p align="left">При этом, определяющим нормативно-правовым актом, регулирующим направление развития туризма в стране остается Программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. На основе этой Программы регионы государства, в том числе и Могилевская область разработали свои местные программы. Так, на территории Могилевской области действует Программа развития туризма в Могилевской области на 2006 - 2010 годы, которая предусматривает в качестве основной цели развитие познавательного туризма и развитие объектов экскурсионного показа [2]. Анализ правового фактора развития индустрии туризма на территории Могилевской области показал, что здесь наметились отдельные положительные тенденции, которые однако, не лишены определенного бюрократизма со стороны местных органов власти, что, в конечном счете, сказывается на темпах развития туризма. Благодаря либерализации условий деятельности в сфере туризма, в Беларуси в индустрии туризма достигнута положительная динамика в развитии. Так, в соответствии с Национальной программой развития туризма в Беларуси в 2008 году проведена работа на 440 объектах, что в 2 раза больше, чем в 2007 году. Введены в строй 222 объекта, из них 137 - объекты, строительство которых в прошлом году только началось и в том же году успело успешно завершиться [8]. В 2009 году работа в этом направлении несколько замедлилась, что связано с мировым экономическим кризисом, но, в целом, положительная динамика развития туристической отрасли сохранилась. Реализация подпрограммы Национальной программы развития туризма «Развитие инфраструктуры туризма в 2006-2010г.г.» [2] позволила улучшить имидж городов и поселков через создание и посещение новых туристических объектов, повлияла на увеличение товарооборота, создание рабочих мест. Особое внимание в прошлом году уделялось развитию объектов общественного питания придорожного сервиса, размещения и досуга, а также улучшению сервиса оказываемых услуг. Только на территории малых городов и средних поселений в 2009 году проведена работа по обустройству 16 объектов туристической инфраструктуры. Как видим, Могилевская область преуспела в этом направлении, несмотря на то, что регион не обладает такой развитой инфраструктурой и ресурсами, как соседние регионы - Витебская, Минская и Гомельская области. Интересным представляется рассмотрение экономических факторов развития туризма в Могилевской области. Среди них наиболее важными являются: развитие регионального транспорта; развитие региональных средств массовых коммуникаций; перераспределение собственности в регионах. Относительно первого из указанных факторов следует сказать, что пассажирские и грузовые перевозки в Могилевской области осуществляет ряд государственных предприятий (Республиканское унитарное Могилевское автомобильное предприятие «Облавтотранс» (РУМАП «Облавтотранс»), Транспортное республиканское унитарное предприятие «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» (ТРУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»)), а также множество частных перевозчиков, зачастую предлагающих наиболее качественный сервис и закрывающих несколько стратегически важных для развития туризма направлений [3]. Могилевская область обладает довольно развитой сеть автомобильных и железнодорожных дорог. В целом, исходя из оценки Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь регион обладает достаточной сетью автодорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием. Кроме того, транспортная сеть области характеризуется хорошими показателями в сфере развития дорог местного значения. Практически все районные центры, даже такие маленькие, как Горки, Кричев, Быхов располагают объездными путями, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития дорожного хозяйства Могилевской области. Районы в пределах области связаны между собой несколькими линиями автодорог, что предоставляет транспортным предприятиям эффективно соорганизовывать свою работу с имеющимися возможностями. В настоящее время на территории области проводятся работы по совершенствованию покрытия автомобильных дорог - грунтовые дороги сменяются асфальтированными, расширяется дорожное полотно, увеличивается пропускная способность автодорог и мостов. В то же время, в Могилевской области не ведется работ по постройке новых направлений. Маршрутная сеть области, включающая в себя 130 городских, 382 пригородных, 78 междугородных и 3 международных маршрута обслуживается 706 автобусами различной вместимости. Данная сеть разработана с учетом потребностей населения в перевозках на основе постоянного изучения пассажиропотоков, увязана с графиком движения поездов по железнодорожным станциям, охватывает все города и городские поселки, центральные усадьбы колхозов (совхозов), сельских Советов, агрогородки и другие населенные пункты в соответствии с государственными социальными стандартами, которые в области выполняются на 100% [53]. Водный транспорт имеет два пункта дислокации - в Могилеве и Бобруйске, что обуславливается географическими причинами - судоходностью рек - Днепра и Березины, соответственно. Речной порт «Могилёв» находится на реке Днепр в пределах областного центра. На балансе имеется 9 буксирных теплоходов, 8 несамоходных судов, пассажирская плавверанда "Волна", плавучий пункт технического обслуживания флота. Речной порт «Бобруйск» находится на реке Березине и предназначен для перевозки лесных грузов, добычи песка строительного с последующей его реализацией дорожно-строительным предприятиям республики. Общая протяженность водных путей на которых работает порт "Бобруйск" составляет 369 км. На вооружении порта находятся 6 единиц буксирного флота, 24 единицы несамоходного флота, 5 единиц портальных кранов, один плавучий, кран, две земмашины для добычи песка [47]. РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» - сложное многопрофильное хозяйство, которое обслуживает 30 тысяч квадратных километров территории Могилевской области. В отделение также входят 5 районов Минской области, 3 - Гомельской области и один район Витебской области. На обслуживании у предприятия находится более чем 1180 километров главных, 495-станционных и 231 подъездных железнодорожных путей. За состояние этих важнейших параметров прямую ответственность несут четыре дистанции пути - Кричевская, Могилевская, Осиповичская и Бобруйская [47]. Анализ показал, что развитие и состояние транспортной инфраструктуры в Могилевской области находится на довольно высоком уровне, способном обеспечить в настоящее время перемещение большого потока пассажиров по территории региона и за его пределами. Однако и здесь есть отдельные моменты, лишающие индустрию туризма некоторых возможностей в своем развитии. Например, водный транспорт не обладает ни одной единицей техники, способной перевозить туристов на дальние расстояния, что исключает возможность предоставления гостям области такой востребованной услуги - как водная прогулка. Такое состояние транспортной системы региона напрямую зависит от состояния региональных транспортных коммуникаций. И здесь, при анализе этого фактора развития индустрии туризма, следует дать две, совершенно противоположные оценки состоянию этой отрасли региональной экономики Могилевской области. Если к качеству автомобильных дорог, разветвленности транспортной системы и коммуникаций по большому счету претензий со стороны туристских компаний и собственно туристов нет, то от состояния инфраструктуры, пунктов общественного питания и придорожного сервиса следует ожидать дальнейшего развития. По-прежнему, в области встречаются довольно продолжительные участки оживленных дорог без соответствующего сервиса - отсутствуют не только средства размещения и отдыха, но даже услуги - телефон, вода, туалет. Такое положение вещей несколько снижает оценку Могилевской области как региона с высокими туристскими возможностями. Кроме транспортного обеспечения и соответствующей инфраструктуры для развития туризма в регионе необходима высокая концентрация средств размещения как в областном центре, так и в других, более мелких городах, где размещены основные туристские ресурсы Могилевской области - Бобруйске, Славгороде, Быхове. Однако наиболее востребованными гостиницами со стороны туристов остаются могилевские гостиницы. Это связано прежде всего с тем, что именно в Могилев изначально прибывают туристы, желающие ознакомиться с историей края, его достопримечательностями. Кроме того, Могилев имеет удачное географическое расположение в центре области, что обеспечивает возможность доставки туристов в любой район области и возвращение в Могилев в течение одного дня. В Могилеве в настоящее время свои услуги предоставляют 13 гостиниц, и которых 7 осуществляют свою деятельность на основе частного капитала и характеризуются малым количеством номеров (от 9 до 26 мест) и высоким качеством обслуживания. Соответственно ценовой диапазон предоставляемых услуг в таких гостиницах заметно выше, чем в государственных. Так, минимальный уровень цены за предоставление места на сутки в частной гостинице «Славянская» составляет 75.000 рублей, в гостинице «Ким» и гостиничном комплексе «Губернский» - 150.000 рублей, в гостинице «Лира» - 130.000, а в гостинице комплекса «Белорусская деревня XIX века» - 70.000 рублей. [47]. В свою очередь государственные гостиницы предлагают свои услуги по значительно более низким ценам - от 9.000 рублей (гостиница комбината силикатных изделий «Северянка»), 36.000 рублей (гостиница «Турист»), до 226.000 рублей (ГФОУ «Космос-корт»), 250.000 рублей (гостиница «Могилев»). Однако, ни одна и этих гостиниц не соответствует европейскому уровню. Кроме того, ни одна из них не имеет собственного интернет-ресурса, что затрудняет ориентацию в предоставляемых услугах и ценовом диапазоне этих гостиниц. Практически все частные гостиницы (Гостиничный комплекс «Губернский», частная гостиница «Ким», гостиница «Славянская», гостиница комплекса «Белорусская деревня XIX в.») имеют свое представительство в сети Интернет. Кроме того, такие гостиницы обладают системой on-line бронирования номеров, которое невозможно для государственных гостиниц и позволяет туристу сэкономить до 10% от стоимости услуг. Среди дополнительных услуг, большинство гостиниц города предлагают следующие: ресторан, кафе, сауна, бассейн, стоянка TIR, автостоянка, теннисные корты, тренажерный зал. Кроме того, гостиница «Турист» и гостиничный комплекс «Губернский» к услугам туристов предлагают залы для конференций. Несмотря на высокий уровень обслуживания и наиболее широкий круг дополнительных услуг - частные гостиницы с их малым номерным фондом (96 мест) не способны удовлетворить даже половины потребностей туристской индустрии региона. К ним на помощь приходят крупнейшие государственные гостиницы - «Могилев» (400 мест) и «Турист» (221 место), которые, в отличие от производственных гостиниц в состоянии предложить конкурентоспособный уровень обслуживания иностранных туристов. Именно эти гостиницы, в основном, и сотрудничают с туристскими фирмами региона, предоставляя последним средства размещения туристов по заключенным договорам, обладают автоматическими системами управления номерным фондом и коммуникациями соответствующего уровня. Информацию об этих гостиницах можно найти как в брошюрах и рекламных проспектах, так и в сети Интернет. Эти способы продвижения туристского продукта на рынок являются традиционными и достаточно развиты в Могилевской области. Однако, регион характеризуется не только такими направлениями развития маркетинговой составляющей туризма - на Могилевщине проходят многочисленные международные фестивали, самые известные из которых "Золотой шлягер" и "Магутны божа", которые играют огромную роль в привлечении потока иностранных туристов в регион. Существует ряд интернет-ресурсов, на которых можно найти информацию относительно имеющихся в регионе средств размещения. Среди них - Могилевский городской информационно-справочный портал и сайт сети гостиниц Могилева «Славянская». Однако, брошюры и проспекты можно найти лишь непосредственно в Могилеве. Они не распространяются за его пределы, лишь изредка проходит информация о средствах размещения в местных газетах и на телевидении. В целом, реклама региона находится на низком уровне. В целях продвижения туристского продукта области на внешний рынок, информирования населения области о возможностях туризма и путешествий, новых экскурсионных маршрутах, проводимых туристских мероприятиях на сайте Могилёвского облисполкома создан специальный раздел, включающий в себя подразделы: нормативная база, туризм в регионах, сведения о туристских организациях, туристские маршруты, последние события. Особое значение уделяется маркетингу туристского продукта. Для рекламы туристских возможностей Могилёвской области издан буклет "Добро пожаловать на Могилёвщину", карты-схемы туристских зон Могилёвской области и ряд других рекламных материалов, которые были представлены на республиканской выставке-ярмарке туристских услуг, проходившей в ноябре 2009г. в г. Минске. Снят ряд видеоматериалов о туристских объектах Могилёвской области. Для рекламы туристских возможностей регионов создан фильм "Посетите Могилёв". Однако, анализируя маркетинговую стратегию по развитию индустрии туризма в Могилевской области и продвижению туристского продукта региона на внешний рынок, можно сказать, что она не соответствует требования современного рынка. Судите сами - отсутствует яркая реклама, у большинства туристских компаний отсутствуют свои интернет-ресурсы, а объявления об их деятельности размещаются на общих, порой совершенно нетематических ресурсах. Кроме того, совершенно не проводится работа по идентификации региона на рынке туристических услуг - отсутствует бренд, создание которого видится как одно из эффективнейших средств запоминания услуг[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|