p align="left">Объекты для научно-познавательного туризма находятся почти в каждом районе республики, перечислим часть из них: — геологические. Горный Алтай - это настоящий геологический заповедник по всей территории, поэтому здесь находится огромное количество геологических, ландшафтных и других памятников природы, которые могут служить основном базой для развития геотуризма. Красивейшие перевалы Семинский, Чике-Таман; многочисленные водопады; долина Катуни с комплексом высоких террас, глыбовых шлейфов; ледниковое высокогорье в окрестностях Белухи и многое другое. Более подробное описание объектов выходит за рамки исследования дипломной работы; — археологические. Наиболее яркими являются памятники, относящиеся к культурам скифского времени (VII-II века до нашей эры), и, прежде всего к пазырыкской археологической культуре; — исторические. Изучение истории коренного и старожильческого народа республики и так далее; — петроглифические. Интересно наследие тюркского периода (VI-X веков) Комплекс Кудыргэ в Улаганском районе, Комплекс Калбак-Таш в Онгудайском районе, Бертекская писаница в Кош-Агачском районе и так далее; — ботанические. Наибольший интерес представляет для российских и иностранных туристов - Ботанический сад в с. Камлак, Шебалинского района и так далее; — этнографические, зоологические и так далее объекты для развития научно-познавательного туризма в республике. К сожалению, в последние годы со стороны туристских предприятий отмечается негативная тенденция, проведение экскурсий без использования научной базы для текста экскурсии. Экскурсии проводятся сезонными работниками, которые искажают исторические события и факты или приводят примеры традиций и обычаев не свойственные народу, проживающему на данной территории. При строительстве объектов показа, например, алтайского аила, используются элементы и предметы быта казахского народа (напротив туристской базы Берель). Данные факты наносят непоправимый урон имиджу, не только туристского предприятия, но всему региону. В 2006 году были прецеденты по возмещению морального и материального ущерба германскому туристу, который обнаружил не соответствие расположению предметов обихода в алтайском аиле в селе Чемал. Скорее всего, это связано со следующими факторами: — недостаточно подготовленными кадрами в экскурсионном обслуживании. К тому же экскурсоводы не интересно и не эмоционально проводят экскурсии; — тексты экскурсий не утверждаются в соответствующих государственных структурах, например в Агентстве культурно-историческому наследию (далее по тексту АКИН), Министерстве туризма, в научных отделах заповедников и так далее. Научная разработка текстов экскурсий по различным маршрутам не проводится; — недостаточной рекламной компанией, причем она должна проводиться широкомасштабно, с привлечением государственных средств. В условиях широкой автомобилизации и увеличении в личном пользовании автомобилей высокой проходимости, жителями республики и соседних регионов стали использоваться ранее недоступные или слабо доступные территории республики. В связи с этим наиболее сложная обстановка сложилась в Майминском районе по долине реки Катунь. В последние два года в Чемальском районе и на Телецком озере экологическая ситуация улучшается, что связано с усилением контроля местных органов власти над туристскими потоками и организацией бивуаков, уборки территории. Быстрое развитие рекреационного хозяйства и усиливающаяся антропогенная нагрузка на природные комплексы требуют незамедлительной разработки программы туристского освоения Алтая, одним из главных принципов которой должно стать регулирование рекреационными потоками и застройкой территорий в соответствии с экологической емкостью отдельных экосистем. Большое значение должно быть уделено инвентаризации рекреационных ресурсов, выявлению состояния наиболее посещаемых из них, разработке мероприятий по увеличению их пропускной способности, а также резервированию наиболее ценных и закрытию для посещения деградирующих. Таким образом, быстрое развитие рекреационного хозяйства и усиливающаяся антропогенная нагрузка на природные комплексы требуют незамедлительной разработки программы туристского освоения Алтая, одним из главных принципов которой должно стать регулирование рекреационными потоками и застройкой территорий в соответствии с экологической емкостью отдельных экосистем. Со стороны туристских предприятий отмечается негативная тенденция, проведение экскурсий без использования научной базы для текста экскурсии. Экскурсии проводятся сезонными работниками, которые искажают исторические события и факты или приводят примеры традиций и обычаев не свойственные народу, проживающему на данной территории. 2.2 Научно-познавательный туризм на примере Республики Алтай Развитие внешнеэкономических связей, научно - техническая революция и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных стран и народов [35, с.14]. Публикации материалов исследования и проводимые конференции с сопровождением соответствующей рекламы вызывают познавательный интерес и у широкой массы людей, который и побуждает путешествовать в тот или иной регион нахождения уникальных объектов научно-познавательного туризма. Например, сенсационная находка на плато Укок. Научно-познавательный туризм как вид путешествия является сравнительно новым в международном туризме. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в современном международном туризме. Существует такое мнение: нет плохих регионов для развития туризма, есть разное отношение к нему. Уникальные природно-климатические условия, богатейший биологический ресурсный потенциал и бесценное культурно-историческое наследие Республики Алтай имеющие не только общероссийское, но и мировое значение позволяют организовывать различные виды туризма. Научно-познавательный туризм в Республике Алтай имеет огромный потенциал для развития. Республика Алтай находится на стыке нескольких государств и регионов; природных зон (сибирской тайги, степей и полупустынь Монголии); культурных миров и различных религиозных верований. Многочисленные объекты историко-культурного и природного наследия, самые значимые включены в список объектов Всемирного природного наследия Юнеско - высочайшая вершина Азиатской части России - гора Белуха (Уч-Сумер), озеро Телецкое (Алтын-Кёль), территория древнейшей цивилизации - уникальное высокогорное плато Укок, старейший государственный заповедник - Алтайский, Катунский биосферный заповедник. Кроме этого в Республике Алтай сформирована система особо охраняемых природных территорий республиканского ведения в целях «сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля над изменением его состояния, экологического воспитания населения». Научно-познавательный туризм в ООПТ. В функции ООПТ помимо непосредственной охраны территории входят и научно-исследовательские работы, спектр которых определяется рангом ООПТ. Соответственно, в ходе работы исследования обладают определенным потенциалом: как информационным (информация о природе, историко-культурных объектах территории), так и кадровым (штатные научные сотрудники). Это дает предпосылки к развитию научного туризма, а соответственно и познавательного рассчитанного на широкий круг людей. Более того, именно ООПТ разных форм (заповедники, природные парки, заказники) должны служить базой для развития научно-познавательного и экологического туризма в регионе. Зачастую именно ООПТ являются единственными учреждениями, занимающимися научными исследованиями в районах, «на местах». Основные формы научно-познавательного туризма по данным ООПТ: — специализированные туры, проводимые сотрудниками научных отделов. Как комплексные, с целью ознакомления с региональными особенностями природы, истории и культуры. Так и специализированные (например, наблюдение птиц, ботанические и прочее), такие туры пользуются спросом в основном у иностранных граждан, где распространены клубы любителей природы, члены которых путешествуют по всему миру для наблюдения за орнитофауной разных регионов. В этих турах обычно используются экскурсоводы из числа научных сотрудников заповедников; — проведение совместных научных экспедиций. В данном случае ООПТ выступает как организатор и непосредственный участник экспедиции по интересующей тематике, взамен получает необходимую научную информацию (отчеты участников экспедиции). Помимо этого это также способствует «рекламе» данной ООПТ в сфере научно-исследовательских организаций; — проведение студенческих практик. Здесь возможно два варианта. 1. Сотрудники ООПТ непосредственно проводят учебную практику студентов (обучают навыкам работы в поле по выбранной специальности). 2. Заказывают проведение необходимых научных работ, которые по разным причинам невозможно выполнить силами научных отделов. При этом ООПТ составляют программу работ, предоставляют необходимые фондовые и опубликованные материалы, определяет сроки сдачи отчета. Как видно из вышеизложенного, при организации научно-познавательного туризма используется не только непосредственно территория ООПТ, но и кадровый и технический потенциал, информационная база. Для составления программ научно-познавательных туров на основе анализа природных историко-культурных особенностей региона необходимо отобрать наиболее интересные по разным направлениям объекты научно-познавательного туризма. Они могут быть как природными (интересные геологические обнажения, реликтовые природные комплексы, местообитания редких видов растений и животных и так далее), так и антропогенные (историко-культурные памятники, традиционное хозяйство и так далее). При проведении подобной работы необходимо учитывать следующие критерии: — уникальность. Как правило, интерес привлекают уникальные объекты; — доступность. Специфика научной полевой работы состоит в том, что за ограниченное количество времени необходимо получить максимальное количество фактического материала, поэтому приоритеты отдаются относительно легкодоступным и малоудаленным от населенных пунктов и дорог объектам (при прочих равных условиях); — комплексность. В целом для научно-познавательного туризма характерна четкая целевая установка. Поэтому наибольшую значимость имеют комплексные объекты, сочетающие в себе несколько предметов наблюдения и изучения. Эти объекты предпочтительнее использовать при организации комплексных научно-познавательных туров. Например, погребальные комплексы Ак-Алаха на плато Укок в Кош-Агачском районе, которые сочетают оленные камни и погребения; — системность. Объект по возможности должен отражать систему сопряженных элементов (природных комплексов, форм рельефа и так далее). Например, для геоморфологических экскурсий необходимо выбирать места, где наглядно представлена динамическая цепочка. Например, разломы, образованные при землетрясении 2003 году в селе Беляши, Кош-Агачского района; — полнота имеющейся информации. Приоритет при прочих равных условиях следует отдавать более изученным объектам, для которых существует большой объем полученной информации. Это особенно важно при проведении студенческих практик и специализированных научных туров. Опыт проведения научно-познавательного туризма в ООПТ, на примере Катунского заповедника. В заповеднике проводятся полевые экспедиции (по классификации это считается научным туризмом, хотя присутствуют элементы познавательного), во время проведенных полевых работ обследованы центральная, северная и южная части заповедной территории, а также окрестности селе Усть-Кокса (биосферный полигон). В рамках зоологических исследований заложены два постоянных научных маршрута для зимнего маршрутного учета; собирается материал по численности копытных и хищных млекопитающих; проводятся исследования по изучению населения птиц; выявляется виды птиц и так далее. Сотрудники заповедника принимают участие в региональных и международных научных конференциях и семинарах, а также проводят международные семинары на базе заповедников. В заповеднике функционирует одна учебная экологическая школа для школьников (занятия проходят на базе центральной усадьбы заповедника); летние экологические лагеря для школьников проводятся ежегодно. Проживание в палатках (стационара нет). Число посетителей и основные категории рекреантов в 2008 году: - территорию заповедника в летний период по путевкам, выданным Администрацией заповедника, посетило 225 человек. Основные категории посетителей: 60 % - жители Усть-Коксинского района (в основном школьники) 35% - жители из других регионов (в основном дети) 15 % - иностранцы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|