на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии "Екатеринбург-Православный"
p align="left">Всего с 1917 по 1938 гг. из 26 архиереев всех трех направлений, назначавшихся в разные годы на кафедры в Екатеринбурге, все прошли через тюрьмы и лагеря; 15 иерархов были расстреляны. После 1937 года на Урале не осталось ни одной епархии и ни одного епископа. Да и во всей России к 1941 году оставалось не более 10 митрополитов и епископов всех направлений, доживавших в Москве, и не более 100 действующих церквей. [4]. В Свердловской епархии к 1 января 1937 г. имелось не менее 130 действующих церквей. Все решения местных органов по закрытию церквей стекались в областную культовую комиссию. В 1936 г. был создан так называемый «духовный совет» из представителей церковников обновленческой и тихоновской ориентации в составе 20 человек. С организацией «духовного центра» повстанческая деятельность еще более активизировалась. Общее количество арестованных участников церковного повстанческого подполья достигает 1700 человек. Руководители церковного подполья были тесно связаны с иностранными разведками и проводили активную шпионско-диверсионную деятельность. Все архиереи были арестованы. Одновременно по всему Уралу прокатилась волна арестов духовенства и активных членов церковных общин. К концу 1937 г. в Свердловске было арестовано 34 священнослужителя. К концу 1938 г. массовые репрессии прекратились. После 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа. В 1937-1938 годах в Свердловской епархии было закрыто не менее 53 церквей. Поводом для закрытия чаще всего служил арест священника ил и одного из членов приходского совета. Использовались и иные средства. Одним из них было обложение религиозных общин непосильными налогами. Практиковались закрытия молитвенных зданий ввиду непригодности. Однако центральные органы власти не всегда соглашались с решением местных органов. Несмотря на смутное время, находились приходы, которые сохраняли в незыблемости не только богослужения, но и колокольный звон. Во всей Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало 20 церквей - 18 храмов и 2 молитвенных дома. Оставалось не более 20 зарегистрированных священнослужителя. Церковные общины, обремененные постоянными нападками властей, старались сохранить богослужения. Большинство районных центров вообще не имело действующих церквей. В лучшем положении находились обновленцы. Справедливости ради, надо сказать, что имелось около 10 церквей, не закрытых юридически, но фактически бездействующих из-за отсутствия духовенства. В Екатеринбурге к началу войны незакрытой оставалась лишь Иоанно-Предтеченская церковь, но и в ней последний священник Николай Адриановский из-за непосильных налогов вынужден был в 1939-1940 гг. на 1 год оставить службу и уйти работать на фабрику. Церковь стояла перед неизбежным концом. С начала войны отношение государства к церкви изменилось. Главным аргументом послужили политические мотивы - боязнь лишиться поддержки в войне западных держав. В 1922 г. в церкви было проведено изъятие церковных ценностей. Всего было изъято 40 пуд. 45 ф. серебра и 234 драгоценных камней. После раскола церкви Максимилиановская церковь была передана властями обновленцам, после чего община при ней сократилась до 123 человек. В 1928 году после того, как под предлогом «ветхости» был закрыт и снесён Свято-Духовской храм, часть его имущества была передана в Максимилиановскую церковь, которая после этого именовалась «Златоустовской». При закрытии Свято-Духовского храма власти сначала дали обещание освободить подвалы Максимилиановской церкви, чтобы перенести туда часть имущества из сносимого храма. Но обещание ими естественно выполнено не было. В том же году власти заставили снять с церкви колокола под предлогом того, что из-за ветхости креплений они могут упасть жителям на головы. 17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из по лученного при её сносе кирпича было выстроено здание Дома обороны. А на месте, где она стояла, образовался небольшой сквер, в котором на месте алтаря церкви встала скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках, которых убрали в 1956 г. А позднее на этом месте была сооружена громоздкая статуя И. Малышева. В 1988 г. страна торжественно отметила празднование тысячелетия крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковных отношениях. Был принят новый устав об управлении Русской Православной Церкви. В ее деятельности возникли положительные изменения. В частности, настоятели церквей получили возможность заниматься хозяйственно и деятельностью и возглавлять приходские советы. Перелом произошел и в сознании народа. Широко празднуемые торжества привлекли внимание большей части населения страны. Разбуженные люди потянулись в храмы. Юбилей отмечался и в Свердловской области. [4]. В стране началась массовая регистрация религиозных общин и возвращение старых храмов. Но в Свердловской области не все складывалось гладко. Учреждения, использовавшие церковные здания, оказывали отчаянное сопротивление. К 1989 г. в Свердловской епархии насчитывалось 40 приходов. Возвращено 9 церквей, построено 2 новых церкви, начато строительство Епархиального дома. В 1990 г. была возвращена Вознесенская церковь. Первой в 1990 году была возвращена церковь Всемилостивого Спаса в Елизавете. В ней в течение почти трёх лет находились мощи Св. Симеон а Верхотурского, которые были возвращены из запасников Краеведческого музея. После завершения реконструкции Верхотурского монастыря мощи были перенесены в монастырь. В том же году на месте убийства царе кой семьи был установлен крест. Сразу после его установки он стал одно и из достопримечательностей и реликвий города, местом, которое посещается каждым гостем города. Около креста регулярно проводятся молебны в Дни поминовений умерших, к нему в такие дни впервые в городе после 1930 года приходят Крестные ходы из Вознесенской церкви. В 1992 году на месте убийства царской семьи архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым) был заложен «Храм на крови» во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших и освящена выстроенная здесь деревянная часовня во имя св. Великомученицы Елизаветы. Одноименная часовня установлена также на месте ее гибели в Алапаевске. Синодом Император Николай Александрович, Императрица Александра Феодоровна, их дети и другие погибшие с ними лица были признаны местно-чтимыми святыми. Кроме того, в 1991 году на месте снесенного Екатерининского собора был поставлен и освящён крест, к которому по вновь сложившейся традиции совершаются с этого времени Крестные ходы в День города и день памяти св. Великомученицы Екатерины.

В 1990 году после упорной борьбы с властями верующих, патриотических, демократических организаций и прогрессивной общественности верующим были возвращены Всехсвятская церковь на Михайловском кладбище и крупнейшая в городе Вознесенская церковь. В 1991 году верующие из образовавшейся общины храма Александра Невского после длившейся около месяца голодовки у здания городского Совета и горисполкома, вызвавшей приезд в город комиссии Верховного Совета СССР по вопросам религии, добились решения о поэтапном возвращении им здания собора. В 1992 году в южном приделе собора начались службы, а в 1994 году музей, разместившийся в соборе закончил передачу верующим всех помещений на первом этаже здания. В 1993 году верующим казачьей общины Екатеринбургского землячества казаков было возвращено в полуразрушенном состоянии здание Крестовоздвиженской церкви. Службы в ней начались в мае 1994 г. В 1995 году она получила статус Архиерейского подворья. Согласно новому закону разрешались благотворительная деятельность и частное обучение религии. Церковь получила право юридического лица, что давало возможность приобретать недвижимость и отстаивать свои интересы в судебном порядке. В скоре был учрежден совет по делам религии. Уполномоченные остались лишь для связи между церковными общи нами и государственными учреждениями. Переосмысление духовных ценностей вызвало у многих интерес к истории, к своим корням. Специальные службы начали открывать архивы. Шаг ом навстречу явилась передача архивно-следственных дел репрессированных священнослужителей руководству епархии. В 1991 г. на двенадцатом километре Московского тракта в районе мест захоронений жертв массовых репрессий впервые состоялось заупокойное богослужение. Здесь на лесной поляне был водружен деревянный крест. В том же году Екатеринбургу было возвращено его историческое имя. В 1993 году в городе возникло три новых общины, начавших службы в молельных домах. В районе Уралмаша в помещении кинозала бывшего Дома пионеров (быв. ДК Сталина) начались богослужения общины церкви Рождества Христова. В одном из ранее принадлежавших церкви зданий в районе прежнего Нижне-Исетска начались службы общины во имя Стефана Великопермского. В здании 2-го отделения Областной клинической психиатрической больницы начались богослужения общины Храма св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. На территории больницы выделен о место для строительства каменного здания этой церкви и составлен ее проект.Формирование Екатеринбургской епархии продолжалось. В 2006 г. Екатеринбургской епархии было возвращено еще 38 церквей (26 в Свердловской области и 12 в Курганской). Приходы Курганской области выделились в самостоятельную епархию в 1993 г. В последующие годы число возвращаемых зданий уменьшилось, но отчасти из-за того, что к этому времени лучше сохранившиеся здания уже были возвращены. В возвращенных храмах разворачивались строительно-реставрационные работы, они требовали огромных материальных затрат. Однако трудности не останавливал и людей. Представители религиозных общин обходили дома и учреждения, каждый жертвовал что мог. Огромной ценностью для новооткрытого храма были иконы, чудом уцелевшие в безбожное время. Возвращали утварь, книги, колокола. Строительство церквей и возвращение старых не всегда проходило гладко. Так, в течение пяти лет в Екатеринбурге не удавалось начать строительство Христорождественской церкви на Уралмаше. Все храмы, возвращенные верующим после 1988 года в городе и области до марта 1994 г., были освящены архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым), правившим Епархией с 1982 по 1994 год. С марта 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). Архипастырь большое внимание сразу стал уделять восстановлению монашества. В Екатеринбурге был открыт мужской монастырь в усадьбе Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь, которому до возвращения основных помещений, занятых Окружным военным госпиталем, были предоставлены первый этаж Александро-Невского собора монастыря, Александровская часовня (в дендрологическом парке) и бывший Дом отдыха «Шарташ». Девятого июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Нашлось немало желающих служить Богу. Однако не всем под силу оказалось послушание, не все смогли совмещать молитву и тяжелый физический труд.

На насельников ложилось тяжелое бремя строительства монашеского уклада. В 1994 г. были возвращены Преображенская церковь на Уктусе, Свято-Троицкая на Шарташе, Свято-Троицкая (Рязановская) церковь. На средства благотворителей возведена Всехсвятская церковь. Стали появляться первые молитвенные комнаты в местах лишения свободы. Значительно возросла численность духовенства епархии. Поскольку большинство священнослужителей были молодыми, неокрепшими духовно людьми, встала проблема богословского образования. Трудами епископа и решением Синода были открыты Екатеринбургские духовные училища и филиал Московского Богословского Православного института. Епископом Никоном была освящена выстроенная после 1916 г. деревянная Всехсвятская кладбище некая церковь на Северном кладбище Екатеринбурга, возобновлены службы в Крестовоздвиженской церкви и в Преображенской церкви в Уктусе, возвращена Свято-Троицкая церковь в Шарташе и начато возвращение верующим Свято-Троицкой Рязановской церкви. Стала выходить «Православная газета» тиражом 50 тыс. экземпляров. Создан епархиальный отдел православного телевидения и радиовещания, который стал готовить православные программы. При епархиальном управлении появилось общество «Милосердия», чьей сферой деятельности стала помощь инвалидам, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения. [4]. В 1995 г. состоялось празднование 110-летия образования Екатеринбургской епархии. Оно было приурочено к 25 сентября - дню переноса святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Был возобновлен крестный ход с мощами вокруг монастырского Преображенского храма. В 1996 г. воссоздано церковно-археологическое общество, которое объединило священнослужителей и мирян, занятых изучением истории православия на Урале. При Вознесенском храме Екатеринбурга стало действовать первое Православное общество трезвости. В 2006 г. был освящен первый походный воинский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм предназначался для духовного окормления воинов, направленных для выполнения служебно-боевых задач в разные регионы страны.

Он размещался в большой военной палатке, имел сборный иконостас и жертвенник. Походный храм три месяца находился в Чечне, в районе боевых действий. В этом же году в епархию прибыла икона святителя Николая, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения.

1.2 Особенности архитектурного стиля православных храмов

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное с примыканием к западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные, круглые и шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви и в Сибири.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени оказались маловместительными. Кроме того, они часто подвергались пожарам. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70-100 лет. На месте ветхих очень часто строились новые, опять же деревянные, и лишь с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных храмов.

Заимствовав веру от Греков, наши церкви должны были являться ни чем иным, как снимком с современных церквей греческих или теми же церквами греческими, только перенесенными в другое место. [24].

У греко-римлян, от которых всеми принято христианство и все христианское установились, как известно, два архитектурных типа церквей - тип так называемой базилики и тип купола или церкви купольной.

Согласно православному вероучению, вся Вселенная разделена на три части: область бытия Бога, область небесного и область земного. Область Божественного бытия вечна, непостижима и неизобразима. В области небесного бытия пребывают ангелы (сотворенные до людей) и праведные души; она также вечна и неуничтожима со времени ее сотворения. Область земного бытия составляет земной мир как часть сотворенной Вселенной. Здесь действуют законы пространства и времени, постигаемые и изучаемые людьми. Соответственно этому учению, трехчастное деление пронизывает все структуры храма. И по вертикали, и по горизонтали он состоит из трех частей. По вертикали - это основание, тело (корпус) храма и его завершение. По горизонтали - притвор, средняя часть (собственно храм) и алтарь.

При первом взгляде на храмы города Екатеринбурга внимание останавливается на его завершении - барабанах и куполах. Между тем для понимания его устройства целесообразно сначала рассмотреть его возможные планы. Типичный, наиболее распространенный русский храм имеет в плане форму прямоугольника с одночастным или трехчастным закруглением на восточной стороне - апсидой - и главными входными дверями на стороне западной. Храм подобного устройства называют также четырестолпным крестово-купольным храмом (число куполов может быть и больше четырех). В середине прямоугольника располагаются четыре мощных столпа, которые зрительно делят пространство храма на девять частей. При этом три центральные восточно-западные и северо-южные части образуют две перекладины креста, пересекающиеся между столпами. В больших храмах могут быть дополнительные входы на южной и северной сторонах. [24].

К основному корпусу храма могут быть приставлены с севера и юга пространства, называемые приделами. В больших храмах приделов может быть несколько с каждой стороны. Каждый придел обычно имеет отдельную апсиду для размещения самостоятельных алтарей. Алтарь отделен от остального пространства храма иконостасом. При современном храме, как правило, имеется звонница или колокольня с пирамидальным (шатровым) завершением. Она может быть расположена отдельно от храма или составлять с ним единое целое. Иногда нижний этаж колокольни используется как часть притвора. Со всех сторон храма, кроме восточной, может проходить крытая или открытая галерея. Форма плана храма имеет символическое значение. Прямоугольный в плане храм символизирует корабль спасения. Круглый - символ вселенского всеобщего и вечного значения православия. Восьмиугольник напоминает сияние Вифлеемской звезды. Порой в плане храма можно усмотреть крестообразную структуру, которая лишь «затемнена» дополнительными приделами и пристройками, часто вспомогательного назначения. Зрительная красота храма основана на гармонии соотношения его крупных частей, которая достигается притягательными для человеческого восприятия простыми отношениями 1:1, 1:2, 2:3. При рассмотрении высоких сооружений для сохранения впечатления гармонии велика роль золотого сечения, когда целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. [24].

Основание храма носит наименование подклет. Это - нижний, полуподземный (а иногда и подземный) этаж, имеющий подсобно-служебное назначение. Подклеты не отличаются особым разнообразием и редко несут на себе какие-либо элементы внешнего украшения. Подклет может быть явно выражен, и тогда он называется высоким, но может быть зрительно не ощутимым. В подклете иногда находится крипта - хранилище святынь, которыми владеет храм. Тело храма (корпус), его среднюю часть формируют стены, поверхности которых оказываются подчиненными плану. Обычно они плоские, расчлененные декоративными элементами, сложены из белого камня или кирпича (если храм не деревянный) и окрашены, как правило, в светлые тона. Храм может быть одноэтажным и двухэтажным. В последнем случае внизу располагается зимний (отапливаемый), а вверху - летний храмы. Они могут иметь разные имена (посвящения).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.