можно вести исходя из весоростового показателя. В упрощенном виде: рост минус 110-115 для подростков и юношей. В более зрелом возрасте этот показатель может существенно изменяться.

Лишний вес человека тесным образом связан с двумя аспектами - перееданием и недостаточной двигательной активностью.

Экскурсия грудной клетки определяется замером сантиметровой лентой по разности обхвата груди на вдохе и выдохе. При этом показатели от 9 и более сантиметров оцениваются как хорошие, 7-8,5 сантиметров -удовлетворительные, ниже - слабые.

Уровень силовой выносливости занимающихся можно определить по количеству отжиманий в упоре лежа.

Контроль за силой мышц брюшного пресса ведется посредством выполнения контрольного упражнения в поднимании и опускании прямых ног, лежа на спине с руками за головой или опускания туловища, из положения прямого угла.

Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости. В возрасте 12-18 лет включают подтягивания на перекладине 7-16 раз. Сгибание и разгибание рук в упоре - 18-25 раз.

Контрольные нормативы для оценки силы мышц брюшного пресса из положения лежа на спине для испытуемых 12-18 лет - количество пониманий и опускании туловища лежа на спине - 15-30 раз.

Для оценки скоростно-силовых качеств применяется тройной прыжок в длину с места (метры). В возрасте испытуемых 12-18 лет результаты тройного прыжка в длину с места -5,50-7,10 метра.

Гибкость позвоночного столба, характеризующая в простейшем варианте функциональное состояние опорно-двигательного аппарата человека, оценивается наклоном туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом кисти рук направлены векторно. Касание пола пальцами характеризует хорошую гибкость, ладонями - отличную. Это качество занимающегося можно оценивать и более точно. Для этого ему необходимо стать на возвышение (стул, скамейку, тумбочку и др.). Носки ног при этом придвинуты вплотную к краю возвышения. Наклон вперед выполняется - носки вместе, ноги прямые. Верхний край возвышения - нулевая точка отсчета. Затем, сгибание туловища вперед, опускание пальцев рук ниже нулевой отметки и удержание в этом положении туловища в течении 2-х секунд. По линейке фиксируется результат в тестировании. Он, для названной возрастной группы занимающихся, должен соответствовать 16-18 сантиметрам.

Таким образом, этапный контроль за уровнем развития физических способностей у занимающихся в сравнении с показателями возрастных контрольных нормативов выявляют уровни функциональной, физической подготовленности и их состояния, позволяют вносить коррекцию в методику подготовки.

Систематически занимающиеся физической культурой, массовыми видами спорта учащиеся как самостоятельно, так и при организованных формах проведения занятий, должны знать навыки самоконтроля за своим здоровьем, состоянием и уровнем подготовленности [27, 40].

С этой целью они должны систематически вести дневник, записывая в нем частоту пульса утром после сна, перед сном в положении сидя, за 5 минут до тренировочных занятий и после них на 1, 3, 5 и 10 минутах. Это даст возможность учащемуся вести текущий контроль за состоянием своего организма, улавливать отклонения в его состоянии и определять реакцию на выполненную тренировочную работу.

Кроме того, дневник поможет фиксировать случаи получения травм, которые подвергаются тщательному анализу с целью их дальнейшего недопущения и, особенно, при самостоятельных формах проведения занятий. Только при условии постоянного контроля за занимающимися физической культурой и массовыми видами спорта можно ожидать положительные результаты, в том числе и в состоянии здоровья индивидуума.

2.3 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе, носившем поисковый и констатирующий характер, изучена литература по теории и методике спортивной тренировке и смежным дисциплинам: психологии, педагогике, физиологии, спортивной медицине, математической статистике. При этом основное внимание уделялось частным концепциям подготовки в единоборствах, структуре соревновательной деятельности и подготовленности, вопросам укрепления и сохранения здоровья занимающихся, факторам повышения спортивного мастерства. На данном этапе была разработана программа экспериментальных исследований с определением методологии и основной проблемы работы, формулированием цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Апробировались различные методики оценки дифференциальных и комплексных показателей общих и специфических компонентов спортивного мастерства юных тайбоксеров. В соответствии с разработанной программой была проведена комплексная диагностика индивидуальной квалификации тайбоксеров, уровней проявления двигательных способностей и состояния здоровья. При этом использовались следующие основные методы исследования: изучение литературных источников, анализ и обобщение документальных материалов; педагогические наблюдения; комплексная оценка функциональных возможностей сердечнососудистой системы и физической подготовленности (экспресс-контроль); оценка психофизиологической адаптации к тренировочной деятельности, а также уровень специальной подготовленности юных тайбоксеров; математико-статистическая обработка полученных материалов.

На втором этапе, имевшем формирующую направленность, проведен педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими положениями экспериментальной работы. В процессе эксперимента осуществлялась оценка уровней физической подготовленности, нервно-мышечных реакций, специальных качеств и диагностика индивидуальной квалификации тайбоксеров-юношей. Для тайбоксеров-юношей начальной подготовки, (12-13 лет) экспериментальной группы (15 человек) было обосновано и реализовано положение об оптимальной последовательности и продолжительности включения нагрузок разной преимущественной направленности в структурах годичного макроцикла. Юные спортсмены контрольной группы (15 человек) проходили подготовку в рамках общепринятой методики тренировки для тайбоксеров-юношей этапа начальной подготовки по программе ДЮСШ. Основные методы исследования включали: изучение литературных источников, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическую обработку экспериментальных данных.

На третьем этапе, носившем обобщающий характер, осуществлена систематизация и математическая обработка экспериментального материала, его интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций, выполнено литературное оформление и внедрение в практику подготовки боксеров МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» и ДЮСШ «Мастер» г. Челябинска. Основные методы изыскания предполагали углубление изучения литературных источников, математико-статистическую обработку полученных материалов.

Научная новизна исследования

1. Показана диагностика индивидуальной квалификации по параметра подготовленности юных тайбоксеров.

2. Обоснована модель подготовки тайбоксеров-новичков с использованием индивидуального подхода.

3. Предложена методика оптимизации этапа начальной подготовки юных тайских боксёров с использованием индивидуального подхода.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и реализации модели оптимизации подготовки спортсменов-новичков с использованием индивидуального подхода. Модель построена на основе дидактических принципов доступности и последовательности и может быть использована в различных видах спорта для постепенного формирования мастерства занимающихся от новичка до III юношеского разряда.

Практическая значимость работы состоит в следующем: разработан комплекс средств и методов по диагностике индивидуальной квалификации; апробирована методика, содержание, средства и методы квалификационного подхода, способствующие повышению качества учебно-тренировочного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артеменко О.Л., Дроздов Т. С. Муай-тай - свободный бой: метод. пособие- Мн.: «Современное слово», 2001.-384с.

2. Алексеев А.А., Дегтярев И.П. К проблеме скоростно-силовой подготовленности боксеров с учетом оптимизации тренировочных средств //Первая Всероссийская научно-методическая конференция тренеров и специалистов по боксу «Вопросы современного бокса» Екатеринбург, 5-8 апреля 1994г. - М, 1994.-С.

3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.-448 с.

4. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве; Автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб, 1997. - 44с.

5. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -.: Политиздат, 1986. - 334 с.

6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 193 с.

8. Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. международной конф. - СПб, 184. -С.З.

9. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис. д-ра биол. наук. - М., 1971.-38 с.

10. Бальсевич В.К. Методология эволюционного подхода к проблеме давления процессом многолетней спортивной подготовки //Управление

процессом подготовки спортсменов высших разрядов: Материалы III Всерос. конф.-Л.: ЛНИИФК, 1976.-С.241-244.

11. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10.

12. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987.-223с.

13. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.:физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

14. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы стратегия развития на перспективу (активная речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. -1 с.

15. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. - 1990. №1.

16. Бальсевич В.К., Артюшенко А.Ф., Лузгин В.Н. Возрастные особенности развития локомоторной функции человека и животного //Биоэнергетика гермодинамика живых систем. - Новосибирск, 1984. - С. 62-65.

17. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет //Теория и практика физической куль-ры.-1986.№ 10.-С. 21-24.

18. Бокс: Поурочная программа для ДЮСШ и специализированных ОШ олимпийского резерва (группы начальной подготовки 1-й, 2-й годы обучения).-М.,1984.-106с.

19. Бокс: Программа для ДЮСШ, специализированных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (нормативная часть). -I: Сов. спорт, 1989.-9с.

20. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. М.:«Большая российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1997. - 1456 с.

21. Бубенков А.Г., Яцин Ю.В., Сальников В.А. Взаимосвязь двигательных способностей и особенностей нейродинамики у боксеров, различающихся уровнем подготовленности //Первая Всероссийская научно-методическая конференция тренеров и специалистов по боксу «Вопросы современного бокса» Екатеринбург, 5-8 апреля 1994 г. - М., 1994. - С. 18-19.

22. Булатова Л.Н., Касымов Д.М., Укенов К.Ш. Динамика ЧСС при нагрузках возрастающей интенсивности - критерий функционального состояния организма человека //Медико-биологический контроль при занятиях физической культурой и спортом (сб. науч. ст.) Алма-Ата, Казах ИФК, 1990.

23. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 152с.

24. Булгакова Н.Ж. и др. Динамика физических качеств и функционально возможностей мальчиков-пловцов как основа для построения многолетней спортивной подготовки //Теория и практика физической культуры. - 1987.

25.Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. 310с.

26.Верхошанский Ю.В. Введение //Проблемы оптимизации тренировочного процесса. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. - С. 3-6.

27.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 330 с.

28.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -- М.: Физкультура и спорт, 1985. -- 176 с.

29.Верхошанский Ю.В., Джероян В.Н., Филимонов В.Н. Тактика и модельные характеристики боксеров //Бокс: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт,1982.

30. Заяшников С.И. Тайский бокс. Учебно-методическое пособие. -3-е изд., и доп.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.-272с.

31. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов-М; ФиС , 1987. - С. 5-65.

32. Сагат Ной Коклам, Основы тайского бокса/ Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 352с.

33. Фомин Н.А. Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к физическим нагрузкам /отв. ред. Н.А. Фомин Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1988.-88с.

34. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. - Челябинск, -1975.--С. 143-155.

35. Фомин Н.А. Психофизиология. - Челябинск: изд-во «Лурье». -1998.-392с.

36. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству:

(Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). -- М.: Физкультура и спорт, 1986.-159с.

37. Фролов О.П., Испандияров М.И. Факторная структура подготовленности боксеров высокой квалификации //Материалы Всесоюзн. научно-практ. конф. «Научно-метод. обеспечение системы подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов». 19-22 июня 1990, Ч. 2, 1990.-С. 287-288.

38. Харитонов В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи (Нормативные требования по оценке физической подготовленности): Учеб. пособие для студентов ИФК. - Челябинск, 1994. -40с.

39. Харитонов В.И. и др. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся /В.И. Харитонов, М.В. Бажанова, А.П. Исаев, Н.З. Мишаров, С.И. Кубицкий. - Челябинск, 1999. - 158с.

40. Харитонов В.И., Леванов В.И., Карась В.А. Устройство для тренировки ударных действий в боксе //Проблемы биомеханики спорта: Тез. докл. VII Всесоюзн. научн. конф.-М.:ВНИИФК, 1991.-С. 156-157.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.