на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-биологические аспекты физической культуры

Социально-биологические аспекты физической культуры

2

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Филологический факультет

Cоциально-биологические аспекты физической культуры

(Реферат)

Выполнила:

студентка

группы 1311

Быкова А. И..

Проверил:

преподаватель

________________

________________

ТОМСК - 2004

П Л А Н

Введение 3

Воздействие природных и социально-экологических факторов на

организм и жизнедеятельность человека 6

Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием организма 8

Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки 12

Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека

к различным условиям внешней среды 13

Вредные и полезные привычки человека 14

Литература 21

Введение

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

В качестве основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе можно выделить следующие документы:

Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;

приказ Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 N 686;

приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;

инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 N 777.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России.

В высших учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека

Постоянный рост комплексной механизации и автома-тизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоян-ное уменьшение мышечных напряжений в жизни челове-ка. Низкая двигательная активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту заболеваемости населения.

Известный физиолог Н. А. Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И. М. Сече-нов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению -- движению мышц, В ходе длительной эволю-ции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения. Добыча пищи, оборона от врагов, первые, примитивные формы труда в отдаленную историческую эпоху были не-посредственно связаны с напряженной деятельностью мышц.

В современном обществе, особенно в условиях город-ской жизни, человек практически избавлен от физиче-ских нагрузок. В результате мышечная система организ-ма функционирует не в полную силу. Это вредно отража-ется и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недав-но. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полно-ценным питанием. Уже на 8--12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30--43 %, обнаружились за-стойные явления в венозных сосудах, нарушение био-ритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на че-ловека длительного пребывания в условиях постельно-го режима. При этом во многих случаях возникала дист-рофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического об-мена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усилива-ет склеротические явления в сосудах.

Описанные отрицательные изменения--свидетельство нарушения биологического равновесия в организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импуль-сов с рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов) ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В ре-зультате снижается тонус коры больших полушарий моз-га, возникает опасность нарушения нервной и гормональ-ной регуляции всех функции.

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией под-корковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга.

Действительно, в моменты интенсивного мышления мышцы лица поневоле напряжены и это помогает кон-центрации внимания, памяти.

Вместе с тем, при сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже функцио-нировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсю-да становится нам понятной роль физических упражне-ний в повышении умственной работоспособности.

Советский физиолог И. А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностя-ми работы скелетной мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энер-гетические потенциалы и не образовывалась бы прото-плазма--живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма. Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагруз-ки -- важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Гипокинезию можно подразделить на физиологиче-скую (сон ночной и дневной), привычно-бытовую (чрез-мерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вы-нужденную. К вынужденной относят профессиональную гипокинезию, т. е. связанную с характером труда, гипокинезию у школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид гипокинезии, кроме физиологиче-ской, приносит вред здоровью. В настоящее время -- это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.

При бытовой и вынужденной гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение био-электрической активности мозга, урежение его основного ритма -- альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.

Гипокинезия проявляется в преждевременном разви-тии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сер-дечной мышце, увеличения периферического сопротивле-ния крови, что затрудняет работу сердца.

Гипокинезия также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные воз-можности клеток. По мнению ученых,-- это один из фак-торов, ведущих к нарушению координации физиологиче-ских функций.

Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накоп-ление жира. Ухудшается также функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхност-ным. Все это способствует развитию бронхиальной аст-мы, эмфиземы легких. Гипокинезия нарушает деятель-ность системы пищеварения; ухудшается моторика ки-шечника, в нем активизируются вредоносные виды мик-роорганизмов.

Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Ре-гулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием организма

Как известно, непра-вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала-живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не-дель заранее продуманного и разумно составленного рас-порядка дня поможет студенту выработать у себя дина-мический стереотип. Его физиологическая основа -- фор-мирование в коре больших полушарий определенной по-следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Помимо разумного распорядка дня выделим следую-щие составные части рационального образа жизни сту-дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль-ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со-беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ-ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто-рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло-гические механизмы мозга работают с большим напря-жением. Эффективно подобная деятельность может про-должаться 1,5-2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста-рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз-мов, осуществляющих процессы мышления и запомина-ния.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.