Перспективы развития туризма в современном Казахстане
73 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М. Горького ФАКУЛЬТЕТ «ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ» Кафедра «Культурология Перспективы развития туризма в современном Казахстане Дипломная работа студента Степанцовой А. Екатеринбург 2008 год Введение Слово «tourist» появилось в английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН «турист» - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2007, с.321. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. - Алматы, 2002, с.152. С данным понятием мы сталкиваемся, практически, каждый день. Это могут быть сообщения из рекламных объявлений по радио, телевизору, Интернет; разговоры окружающих, побывавших в каком-нибудь туре; вид с улицы офиса туристической фирмы, на входной двери которого всегда можно увидеть объявления о «горящих» турах. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вне дома. Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности там же, с.159. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма :Справочник.-М.:Финансы и статистика, 2000, с.245. Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику. Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Так, в реализации положений индустриально-инновационного развития экономики страны ведущая роль принадлежит системе кластеров, в частности туристскому кластеру. Современные тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучившие известнейшие курорты мира, стремятся в те страны, где туристический сектор только начинает развиваться. С этой позиции привлекательность Казахстана растет. Глава государства Н.Назарбаев отметил необходимость разработки плана по созданию и развитию туристического кластера. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Ожидается, что к 2010 году число международных туристических поездок превысит миллиард, а поступления от туристской индустрии составит 1,2 триллиона долларов. В республике действует концепция развития туризма в Республике Казахстан, в которой отмечено, что туризма способен оказать три положительных эффекта на экономику страны: во-первых, обеспечить приток иностранной валюты и оказывать положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт; во-вторых, помогает увеличить занятость населения; в третьих, способствует развитию инфраструктуры страны. На современном этапе развития туризма Казахстан становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути. Одним из наиболее привлекательным ресурсов для туристов дальнего зарубежья являются казахстанские горы. Кроме природных достопримечательностей, Казахстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Организация транзитных туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Казахстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, КНР, Корея, а также европейских государств. Статистические данные по состоянию на 01.01.2008 г. свидетельствуют о значительном росте объемов туризма в республике. Так в сравнении с тем же периодом 2006 года, количество обслуженных туристов составило 1134062 человек в 2007 году, а в 2006 году 1079204 человек. Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан. Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи: - изучены основные теоретические аспекты туризма; - раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан; - исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны; - проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие; - выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан. Информационной базой исследования проведенного в дипломной работе стали данные Агентства статистики Республики Казахстан и Министерства Республики Казахстан по туризму и спорту. Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и т.д. Дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, 3-х глав и заключения. Глава 1. Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан1.1 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимостиИсходя из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства Никитинский Е.С., Вуколов В.Н. Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости// Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту, Казахская академия спорта и туризма. Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2006. С. 215-220..Историческими предпосылками развития туризма в Казахстане является становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования, которого относится к третьему тысячелетию до н.э.В советский период в Казахстане, в основном развивался внутренний туризм. Доля международного туризма была не значительной. Следует отметить что, туризм в Советском Союзе представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. При этом прибыль, получаемая Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям, ежегодно возрастала вплоть до 80-ых годов прошлого века.С началом государственной независимости Республике Казахстан туристская отрасль не получила принципиальных структурных и содержательных изменений. Не уделялось внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. К тому же, на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказалась систематическая реорганизация органов государственного управления, отвечавших за развитие туризма и сокращение финансирования на их содержание. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет Огиенко Н.А. Туризм, как средство познания собственной цивилизации. Проблемы, пути решения. // Казахстановедение: познавательные, оценочные и прикладные проблемы. Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2006. С. 450-453..В период с 2005-2007 годы, были приняты кардинальные меры для формирования эффективной индустрии туризма Республики Казахстан. Целями реформирования туристской отрасли является:- превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный туристский продукт для международного туристского рынка; - развитие туристской инфраструктуры; - сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов; - обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; - повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма; - развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - активизация государственной политики в области туризма; - совершенствование системы регулирования туристской деятельностью; - дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма; - защита туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки; - обеспечение безопасности туристов; - формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского рынка; - совершенствование системы информационного обеспечения; - углубление научных исследований в области туризма; - приведение методики статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами; - стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов; - улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности; - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; развитие международного сотрудничества в области туризма; - обеспечение мер по охране окружающей среды и сохранение культурного наследия Никитинский Е.С., Вуколов В.Н. Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости// Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту, Казахская академия спорта и туризма. Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2006, с.13. Начало независимости Республики Казахстан характеризуется быстрым развитием международного туризма. В связи с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые. На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации («Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям», «Интурист», БММТ «Спутник»), то в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций. Выездные туристские потоки были сориентированы на Польшу. КНР (шоп-туры) и Болгарию (отдых). Странами, генерирующими туристские потоки в Казахстан, в этот период были Великобритания, ФРГ, КНР, США. Удельный вес туризма в ВВП в этот период составлял: в 1991 году --0,03%, в 1992 году -- 0,09%, в 1993 году -- 0,06%, в 1994 году -- 0,08% [13, с.196]. Объем выездного туризма в период с 1992-1994 гг. вырос в три раза; если в 1992 году было зафиксировано 233990 туристов выехавших за пределы республики, то уже в 1994 году соответственно 700492 туристов. Въездных туристов за данный период увеличилось в 2 раза, так как в 1992 году в Казахстане было принято 236044 иностранных туристов, а в 1995 году соответственно 450718 туристов Накатков Ю.С. История туризма Казахстана. - Алматы, 2001, с.125.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|