p align="left">1.2. П о з н а в а т е л ь н ы е т у р ы р е л и г и о з н о й н а п р а в л е н о с т и. В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных цент-ров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиоз-ные объекты -- действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, прини-мают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. В познавательных используются име-ющиеся элементы туристской инфраструктуры - гости-ницы и т.д. Познавательные туры религиозной направленности в отличие от па-ломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комби-нированных туров, в которых экскурсионная составляющая явля-ется лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты. С точки зрения туристских центров религиозному туризму бли-зок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немно-гочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие -- рукописи, различ-ные культовые предметы, найденные в том числе благодаря архео-логическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследовате-ли направляются в центры существующих религий, страны и ре-гионы с богатыми религиозными традициями. В Рос-сии имеется интерес к странам Востока -- Китаю, Индии, Япо-нии. Посещаются места исчезнувших религий -- Египет, Месопо-тамия, Греция и Италия, Центральная Америка. Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря. Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии. Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д. Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих. 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ. Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду-стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера-тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры -- туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе-дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель-но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма -- совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен-ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин-дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож-но выделить следующие четыре сектора. «Размещение». Это совокупность средств размеще-ния -- гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д. «Питание» -- рестораны, столовые, кафе, предприя-тия питания на транспорте и т.д. 3. «Транспорт» -- транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта. 4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят: культовые сооружения -- монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы; природные объекты -- святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи; небольшие объекты культа -- придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д. Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе-ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра-вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место -- это место, имеющее очень большое значение для представителей оп-ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль-товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом-ников. Религиозный центр -- понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч-реждения и (или) административные органы религиозных орга-низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты-вая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни. Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре-лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен-ного питания. Это могут быть: Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно-го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна-ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека. Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсион-ную поездки, используют различные средства транс-порта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) желез-нодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (реч-ной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной час-ти маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной сторо-ны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пеще-ры) труднодоступны для большинства или всех средств транс-порта. Разработка туристского продукта, т.е. создание и организа-ция путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур -- комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчи-ков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путеше-ствия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Програм-ма тура -- расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это: Изучение спроса на туристском рынке и определение базо-вых составляющих тура. Расчет стоимости и установление цены тура. 3. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке На первом этапе происходит создание концепции тура, изуче-ние основных тенденций в паломническом туризме и экскурси-онном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предпола-гаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскур-сионного показа (при экскурсионной поездке) -- культовые со-оружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложе-ние с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транс-портная доступность, степень развитости инфраструктуры, каче-ство услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых меро-приятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские право-славные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд нему-сульман. После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними кон-такт и начинает переговоры. Таким образом, когда более опреде-ленными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены. Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (за-траты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскур-сионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (за-траты по менеджменту туристской организации -- арендные пла-тежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организаци-онных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчерк-нуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное -- служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы. Продвижение турпродукта на туристском рынке -- система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирова-ние сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существу-ют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это отно-сительная простота процесса продажи (не требуются посредни-ки), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать не-обходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков. Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника меж-ду производителем и потребителем. Турист приобретает отдель-ные услуги или туры у посредника. Посредники владеют инфор-мацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить са-мостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направ-ленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познава-тельных интересов туристов. К ним относятся разработка и вне-дрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий. Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут -- определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршру-те указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие марш-рута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на марш-руте. В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими ду-шевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе ту-ров религиозной тематики. Информация должна быть представле-на в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она должна поме-щаться в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репута-цией.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|