p align="left"> 350-2,6В + 0,21 Р где: ЧП - частота пульса в покое; СД - систолическое давление; ДД - диастолическое давление; В - возраст обследуемого; МТ - масса тела человека; Р - рост школьника (длина тела). Для оперативной оценки физического состояния учащихся (при расчете индекса) и особенно при больших массивах этапного обследования, а также ошибок при обработке данных названного показателя, нами рекомендуется использование микрокалькулятора индивидуального пользования - "Электроника-61" или персонального компьютера по специально разработанной программе. Методика определения ИФС с использованием предложенных методов расчета состоит из простого алгоритма. Сначала набирается программа, затем вводятся данные по шести приведенным выше показателям. Например, у учащегося 14 лет пульс в покое 78 ударов в минуту, артериальное систолическое давление 115 мм.рт.ст., артериальное диастолическое давление 66 мм рт.ст., масса тела составляла 52 кг. длина тела 166 см. Эти данные вводятся в программу и машина рассчитывает коэффициент уровня его физического состояния. Рассчитанный индивидуальный уровень состояния школьника определяется по оценочной пятибалльной шкале, приведенной ниже в таблице 4. Таблица 4. Шкала оценок уровня физического состояния (УФС) учащихся |
УФС | Диапазон значений (ИФС) | | 1. Низкий 2. Ниже среднего 3. Средний 4. Выше среднего 5. Высокий | менее 0,375 0,376 - 0,525 0,526 - 0,675 0,676-0,825 0,826 и выше. | | |
Показатели уровня оценки физического состояния учащегося по приведенной выше оценочной шкале дают возможность определить резервные возможности организма занимающегося. Например, низкий и ниже среднего показатели физического состояния школьника отражают наиболее низкие резервные возможности его организма, которые недостаточны с тем, чтобы поддержать его работоспособность на достаточно высоком необходимом жизнеобеспечивающем уровне. Тогда как средний и выше - характеризуют значительные возможности физической и умственной работоспособности, здоровья ребенка, тесным образом связанные с выбором его жизненной позиции, успехами в бытовой деятельности и учебе. Следует отметить, что у учащихся старших классов (девушек) уровень физического состояния, выявленный поданному методу, находится на порядок ниже в сравнении с юношами, что объясняется все большим проявлением специфики роста и становления растущего женского организма и недостаточной двигательной активностью, относительной потерей интереса к выполнению необходимой суточной двигательной активности. В этом возрасте она должна составлять 10-12 часов в неделю. Лица, имеющие показатели физической работоспособности не более 75% ДМПК (низкий и ниже среднего уровни физического состояния) располагают наиболее низкими резервными возможностями, как правило, граничащими с патологическими или отражающими скрытую патологию явлениями. Вот почему практика физкультурно-массовой работы, в массовых видах спорта делает заказ спортивной науке в части разработки простых доступных и вместе с тем надежных валеологических технологий. Для комплексного контроля за физическим состоянием занимающихся была использована методика Иванова В. В. (31). Врачебно-педагогический контроль является главным условием рациональной и эффективной организации занятий физической культурой элементами спорта. Он включает: - организацию и методику проведения занятий с учетом возраста, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, уровня тренированности занимающегося; - оценку воздействий тренировочных занятий и соревнований на организм тренирующихся; - проверку и соблюдение мер безопасности, профилактику травматизма при занятиях; - консультацию по вопросам возрастных особенностей занимающихся и влияния отдельных упражнений на организм. Систематически занимающиеся физической культурой и спортом проходят периодические обследования, как в начале учебного года в общеобразовательных учреждениях, так и диспансерах не реже 3-х раз в году (например, в сентябре-октябре и марте) и текущего обследования в условиях естественного тренировочного процесса по предложенным ниже тестам. Комплексный педагогический контроль за состоянием здоровья занимающихся учитывает и плотность занятий, которая определяется по формуле: В П= ---------- х 100%, д где: П - плотность тренировочного занятия; В - время, затраченное на упражнение; Д - длительность тренировочного занятия. Для детей, подростков и юношей, только что приступившим к систематическим занятиям хорошей считается плотность урока равная 50-60°/о, а для систематически занимающихся на протяжении продолжительного времени (например, не менее 2-х лет) - 60-70%. Для более подготовленного контингента учащихся, систематически занимающихся на протяжении ряда лет - 70% и выше. Важным в комплексном педагогическом контроле является использование функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и, прежде всего, со статическими напряжениями. Суть ее состоит в том, чтобы удержать отягощение (груз) в полу подседе (груз подвешен к ремню пояса и составляет 20% от собственного веса испытуемого). Удерживается он в течение 20 секунд. Эта проба позволяет оценить изменение деятельности сердца во время мышечной работы. Она проста и доступна по выполнению и не требует специальной аппаратуры. При этом у испытуемого в начале пробы определяют сидя (в покое) частоту сердечных сокращений, артериальное давление и дыхание за 10, 30 и 20 секунд. В ходе статического напряжения (при выполнении пробы) частота пульса непрерывно регистрируется через каждые К) секунд, а АД замеряется в начале и конце пробы, частота дыхания в конце работы. Все три показателя - по истечении пятиминутного отдыха. Сравнительные характеристики реакции сердечнососудистой системы, осуществляемые через каждые полгода систематических занятий физическими упражнениями, элементами спорта, показывают адаптивные возможности физиологических систем и, прежде всего, кардиореспираторной к физическим нагрузкам. Не менее важным является контроль и за состоянием физических возможностей занимающихся. Объективную информацию о физическом развитии, подготовленности и состоянии занимающихся могут нести антропометрические показатели: рост, вес, окружности шеи, грудной клетки, предплечья, талии, голени, бедра и таза. Контроль за нормой массы тела, например, можно вести исходя из весоростового показателя. В упрощенном виде: рост минус 110-115 для подростков и юношей. В более зрелом возрасте этот показатель может существенно изменяться. Лишний вес человека тесным образом связан с двумя аспектами - перееданием и недостаточной двигательной активностью. Экскурсия грудной клетки определяется замером сантиметровой лентой по разности обхвата груди на вдохе и выдохе. При этом показатели от 9 и более сантиметров оцениваются как хорошие, 7-8,5 сантиметров -удовлетворительные, ниже - слабые. Уровень силовой выносливости занимающихся можно определить по количеству отжиманий в упоре лежа. Контроль за силой мышц брюшного пресса ведется посредством выполнения контрольного упражнения в поднимании и опускании прямых ног, лежа на спине с руками за головой или опускания туловища, из положения прямого угла. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости. В возрасте 12-18 лет включают подтягивания на перекладине 7-16 раз. Сгибание и разгибание рук в упоре - 18-25 раз. Контрольные нормативы для оценки силы мышц брюшного пресса из положения лежа на спине для испытуемых 12-18 лет - количество пониманий и опускании туловища лежа на спине - 15-30 раз. Для оценки скоростно-силовых качеств применяется тройной прыжок в длину с места (метры). В возрасте испытуемых 12-18 лет результаты тройного прыжка в длину с места -5,50-7,10 метра. Гибкость позвоночного столба, характеризующая в простейшем варианте функциональное состояние опорно-двигательного аппарата человека, оценивается наклоном туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом кисти рук направлены векторно. Касание пола пальцами характеризует хорошую гибкость, ладонями - отличную. Это качество занимающегося можно оценивать и более точно. Для этого ему необходимо стать на возвышение (стул, скамейку, тумбочку и др.). Носки ног при этом придвинуты вплотную к краю возвышения. Наклон вперед выполняется - носки вместе, ноги прямые. Верхний край возвышения - нулевая точка отсчета. Затем, сгибание туловища вперед, опускание пальцев рук ниже нулевой отметки и удержание в этом положении туловища в течении 2-х секунд. По линейке фиксируется результат в тестировании. Он, для названной возрастной группы занимающихся, должен соответствовать 16-18 сантиметрам. Таким образом, этапный контроль за уровнем развития физических способностей у занимающихся в сравнении с показателями возрастных контрольных нормативов выявляют уровни функциональной, физической подготовленности и их состояния, позволяют вносить коррекцию в методику подготовки. Систематически занимающиеся физической культурой, массовыми видами спорта учащиеся как самостоятельно, так и при организованных формах проведения занятий, должны знать навыки самоконтроля за своим здоровьем, состоянием и уровнем подготовленности [27, 40]. С этой целью они должны систематически вести дневник, записывая в нем частоту пульса утром после сна, перед сном в положении сидя, за 5 минут до тренировочных занятий и после них на 1, 3, 5 и 10 минутах. Это даст возможность учащемуся вести текущий контроль за состоянием своего организма, улавливать отклонения в его состоянии и определять реакцию на выполненную тренировочную работу. Кроме того, дневник поможет фиксировать случаи получения травм, которые подвергаются тщательному анализу с целью их дальнейшего недопущения и, особенно, при самостоятельных формах проведения занятий. Только при условии постоянного контроля за занимающимися физической культурой и массовыми видами спорта можно ожидать положительные результаты, в том числе и в состоянии здоровья индивидуума. 2.3 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ На первом этапе, носившем поисковый и констатирующий характер, изучена литература по теории и методике спортивной тренировке и смежным дисциплинам: психологии, педагогике, физиологии, спортивной медицине, математической статистике. При этом основное внимание уделялось частным концепциям подготовки в единоборствах, структуре соревновательной деятельности и подготовленности, вопросам укрепления и сохранения здоровья занимающихся, факторам повышения спортивного мастерства. На данном этапе была разработана программа экспериментальных исследований с определением методологии и основной проблемы работы, формулированием цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Апробировались различные методики оценки дифференциальных и комплексных показателей общих и специфических компонентов спортивного мастерства юных тайбоксеров. В соответствии с разработанной программой была проведена комплексная диагностика индивидуальной квалификации тайбоксеров, уровней проявления двигательных способностей и состояния здоровья. При этом использовались следующие основные методы исследования: изучение литературных источников, анализ и обобщение документальных материалов; педагогические наблюдения; комплексная оценка функциональных возможностей сердечнососудистой системы и физической подготовленности (экспресс-контроль); оценка психофизиологической адаптации к тренировочной деятельности, а также уровень специальной подготовленности юных тайбоксеров; математико-статистическая обработка полученных материалов. На втором этапе, имевшем формирующую направленность, проведен педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими положениями экспериментальной работы. В процессе эксперимента осуществлялась оценка уровней физической подготовленности, нервно-мышечных реакций, специальных качеств и диагностика индивидуальной квалификации тайбоксеров-юношей. Для тайбоксеров-юношей начальной подготовки, (12-13 лет) экспериментальной группы (15 человек) было обосновано и реализовано положение об оптимальной последовательности и продолжительности включения нагрузок разной преимущественной направленности в структурах годичного макроцикла. Юные спортсмены контрольной группы (15 человек) проходили подготовку в рамках общепринятой методики тренировки для тайбоксеров-юношей этапа начальной подготовки по программе ДЮСШ. Основные методы исследования включали: изучение литературных источников, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическую обработку экспериментальных данных. На третьем этапе, носившем обобщающий характер, осуществлена систематизация и математическая обработка экспериментального материала, его интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций, выполнено литературное оформление и внедрение в практику подготовки боксеров МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» и ДЮСШ «Мастер» г. Челябинска. Основные методы изыскания предполагали углубление изучения литературных источников, математико-статистическую обработку полученных материалов. Научная новизна исследования 1. Показана диагностика индивидуальной квалификации по параметра подготовленности юных тайбоксеров. 2. Обоснована модель подготовки тайбоксеров-новичков с использованием индивидуального подхода. 3. Предложена методика оптимизации этапа начальной подготовки юных тайских боксёров с использованием индивидуального подхода. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и реализации модели оптимизации подготовки спортсменов-новичков с использованием индивидуального подхода. Модель построена на основе дидактических принципов доступности и последовательности и может быть использована в различных видах спорта для постепенного формирования мастерства занимающихся от новичка до III юношеского разряда. Практическая значимость работы состоит в следующем: разработан комплекс средств и методов по диагностике индивидуальной квалификации; апробирована методика, содержание, средства и методы квалификационного подхода, способствующие повышению качества учебно-тренировочного процесса. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артеменко О.Л., Дроздов Т. С. Муай-тай - свободный бой: метод. пособие- Мн.: «Современное слово», 2001.-384с. 2. Алексеев А.А., Дегтярев И.П. К проблеме скоростно-силовой подготовленности боксеров с учетом оптимизации тренировочных средств //Первая Всероссийская научно-методическая конференция тренеров и специалистов по боксу «Вопросы современного бокса» Екатеринбург, 5-8 апреля 1994г. - М, 1994.-С. 3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.-448 с. 4. Антонов С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве; Автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб, 1997. - 44с. 5. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -.: Политиздат, 1986. - 334 с. 6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. 7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 193 с. 8. Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. международной конф. - СПб, 184. -С.З. 9. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис. д-ра биол. наук. - М., 1971.-38 с. 10. Бальсевич В.К. Методология эволюционного подхода к проблеме давления процессом многолетней спортивной подготовки //Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов: Материалы III Всерос. конф.-Л.: ЛНИИФК, 1976.-С.241-244. 11. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10. 12. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987.-223с. 13. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.:физкультура и спорт, 1988. - 208 с. 14. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы стратегия развития на перспективу (активная речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. -1 с. 15. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. - 1990. №1. 16. Бальсевич В.К., Артюшенко А.Ф., Лузгин В.Н. Возрастные особенности развития локомоторной функции человека и животного //Биоэнергетика гермодинамика живых систем. - Новосибирск, 1984. - С. 62-65. 17. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет //Теория и практика физической куль-ры.-1986.№ 10.-С. 21-24. 18. Бокс: Поурочная программа для ДЮСШ и специализированных ОШ олимпийского резерва (группы начальной подготовки 1-й, 2-й годы обучения).-М.,1984.-106с. 19. Бокс: Программа для ДЮСШ, специализированных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (нормативная часть). -I: Сов. спорт, 1989.-9с. 20. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. М.:«Большая российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1997. - 1456 с. 21. Бубенков А.Г., Яцин Ю.В., Сальников В.А. Взаимосвязь двигательных способностей и особенностей нейродинамики у боксеров, различающихся уровнем подготовленности //Первая Всероссийская научно-методическая конференция тренеров и специалистов по боксу «Вопросы современного бокса» Екатеринбург, 5-8 апреля 1994 г. - М., 1994. - С. 18-19. 22. Булатова Л.Н., Касымов Д.М., Укенов К.Ш. Динамика ЧСС при нагрузках возрастающей интенсивности - критерий функционального состояния организма человека //Медико-биологический контроль при занятиях физической культурой и спортом (сб. науч. ст.) Алма-Ата, Казах ИФК, 1990. 23. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 152с. 24. Булгакова Н.Ж. и др. Динамика физических качеств и функционально возможностей мальчиков-пловцов как основа для построения многолетней спортивной подготовки //Теория и практика физической культуры. - 1987. 25.Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. 310с. 26.Верхошанский Ю.В. Введение //Проблемы оптимизации тренировочного процесса. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. - С. 3-6. 27.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 330 с. 28.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -- М.: Физкультура и спорт, 1985. -- 176 с. 29.Верхошанский Ю.В., Джероян В.Н., Филимонов В.Н. Тактика и модельные характеристики боксеров //Бокс: Ежегодник. -М.: Физкультура и спорт,1982. 30. Заяшников С.И. Тайский бокс. Учебно-методическое пособие. -3-е изд., и доп.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.-272с. 31. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов-М; ФиС , 1987. - С. 5-65. 32. Сагат Ной Коклам, Основы тайского бокса/ Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 352с. 33. Фомин Н.А. Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к физическим нагрузкам /отв. ред. Н.А. Фомин Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1988.-88с. 34. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. - Челябинск, -1975.--С. 143-155. 35. Фомин Н.А. Психофизиология. - Челябинск: изд-во «Лурье». -1998.-392с. 36. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству: (Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). -- М.: Физкультура и спорт, 1986.-159с. 37. Фролов О.П., Испандияров М.И. Факторная структура подготовленности боксеров высокой квалификации //Материалы Всесоюзн. научно-практ. конф. «Научно-метод. обеспечение системы подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов». 19-22 июня 1990, Ч. 2, 1990.-С. 287-288. 38. Харитонов В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи (Нормативные требования по оценке физической подготовленности): Учеб. пособие для студентов ИФК. - Челябинск, 1994. -40с. 39. Харитонов В.И. и др. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся /В.И. Харитонов, М.В. Бажанова, А.П. Исаев, Н.З. Мишаров, С.И. Кубицкий. - Челябинск, 1999. - 158с. 40. Харитонов В.И., Леванов В.И., Карась В.А. Устройство для тренировки ударных действий в боксе //Проблемы биомеханики спорта: Тез. докл. VII Всесоюзн. научн. конф.-М.:ВНИИФК, 1991.-С. 156-157.
Страницы: 1, 2, 3
|