p align="left">2. Упражнения по перемещению массы собственного тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания). Упражнения выполняются «до отказа» в 1-3 подходах с интервалами отдыха в 1-3 минуты. 3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах). Упражнения выполняются «до отказа» 1-2 раза с интервалами отдыха в 3-5 минут. Основной и единственный метод выполнения силовых упражнений в футболе - повторный. Для четырех разных вариантов выполнения силовых упражнений в практике используют следующие методы: - метод максимальных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений с околопредельными отягощениями; - метод повторных усилий, который заключается в использовании тоже повторных упражнений, но со средними по массе отягощениями; - метод взрывных усилий, который заключается в использовании повторных упражнений, выполняемых с околопредельной скоростью с малыми по массе отягощениями; - метод круговой тренировки, который заключается также в использовании повторных упражнений. [20, с. 136] Для развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет необходимо использовать две группы упражнений: - силовые упражнения на поле; - силовые упражнения в тренажерном зале. Силовая подготовка футболистов 15-16 лет является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка. В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1-2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей. При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в неделю) и использовать лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна. Комплексные занятия в игровом режиме не дают значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую работу в этом направлении нельзя. Силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование. Ведущим методом воспитания мышечной силы у футболистов 15-16 лет является первый метод - метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего веса. Уже с 15 лет ежедневно в течение получаса необходимо заниматься атлетической подготовкой с легкими гантелями и набивными мячами. Упражнения направлены главным образом на развитие силы мышц ног, туловища и рук. Силовая подготовка должна стать непременной частью каждого занятия по общей физической подготовке. В этом случае силовую работу следует планировать в конце занятия. 1.5 Метод круговой тренировки Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки - достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений. В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3-6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки - «круговая» - чисто условное. [5, с. 26] Выделяют несколько вариантов круговой тренировки: 1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости. 2. По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств. 3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости. 4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126] Для проведения круговой тренировки заранее: - составляется комплекс упражнений; - определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); - на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; - устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; - на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков. В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью - не более 6-8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения. Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30-35 мин). В круговой тренировке, как правило, используются 6-12 станций с определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20, с. 140] До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на хорошем уровне. Таким образом, анализ изученной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы футболистов 15-16 лет тренер должен рассматривать ее как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств. Основным методом воспитания силы футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60-80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10-12, а количество серий - не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц. Для развития силовых качеств у футболистов 15-16 лет целесообразно использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся. 2. Опытно-экспериментальная часть 2.1 Организация и методы эксперимента Целью данного исследования явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Задачи эксперимента: 1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15-16 лет. 2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки. 3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы эксперимента: 1. Анализ и обобщение литературных данных. 2. Педагогический эксперимент. 3. Математическая обработка данных. Эксперимент проводился на базе СДЮШ «Олимпийского резерва» №1, Центрального района. Были образованы две группы по 10 человек в каждой, в контрольной группе и экспериментальной группе. Эксперимент продолжался 6 месяцев с сентября 2008 г. по март 2009 г. Комплекс упражнений, направленных на развитие силовых способностей с использованием интервального метода, для футболистов 15-16 лет из контрольной группы. Занятия с футболистами из контрольной группы проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 90 минут. Подготовительная часть - 20 минут. Основная часть - 50 минут. Заключительная часть - 10 минут. Подготовительная часть занятия. 1. Легкий бег 2-3 мин. 2. Ходьба на носках по 20-30 шагов каждой ногой, затем на наружном своде стопы - по 20-30 шагов. 3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с перекатом с пятки на носок по 20-30 раз. Повторить 2-3 раза. 4. Бег на прямых ногах по 15-20 шагов каждой ногой. Отталкиваться быстро и упруго. Повторить 2-3 раза. 5. передвижение (прыжки) приставными шагами правым (левым) боком. Повторить 3-5 раз по 4 шага каждым боком с активным движением локтями с в стороны - вверх. 6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук перед грудью 25-30 раз. 7. Передвижение (бег) скрестными шагами левым (правым) боком по 15-20 шагов. Повторить по 2 раза. 8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди, руки скрестно к плечам. Выполнить по 20-30 раз каждой ногой. 9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к поднятому носку по 20-30 раз. 10. Семенящий бег 10-15 м, затем бег с высоким подниманием бедра. Повторить по 2-3 раза. 11. Стоя в наклоне, руки на коленях - выполнять круговые движения коленями внутрь, наружу, сгибание и разгибание ног в коленях по 12-16 раз. 2. Основная часть. Основная часть проводилась с использованием интервального метода. Интервальный метод предусматривал повторную работу в режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень воздействия упражнений на организм футболистов. Каждое упражнение выполнялось в течение 15с, через 15с отдыха и повторялось не менее 8-12 раз. Комплекс 1. 1. Из упора лежа на полу - сгибание и разгибание рук (отжимания от пола). 2. Приседания на всей стопе с выносом рук вперед, выпрямиться с подъемом на носки, отводя руки назад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|