на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Коломенский государственный педагогический институт

Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Тюленьков

Коломна - 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте

1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта

1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания

1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов

1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей

Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент

Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста

3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов

3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей

3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет

3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет

Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода

4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки

4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле

4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы

4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки

Выводы

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Отечественный футбол после очевидного спада на протяжении последнего десятилетия, перешел в стадию повышения технико-тактического мастерства и зрелищности игры команд премьер лиги.

С одной стороны, это связано с большим притоком в российские команды зарубежных футболистов, с другой, существенным уменьшением рассогласования в уровне мастерства "лидеров" и "аутсайдеров".

В то же время постоянно ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков, что косвенно свидетельствует о снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов, а следовательно и специалистов этой отрасли.

Выход из создавшегося положения во многом связан с внедрением" в методику подготовки спортивного резерва современных научно-методических основ управления и организации тренировочного процесса, которые нашли отражение в фундаментальных исследованиях последних лет (А.А. Сучилин, 1996; А.П. Золотарев, 1997; Г.С. Лалаков, 1998; А.И. Шамардин, 2000).

Специалисты отмечают, что существенные резервы роста мастерства футболистов кроются в повышении скорости выполнения технических приемов, за счет нахождения путей совершенствования физической подготовленности игроков и, особенно, ее скоростно-силового компонента.

Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.

Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт (В. Гранаткин, Е. Фокин, 1953; Б.П. Набоков, 1963; A.M. Акимов, 1968, 1978 и др.). В этих и других работах всесторонне рассматриваются вопросы техники и тактики вратарского искусства, но вопросы организации физической подготовки раскрываются лишь с позиций первостепенного влияния двигательных качеств на уровень и качество игры.

К наиболее фундаментальным исследованиям, посвященным подготовке квалифицированных футбольных вратарей и их ближайшего резерва следует отнести диссертационную работу А.И. Шамардина (1978), но и в ней вопросы физической подготовки игроков данного амплуа рассматриваются фрагментарно.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.

Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Гипотеза. Предполагалось, что программирование тренировочного процесса, основанного на объективном учете уровня и структуры физической подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать систему физической подготовки, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала игроков данного амплуа.

Объект исследования. Проявления двигательных способностей юных футболистов на различных этапах возрастного и спортивного онтогенеза, включая вратарей.

Предмет исследования. Физическая подготовка вратарей 15-16 лет, основанная на использовании такого методического подхода, как программирование тренировочного процесса.

Теоретическая значимость. Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.

Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.

Научная новизна. В работе впервые определены сенситивные периоды двигательных качеств вратарей 12-16 лет. Показано, что вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлено, что наибольшие резервы роста физической подготовленности юных футболистов заключаются в возможностях развития силы и скоростно-силовых способностей; разработаны количественные критерии оценки различных сторон физической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.

Обосновано рациональное распределение разнонаправленных физических нагрузок в полугодовом макроцикле соревновательного периода с учетом соотношения общеподготовительных, специальноподготовительных и специализированных упражнений различной координационной сложности, обеспечивающих повышение физических кондиций вратарей 15-16 лет.

Практическая значимость результатов работы характеризуется возможностью их использования в следующих направлениях:

· в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп СДЮШОР и ДЮСПТ;

· при планировании тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки вратарей 15-16 лет;

· при внесении коррекции в программно-нормативные документы для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу;

· в системе силовой и скоростно-силовой подготовки вратарей учебно-тренировочных групп 5-6 годов обучения.

ГЛАВА I. ПРОГРАММИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТЕ

Одним из перспективных путей оптимизации существующих систем физического воспитания и спортивной подготовки является "программированное обучение".

Термин "программированное" пришел в педагогику из области эксплуатации электронно-вычислительных машин. В классическом его определении он звучит как автоматическое регулирование управляемости изучаемой программы. [91]

Известно, что процесс обучения - это взаимосвязанная деятельность педагога и его учеников, в нашем случае, тренера и спортсмена. В процессе обучения (тренировки) тренер должен не только сообщить ученикам те или иные сведения, но и управлять его активной деятельностью. В этом плане прокраммированное обучение открывает большие перспективы, поскольку всякое преобразование информации связано с процессом управления целенаправленной деятельностью. Отсутствие же целенаправленности воздействий означает по сути дела отсутствие управления процессом общения или тренировки. Особенно важно уяснение этого положения для совершенствования обучения как управляемого процесса. Чем конкретнее поставлена цель и задачи ее выполнения, тем выше вероятность эффективности обучения. [25]

В этой связи наличие целевой установки, как необходимого признака всякой управляемой системы, и постоянное изменение состояния управляемого объекта в процессе управления, требуют программы действия (операции) для управляемого органа.

В основе программирования лежит так называемая структурно-логическая схема, которая представляет собой схематические описания логического построения учебных (тренировочных) мероприятий, с помощью которых информация, сообщения обучаемым, преобразовывается в его знания, умения и навыки. [91, 153] В ней дается: 1) систематизированный перечень элементов информации, определенным образом дозированных, связанных между собой и с соответствующими разделами других (предшествующих) разделов работы в определенной логической последовательности; 2) указания на применяемые методы обучения, формы, способы контроля и самоконтроля результатов изучения материалов. [26]

Программированное обучение основывается на доведении информации до обучаемых, самостоятельном осмысливании этой информации, решении практических задач, привитии практических навыков, контроле степени условия информации. [82]

Многие принципиальные положения, касающиеся программированного обучения, с успехом реализуются в исследованиях в области теории и методики спортивной тренировки, включая и теорию и методику детско-юношеского спорта. [11, 18,25,39,54,81,83, 107 и др.]

1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта

Одним из первых разработкой методики программированного обучения в спорте начал заниматься С.В. Малиновский. [82, 83] Разработанные им универсальные контрольные программы, способствовали ускорению освоения юными спортсменами новой игровой деятельностью. Такие программы состояли из ряда разделов, каждый из которых имеет несколько уровней трудности. Уровень трудности позволял определить объем материала, содержание и последовательность его изучения.

Ключевые разработки в отношении применения принципа программированного обучения в спорте принадлежат Ю.В. Верхошанскому [24], который к тому же реализовал его при физической подготовке спортсмена. [25] Согласно основным его методическим разработкам, программирование - это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Вместо аналитико-синтетического подхода Ю.В. Верхошанский предлагает переход к программно-целевому принципу организации тренировки. Этот принцип исходит прежде всего из постановки конкретных целевых задач на том или ином этапе подготовки и соревновательной деятельности, обеспечивающей их реализацию. Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными . целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки.

Программирование тренировки, являясь одним из главных составляющих управления, решает задачи нахождения наиболее эффективных способов перевода систем и функций организма спортсмена на максимально доступный уровень устойчивого функционирования с учетом гетерохронности их развития и совершенствования в рамках конкретного времени в целях достижения Сединой функциональной системой организма общего полезного результата. [24, 25, 26]

Предпосылками программирования спортивной тренировки выступают причинно-следственные связи, лежащие в основе сочетания средств и методов тренировочного воздействия специально организованных физических упражнений, предназначенных для целенаправленного совершенствования систем и функций организма спортсмена. Многокомпонентность данной системы, составляющей базу знаний для программирования спортивной тренировки, в силу ограниченности действия известных закономерностей спортивной тренировки, затрудняет определение цели и способов ее достижения и снижает прогностичность принятия решения. [11]

Программирование - это система действий, целью которых является нахождение наиболее эффективных способов перевода состояния спортсмена на новый максимально доступный и устойчивый уровень. Программирование спортивной тренировки складывается из упорядоченных логических операций и основывается на базе знаний, в большей своей части не поддающихся формализации. Решение задачи эффективного программирования тренировки возможно за счет формализации самого процесса программирования и разработки алгоритмов, составляющих технологию программирования.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.