на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие туризма в Иркутской области
p align="left">Второй этап 2006-2007 гг.

На втором этапе в качестве приоритетных районов выделены территория Большого и Малого Голоустных, Слюдянский и Ольхонский районы.

Слюдянский район отличается привлекательностью природных условий, удобным географическим положением, транспортной доступностью, наличием средств размещения, которые, однако, не соответствуют современным международным стандартам по условиям проживания, комфорту и обслуживанию. Предполагается, что инфраструктурные вопросы начнут решаться на первом этапе. Особое внимание уделяется использованию КБЖД как объекта интенсивного туристского использования. Принимая во внимание процесс реформирования МПС России, предполагается, что создаваемому ОАО "РЖД" к 2006 г. будет выгодно развивать туристский бизнес как непрофильный с использованием инженерной уникальности КБЖД. Приоритетными формами туризма рассматриваются культурно-познавательный и всесезонный приключенческий, что обусловлено туристским потенциалом данного района.

Поселки Большое и Малое Голоустное Иркутского района имеют выгодное транспортно-географическое положение, позволяющее формировать радиальные или круговые туристские маршруты. Данные поселки рассматриваются как направление, снижающее турнагрузку на территории Иркутск-Листвянка, промежуточное звено для организации водного, конного, снегоходного или пешего сообщения между Листвянкой и Большим Голоустным. В рамках третьего этапа Большое Голоустное может явиться стратегическим элементом расширения туристского контура до трех других рекреационно-привлекательных районов (бухты Песчаной, Малого моря и о. Ольхон) вследствие гораздо лучших условий доступности водным транспортом по сравнению с Иркутском и Листвянкой. Культурно-познавательный туризм остается в качестве приоритетной формы туризма и дополняется всесезонным приключенческим (Слюдянский район) и всесезонным рекреационный (преимущественно в Ольхонском районе). Продолжается интенсивное развитие Ольхонского района, но с усиливающейся ориентацией на зарубежных туристов.

При формировании благоприятных обстоятельств и учета совместных интересов различных территорий возможна проработка вопросов по использованию потенциала Усть- Ордынского автономного округа в качестве одной из баз для развития этнической формы туризма.

В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из Европы, Китая, Японии, являющиеся приоритетными, а также туристские потоки из различных районов РФ. Учитывая современный платежеспособный спрос иностранных туристов и представительность их на российском рынке, развитость сферы услуг к 2005 году, предполагается, что к этому периоду сформируются условия для приема иностранных туристов.

Целью управляющего воздействия является увеличение сроков пребывания туристов, особенно зарубежных, в Иркутской области. На втором этапе в выделенных туристских районах предполагается решение следующих вопросов:

- содействие вопросам коммуникационного обустройства по заданным стандартам выделенных туристских районов (дорожное строительство, связь, использование традиционного и альтернативного энергоснабжения);

- активизация работы совместно с муниципальными образованиями по разработке и утверждению Генеральных планов Большого и Малого Голоустного с целевой ориентацией на создание своеобразного турпродукта;

- отведение земель в установленном законодательстве порядке под туристско-рекреационные цели;

- разработка событийного календаря для привлечения большего количества туристов (празднование масленицы, Зимниада, фестиваль "Звезды над Байкалом" и др.).

Третий этап 2008-2009 гг.

На третьем этапе в качестве приоритетных районов выделена территория БАМ в связке с прилегающими районами, а также Качугский и Казачинско-Ленский районы.
На территории участка БАМа находятся базы санаторно-курортного лечения, гостиничные комплексы, живописные виды. Наличие инфраструктуры открывает благоприятные возможности для создания радиальных маршрутов по участку БАМа в Казачинско-Ленском, Усть-Кутском районах и Северобайкальске. Северобайкальский тоннель представляет собой уникальное инженерное сооружение.

Качугский, Киренский и Казачинско-Ленский район выбираются в качестве целевых туристских районов из-за необходимости вовлечения в туристский оборот большего числа специфических территорий. В частности, Качугский р-н отличается разнообразным животным миром, наличием речных ресурсов, интересными Тунгусскими озерами. На территории Качугского р-на находятся древние захоронения, памятники археологии и этнографии и архитектурные сооружения. Киренский р-н располагает уникальными природными, бальнеологическими ресурсами, культурно-историческим наследием. В г. Киренске функционирует аэропорт. Перспективные для развития виды туризма - круизный, охотничий, рыболовный, приключенческий и экстремальный.

В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из США и АТР, являющиеся приоритетными, а также туристские потоки из различных регионов РФ.

На третьем этапе в выделенных туристских районах предполагается решение следующих задач:

- выработка совместной политики разработки и продвижения туристского продукта БАМ по крайней мере трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Бурятия и Читинской области;

- отведение земель в установленном законодательстве порядке под туристско-рекреационные цели;

- совместная разработка с администрацией Республики Саха по использованию Ангаро-Ленского бассейна в туристских целях;

- подготовка предложений о проведении лесовосстановительных работ в районе участка БАМ.

Без приложения усилий по продвижению сформированных туристских продуктов, происходит развитие процессов в сложившемся стагнирующем режиме, что обеспечивает, в лучшем случае, сохранение достигнутой доли туризма в валовом региональном продукте. Расширение потоков туристов и соответствующее увеличение доходности выделенных форм туризма предполагает разработку и реализацию современной маркетинговой стратегии продвижения турпродукта.

2.2.Туризм как сфера развития малого бизнеса и обеспечения занятости населения

Туризм является важной сферой обеспечения занятости населения, особенно на слаборазвитых в промышленном отношении территориях. Особую роль выполняет сфера малого предпринимательства, поскольку она наиболее легко адаптируется к быстро изменяющимся условиям внешней среды, стимулирует развитие организационного потенциала населения территории, закладывает базу для решения социальных вопросов, снижает уровень затратности экономики.

Развитие сферы туризма в рамках малого предпринимательства обеспечивается следующим:

- совершенствованием законодательства в области малого предпринимательства;

- развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- совершенствованием системы инвестиционной, финансово-кредитной, имущественной поддержки малого предпринимательства;

- созданием системы социальной защиты малого предпринимательства.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ КОНЦЕПЦИИ

Необходимыми и достаточными для реализации задач Концепции являются следующие направления:

- современная маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

- обеспечение условий для развития доходного туризма органами местного самоуправления;

- формирование условий для развития туризма в рамках особоохраняемых территорий;

- кадровое обеспечение развития туризма;

- учет экологических рисков;

- финансовое обеспечение развития туризма;

- система управления сферой туризма;

- формирование нормативно-правовой базы развития туризма в пределах компетенции органов государственной власти области.

Каждое из выделенных направлений связано с определенным механизмом реализации соответствующих задач.

3.1. Современная маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках

Маркетинговая стратегия региона предполагает учет интересов различных субъектов рынка туристских услуг, а также выбор стимулирующих воздействий на бизнес структуры и потребителей с целью повышения доходности сферы туризма.

Направления маркетинговой стратегии фирм сегодня состоят из следующих элементов:

- выбор ценовой политики;

- формирование продуктовой политики;

- отбор направлений сбытовой политики;

- продвижение продукта на основе воздействия на туристский спрос и стимулирования сбыта турпродукта.

Разработка и реализация направлений маркетинговых стратегий бизнес структур в аспекте выделенных элементов предполагает применение соответствующих воздействий со стороны органов власти различного уровня.

Существует острая необходимость в формировании современной статистики туризма на территории Иркутской области. Для этого областные органы государственной власти во взаимодействии с Иркутским областным комитетом государственной статистик должны инициировать работу по оптимизации системы статической отчетности, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, а также содействуют сбору и последующему анализу полученной информации. Со стороны бизнес структур требуется своевременное предоставление всей информации в соответствии с принятой системой отчетности.

Восстановление объектов туристского и культурного наследия на территории Иркутской области, сохранение местных традиций является важным условием реализации маркетинговой стратегии. Выполнение данного условия возможно только при совместном участии как бизнес структур, использующих данные объекты, так и органов власти. Сохранение местных традиций предполагает разработку туристских продуктов с использованием культурного колорита местного населения.

Имидж Иркутской области как привлекательного региона для развития туризма является одним из ключевых факторов конкурентоспособности региона как российского, так и международного туристских рынков. Стратегической задачей органов власти и бизнес структур является создание брэнда Иркутской области на международном уровне, ориентированного на предоставление высококачественных эксклюзивных услуг. Реализация маркетинговой стратегии направлена на усиление конкурентных позиций Иркутской области как туристского региона.

3.2. Обеспечение условий для развития доходного туризма органами местного самоуправления

Основными задачами органов местного самоуправления являются:

- решение социальных проблем на подведомственной территории (организация образования, охрана здоровья, обеспечение общественной безопасности и правопорядка и др.);

- охрана окружающей среды;

- обеспечение комплексного развития территории, ее формирование как единого целого.

Туристская деятельность на территории муниципальных образований позволяет обеспечить эффективное решение данных задач, что предопределяет необходимость формирования условий для развития туризма как доходной для территории сферы деятельности.

В качестве механизма согласования интересов и действий муниципального образования, туристских бизнес структур и различных организаций, действующих на данной территории, рекомендуется создание Координационного Совета при местной администрации, либо создание муниципальных учреждений, которые выполняли не только консультационные и координационные функции в области туристской деятельности на территории муниципального образования, но и заниматься деловыми операциями. В своей деятельности Координационный Совет руководствуется общими и специальным нормативным актам Правительства РФ, Министерств РФ, Администрации Иркутской области и конкретного муниципалитета

Принципы деятельности Координационного Совета:

1. Целенаправленность - действия Совета направлены на наиболее полное и качественное достижение цели и задач Концепции развития туризма в Иркутской области на период до 2010 г.

2. Последовательность - своими действиями Координационный Совет последовательно обеспечивает реализацию условий развития доходного туризма на территории муниципального образования.

3. Согласованность - действия участников Совета скоординированы и взаимоувязаны по направлениям и срокам.

4. Гласность и привлечение к реализации возможных мероприятий представителей различных профессиональных групп и общественности, ученых и специалистов.

5. Социальная приоритетность - при вмешательстве в ход реализации разработанных мероприятий форс-мажорных обстоятельств Совет отдает предпочтение мероприятиям, наиболее связанным с улучшением качества жизни местного населения.

6. Эффективность - действия Совета не должны приводить к снижению исходного уровня социально-экономического развития территории.

Организация процесса управления туристской деятельностью предусматривает усиление роли системы местного самоуправления, что явно облегчит реализацию мероприятий по развитию доходного туризма. Каждое муниципальное образование должно иметь собственную стратегию развития своей территории с четкими кратко- и среднесрочными целями развития, выработанную с учетом динамично изменяющейся внешней среды. В случае признания муниципальным образованием туризма перспективным видом деятельности необходима разработка концепции и программы развития туристской сферы на данной территории, лежащих в рамках стратегических целей и направлений развития туризма, выработанных на уровне Иркутской области.

3.3. Формирование условий для развития туризма в рамках особоохраняемых территорий

Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" развитие туризма является одним из основных видов деятельности для национальных парков и природных парков. В заповедниках всякая хозяйственная деятельность, в т.ч. проистекающая и от туризма, запрещена. В принципе, в заповедниках туристской деятельностью можно заниматься на территориях охранных зон и биосферных полигонов, но таковые у заповедников на территории Иркутской области в настоящее время отсутствуют. Перспективной задачей для развития Иркутской области как туристского региона является создание разнообразных природных парков - наиболее привлекательных объектов инвестирования.

Для развития туризма на ООПТ необходимо решение следующих задач.

Ведение работы по созданию ООПТ регионального и местного значения.

Содействие обеспечению инвестиционной привлекательности инфраструктуры на территории ООПТ.

- Разработать нормы рекреационных нагрузок на различные виды ООПТ.

- Разработать систему организации курортных территорий регионального и местного значения вокруг санаторно-курортных организаций с целью сохранения туристско- рекреационного ресурса.

3.4. Кадровое обеспечение развития туризма

Областной туристский рынок труда характеризуется ситуацией, когда выпускникам без опыта работы в сфере туризма сложно найти соответствующее рабочее место, а возможности приобретения этого опыта в процессе учебы ограниченны. Туристские фирмы предъявляют спрос на качественные трудовые ресурсы, при ограниченном участии в формировании этих кадров. Для улучшения данной ситуации необходимо решение следующих задач:

- выработка механизма взаимодействия между фирмами и учебными заведениями;

- разработка совместных программ учебных заведений и туристских фирм;

- предоставление баз практики для студентов со стороны фирм.

В сфере туризма наблюдается дефицит менеджеров высшего звена, подготовка которых может быть осуществлена на базе второго высшего образования по специальным программам в рамках магистратур. Подготовка менеджеров среднего уровня может быть усилена ориентацией на потребности туристского рынка и увязана с этапами развития Иркутской области как туристского региона. На туристских территориях наблюдается потребность в профессиональных рабочих кадрах, а также в обслуживающем персонале, обладающем навыками гостеприимства. Востребованными специальностями являются гиды-переводчики, инструкторы спортивных и экстремальных туров, официанты и бармены.

В настоящее время актуальной является проблема подготовки кадров, способных поднять уровень существующего туристского сервиса до мировых стандартов. В соответствии с географической сегментацией туристского рынка Иркутской области подготовка и переподготовка данных кадров должна быть увязана с регионами, наиболее востребованными туристами. Подготовка и переподготовка кадров может осуществляться по трем направлениям:

- организация филиалов учебных заведений г. Иркутска, обучающих туристским специальностям в туристско-ориентированных районах области;

- организация системы выездных сертификационных курсов для местных жителей, работающих или желающих работать в сфере туризма;

- организация системы взаимодействия учебных заведений с службами занятости на соответствующих территориях по подготовке обслуживающих кадров из числа безработных.

3.5. Учет экологических рисков и опасных неблагоприятных природных процессов и явлений

Ориентация на развитие экологического туризма предполагает учет опасных и неблагоприятных природных процессов и явлений, а также возможность их антропогенной активизации.

Для Иркутской области наиболее характерны следующие экологические риски: регулярные весенние и летние паводки, высокая сейсмичность, склоновые процессы в горных районах (обвалы, оползни, сели, лавины). Весенне-летний период опасен клещами - переносчиками энцефалита. Поэтому при создании турпродукта следует учитывать сезонные, регулярные, случайные опасные процессы, знать все природные риски, с которыми могут столкнуться туристы, уметь предупредить риски, защищаться от них, преодолевать возможные последствия событий, от которых не удалось уберечься.

Экологические риски могут усугубляться туристской деятельностью, что предполагает частичное или полное возмещение ущерба. При этом возможны различные механизмы компенсации - страхование, образование накопительных фондов разного уровня (муниципального, регионального, общегосударственного и международного).

В случае интенсивного развития туризма в Иркутской области необходима разработка специальной программы управления природными рисками на туристско-ориентированных территориях.

3.6. Система управления сферой туризма

С целью реализации задач концепции развития туризма в Иркутской области, разработки текущих программ развития туризма и оперативного управления сферой туризма на территории области целесообразно администрации Иркутской области (департаменту туризма) определять функции структурных подразделений, корреспондирующиеся с задачами концепции развития туризма в Иркутской области. Основополагающими функциями, которые должны быть "привязаны" к конкретным структурным подразделениям департамента

- лицензирование и аккредитация;

- курирование вопросов подготовки кадров для сферы туризма (определение условий, снижающих расхождение между спросом и предложением на рынке труда сферы туризма в соответствие с этапами развития Иркутской области как туристского региона);

- участие в разработке концепций развития сферы туризма с позиции выработки стратегических задач;

- осуществление текущего планирования развития сферы туризма в форме участия в разработке программ данного развития;

- обеспечение условий по корректировке и реализации маркетинговой стратегии в соответствие с этапами развития Иркутской области как туристского региона;

- создание системы мониторинга деятельности организации сферы туризма, в том числе сбора статистической информации;

- поддержка развития социально значимых форм туризма (детско-юношеский и социальный туризм);

- содействие развитию туризма в рамках особоохраняемых территорий, находящихся в областном и муниципальном подчинении, контроль за целесообразностью этого процесса;

- разработка политики развития региональных курортов в аспекте лечебного и оздоровительного туризма;

- оказание содействия в формировании объектов инфраструктуры;

- разработка системы поддержки инвестиционных проектов.

3.7. Формирование нормативно-правовой базы развития туризма в пределах компетенции органов областной власти

Туристическая деятельность в Иркутской области регулируется федеральным законодательством Российской Федерации.

Комплексный характер туризма и туристической деятельности предопределяет регулирование данных отношений множеством федеральных Законов и иных правовых актов РФ.

Административные правоотношения, возникающие по поводу пребывания в стране иностранных туристов, регулируются также ФЗ РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032) и ФЗ РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003 г.). Правоотношения туристов и организаций, оказывающих туристские услуг, регулируются гражданским законодательством, находящимся в соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации: Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ РФ "О защите прав потребителей".

Туристический бизнес существует в рамках налогового законодательства РФ. Ответственность субъектов правоотношений за возможные правонарушения устанавливается административным и уголовным законодательством.

Порядок финансирования государственных программ развития туризма задан бюджетным законодательством РФ и ее субъектов.

Ряд ограничений в сфере природопользования задан природоохранным и природоресурсным законодательством, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с областью турсервиса, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения, градостроительным законодательством, законодательством о культурном наследии РФ. Основным специальным актом, регулирующим отношения в сфере туризма, является Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", определяющий государственную политику в области туризма. В целом он соответствует нормам международного туристского права.

Распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р одобрена Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма предписано руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Порядок организации туристской деятельности на землях особо охраняемых территорий и объектов регулируется также Земельным кодексом РФ, ФЗ РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях". Регулирование туризма и туристической деятельности на озере Байкал и его прибрежной зоне заданы Федеральным законом РФ "Об охране озера Байкал" и рядом принятых в его развитие нормативных правовых актов Правительства РФ и администрации Иркутской области. Существующая нормативная правовая база позволяет реализовать настоящую Концепцию. Однако для более успешной реализации Концепции целесообразно разработать и принять Программу развития туризма в Иркутской области.

3.8. Научная поддержка развития туризма

Научное обоснование решений, принимаемых в сфере туризма, а также разработка программ развития туризма осуществляется в виде системных научных исследований по различным направлениям.

Потребность в исследованиях, отбор исполнителей на конкурсной основе, формирование состава рабочих групп и установление сроков и видов работ определяет Департамент туризма администрации Иркутской области.

Финансирование научных исследований осуществляется в рамках программ развития туризма и разделов отраслевых программ, связанных с туризмом.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.