на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Перспективы развития научно-познавательного туризма на Алтае
p align="left">Объекты для научно-познавательного туризма находятся почти в каждом районе республики, перечислим часть из них:

— геологические. Горный Алтай - это настоящий геологический заповедник по всей территории, поэтому здесь находится огромное количество геологических, ландшафтных и других памятников природы, которые могут служить основном базой для развития геотуризма. Красивейшие перевалы Семинский, Чике-Таман; многочисленные водопады; долина Катуни с комплексом высоких террас, глыбовых шлейфов; ледниковое высокогорье в окрестностях Белухи и многое другое. Более подробное описание объектов выходит за рамки исследования дипломной работы;

— археологические. Наиболее яркими являются памятники, относящиеся к культурам скифского времени (VII-II века до нашей эры), и, прежде всего к пазырыкской археологической культуре;

— исторические. Изучение истории коренного и старожильческого народа республики и так далее;

— петроглифические. Интересно наследие тюркского периода (VI-X веков) Комплекс Кудыргэ в Улаганском районе, Комплекс Калбак-Таш в Онгудайском районе, Бертекская писаница в Кош-Агачском районе и так далее;

— ботанические. Наибольший интерес представляет для российских и иностранных туристов - Ботанический сад в с. Камлак, Шебалинского района и так далее;

— этнографические, зоологические и так далее объекты для развития научно-познавательного туризма в республике.

К сожалению, в последние годы со стороны туристских предприятий отмечается негативная тенденция, проведение экскурсий без использования научной базы для текста экскурсии. Экскурсии проводятся сезонными работниками, которые искажают исторические события и факты или приводят примеры традиций и обычаев не свойственные народу, проживающему на данной территории.

При строительстве объектов показа, например, алтайского аила, используются элементы и предметы быта казахского народа (напротив туристской базы Берель). Данные факты наносят непоправимый урон имиджу, не только туристского предприятия, но всему региону.

В 2006 году были прецеденты по возмещению морального и материального ущерба германскому туристу, который обнаружил не соответствие расположению предметов обихода в алтайском аиле в селе Чемал.

Скорее всего, это связано со следующими факторами:

— недостаточно подготовленными кадрами в экскурсионном обслуживании. К тому же экскурсоводы не интересно и не эмоционально проводят экскурсии;

— тексты экскурсий не утверждаются в соответствующих государственных структурах, например в Агентстве культурно-историческому наследию (далее по тексту АКИН), Министерстве туризма, в научных отделах заповедников и так далее. Научная разработка текстов экскурсий по различным маршрутам не проводится;

— недостаточной рекламной компанией, причем она должна проводиться широкомасштабно, с привлечением государственных средств.

В условиях широкой автомобилизации и увеличении в личном пользовании автомобилей высокой проходимости, жителями республики и соседних регионов стали использоваться ранее недоступные или слабо доступные территории республики.

В связи с этим наиболее сложная обстановка сложилась в Майминском районе по долине реки Катунь. В последние два года в Чемальском районе и на Телецком озере экологическая ситуация улучшается, что связано с усилением контроля местных органов власти над туристскими потоками и организацией бивуаков, уборки территории.

Быстрое развитие рекреационного хозяйства и усиливающаяся антропогенная нагрузка на природные комплексы требуют незамедлительной разработки программы туристского освоения Алтая, одним из главных принципов которой должно стать регулирование рекреационными потоками и застройкой территорий в соответствии с экологической емкостью отдельных экосистем.

Большое значение должно быть уделено инвентаризации рекреационных ресурсов, выявлению состояния наиболее посещаемых из них, разработке мероприятий по увеличению их пропускной способности, а также резервированию наиболее ценных и закрытию для посещения деградирующих.

Таким образом, быстрое развитие рекреационного хозяйства и усиливающаяся антропогенная нагрузка на природные комплексы требуют незамедлительной разработки программы туристского освоения Алтая, одним из главных принципов которой должно стать регулирование рекреационными потоками и застройкой территорий в соответствии с экологической емкостью отдельных экосистем.

Со стороны туристских предприятий отмечается негативная тенденция, проведение экскурсий без использования научной базы для текста экскурсии. Экскурсии проводятся сезонными работниками, которые искажают исторические события и факты или приводят примеры традиций и обычаев не свойственные народу, проживающему на данной территории.

2.2 Научно-познавательный туризм на примере Республики Алтай

Развитие внешнеэкономических связей, научно - техническая революция и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных стран и народов [35, с.14].

Публикации материалов исследования и проводимые конференции с сопровождением соответствующей рекламы вызывают познавательный интерес и у широкой массы людей, который и побуждает путешествовать в тот или иной регион нахождения уникальных объектов научно-познавательного туризма. Например, сенсационная находка на плато Укок.

Научно-познавательный туризм как вид путешествия является сравнительно новым в международном туризме. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в современном международном туризме.

Существует такое мнение: нет плохих регионов для развития туризма, есть разное отношение к нему.

Уникальные природно-климатические условия, богатейший биологический ресурсный потенциал и бесценное культурно-историческое наследие Республики Алтай имеющие не только общероссийское, но и мировое значение позволяют организовывать различные виды туризма.

Научно-познавательный туризм в Республике Алтай имеет огромный потенциал для развития. Республика Алтай находится на стыке нескольких государств и регионов; природных зон (сибирской тайги, степей и полупустынь Монголии); культурных миров и различных религиозных верований.

Многочисленные объекты историко-культурного и природного наследия, самые значимые включены в список объектов Всемирного природного наследия Юнеско - высочайшая вершина Азиатской части России - гора Белуха (Уч-Сумер), озеро Телецкое (Алтын-Кёль), территория древнейшей цивилизации - уникальное высокогорное плато Укок, старейший государственный заповедник - Алтайский, Катунский биосферный заповедник.

Кроме этого в Республике Алтай сформирована система особо охраняемых природных территорий республиканского ведения в целях «сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля над изменением его состояния, экологического воспитания населения».

Научно-познавательный туризм в ООПТ. В функции ООПТ помимо непосредственной охраны территории входят и научно-исследовательские работы, спектр которых определяется рангом ООПТ. Соответственно, в ходе работы исследования обладают определенным потенциалом: как информационным (информация о природе, историко-культурных объектах территории), так и кадровым (штатные научные сотрудники).

Это дает предпосылки к развитию научного туризма, а соответственно и познавательного рассчитанного на широкий круг людей.

Более того, именно ООПТ разных форм (заповедники, природные парки, заказники) должны служить базой для развития научно-познавательного и экологического туризма в регионе.

Зачастую именно ООПТ являются единственными учреждениями, занимающимися научными исследованиями в районах, «на местах».

Основные формы научно-познавательного туризма по данным ООПТ:

— специализированные туры, проводимые сотрудниками научных отделов. Как комплексные, с целью ознакомления с региональными особенностями природы, истории и культуры. Так и специализированные (например, наблюдение птиц, ботанические и прочее), такие туры пользуются спросом в основном у иностранных граждан, где распространены клубы любителей природы, члены которых путешествуют по всему миру для наблюдения за орнитофауной разных регионов. В этих турах обычно используются экскурсоводы из числа научных сотрудников заповедников;

— проведение совместных научных экспедиций. В данном случае ООПТ выступает как организатор и непосредственный участник экспедиции по интересующей тематике, взамен получает необходимую научную информацию (отчеты участников экспедиции). Помимо этого это также способствует «рекламе» данной ООПТ в сфере научно-исследовательских организаций;

— проведение студенческих практик. Здесь возможно два варианта.

1. Сотрудники ООПТ непосредственно проводят учебную практику студентов (обучают навыкам работы в поле по выбранной специальности).

2. Заказывают проведение необходимых научных работ, которые по разным причинам невозможно выполнить силами научных отделов. При этом ООПТ составляют программу работ, предоставляют необходимые фондовые и опубликованные материалы, определяет сроки сдачи отчета.

Как видно из вышеизложенного, при организации научно-познавательного туризма используется не только непосредственно территория ООПТ, но и кадровый и технический потенциал, информационная база.

Для составления программ научно-познавательных туров на основе анализа природных историко-культурных особенностей региона необходимо отобрать наиболее интересные по разным направлениям объекты научно-познавательного туризма.

Они могут быть как природными (интересные геологические обнажения, реликтовые природные комплексы, местообитания редких видов растений и животных и так далее), так и антропогенные (историко-культурные памятники, традиционное хозяйство и так далее).

При проведении подобной работы необходимо учитывать следующие критерии:

— уникальность. Как правило, интерес привлекают уникальные объекты;

— доступность. Специфика научной полевой работы состоит в том, что за ограниченное количество времени необходимо получить максимальное количество фактического материала, поэтому приоритеты отдаются относительно легкодоступным и малоудаленным от населенных пунктов и дорог объектам (при прочих равных условиях);

— комплексность. В целом для научно-познавательного туризма характерна четкая целевая установка. Поэтому наибольшую значимость имеют комплексные объекты, сочетающие в себе несколько предметов наблюдения и изучения. Эти объекты предпочтительнее использовать при организации комплексных научно-познавательных туров. Например, погребальные комплексы Ак-Алаха на плато Укок в Кош-Агачском районе, которые сочетают оленные камни и погребения;

— системность. Объект по возможности должен отражать систему сопряженных элементов (природных комплексов, форм рельефа и так далее). Например, для геоморфологических экскурсий необходимо выбирать места, где наглядно представлена динамическая цепочка. Например, разломы, образованные при землетрясении 2003 году в селе Беляши, Кош-Агачского района;

— полнота имеющейся информации. Приоритет при прочих равных условиях следует отдавать более изученным объектам, для которых существует большой объем полученной информации. Это особенно важно при проведении студенческих практик и специализированных научных туров.

Опыт проведения научно-познавательного туризма в ООПТ, на примере Катунского заповедника.

В заповеднике проводятся полевые экспедиции (по классификации это считается научным туризмом, хотя присутствуют элементы познавательного), во время проведенных полевых работ обследованы центральная, северная и южная части заповедной территории, а также окрестности селе Усть-Кокса (биосферный полигон).

В рамках зоологических исследований заложены два постоянных научных маршрута для зимнего маршрутного учета; собирается материал по численности копытных и хищных млекопитающих; проводятся исследования по изучению населения птиц; выявляется виды птиц и так далее.

Сотрудники заповедника принимают участие в региональных и международных научных конференциях и семинарах, а также проводят международные семинары на базе заповедников.

В заповеднике функционирует одна учебная экологическая школа для школьников (занятия проходят на базе центральной усадьбы заповедника); летние экологические лагеря для школьников проводятся ежегодно. Проживание в палатках (стационара нет).

Число посетителей и основные категории рекреантов в 2008 году:

- территорию заповедника в летний период по путевкам, выданным Администрацией заповедника, посетило 225 человек. Основные категории посетителей:

60 % - жители Усть-Коксинского района (в основном школьники)

35% - жители из других регионов (в основном дети)

15 % - иностранцы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.