p align="left">78.4% экспортных операций в 2006г. приходится на страны дальнего зарубежья и составило 565509.6 млн. долларов, что ниже 2005г. на 13.1 % . На страны ближнего зарубежья приходится 21.55 % экспорта и составило 155382.7млн.долларов , что ниже 2005г. на 9.7%. Основными партнерами на рынке стран Дальнего Зарубежья традиционно являются: Финляндия-17.2% экспорта - снижение стоимостных показателей к 2005г. составил 13%, Польша -8.36% экспорта - снижение составило 53% , , Италия - 5.39 % - рост составил 22%, Латвия - 5.18 % - рост составил 27.0 %, Иран - 4.6 % экспорта - рост 22 %, Германия -2.31% рост на 16% , Нидерланды -3.=2.3 % рост в 4.7 раза , Швейцария -1.78% экспорта - снижение на 70% , Египет - 1.73% экспорта- рост на 35%, США - 1.67% экспорта - снижение на 17% . Стоимостные показатели экспорта в первой половине 2006 года в страны ближнего зарубежья снизились с 171 929.035млн. долларов до 155382,757 млн. долларов (-9.7%). Это произошло за счет существенного уменьшения экспортных поставок в Украину, с 110 652.894 млн. долларов в 2005г. до 88845.022 млн.долларов в 2006г.(уменьшение на 20 %). Но несмотря на это снижение, Экспорт в Украину продолжает составлять 12% процентов всего республиканского экспорта (второе место после Финляндии) и 57 % экспорта в страны СНГ. Вторым стабильным партнером по экспорту среди стран СНГ является Казахстан. Экспортные поставки =4% от всего экспорта (увеличение на 21%.) и 20% от экспорта в страны СНГ. 2006г. по сравнению с 2005г. отмечен снижением импортных поставок в регион на 23.7% . Снижение стоимостных показателей импорта из стран дальнего зарубежья составило 27.2%, из стран ближнего зарубежья снижение импортных поставок составило 8.7% . 95.5 % импорта приходится на страны дальнего зарубежья .Основными партнерами по импортным поставкам в 2006. стали: Германия -18.53% импорта; Финляндия - 16.72% импорта ; Польша-13.2%, Италия -10% импорта ; Чехия- 7.47% импорта , Швеция -6.8% импорта , Австрия - 6.24% импорта. Поставки товаров из стран ближнего зарубежья составило всего 4.5% при этом 3.76% поставок приходится на ввоз товаров с Украины. Экспорт, импорт, товарооборот Республики Коми по странам в 2006г. (В тыс. долларов США) |
Страны-контрагенты | Экспорт тыс. долл. США | Уд. Вес в % | Импорт тыс. долл. США | Уд. Вес в % | Товарооборот Тыс . долл. США | Уд. Вес в % | Тов-рот% к 2005 | | Всего | 720892.348 | 100 | 155503.966 | 100 | 876396.3 | 100 | 86.8 | | Дальнее зарубежье | 565509.6 | 78.44 | 148459.468 | 95.46 | 713969.1 | 81.5 | 115 | | Великобритания | 10329.152 | 1.43 | 3929.345 | 2.52 | 14258.49 | 1.62 | 56 | | Страны СНГ | | | | | | | | | Всего | 155382.757 | 21.55 | 7044.498 | 4.53 | 162427.25 | 18.53 | 87 | | |
Структура и анализ экспорта и импорта Структура экспорта в 2006 году Удельный вес в общем объеме экспорта в % ( в скобках 2005г).Продукция целлюлозно-бумажной , - 44.6% (48.1 % ) лесной и деревообрабатывающей промышленности Продукция ТЭК -37.6% (44.9%) Другие товары - 17.8% Традиционно, экспорт из республики Коми разделился на две составляющие. Первой составляющей является продукция ТЭКа = 37.6% республиканского экспорта, представленную экспортом каменного угля=8% республиканского экспорта ,нефти сырой=17.8% республиканского экспорта, газа природного=10%, технического углерода=1.78 республиканского экспорта. Практически по всем составляющим республиканского экспорта, произошел рост средней, условной цены за единицу товара. Снижение экспорта сырой нефти характеризуется снижением стоимостных показателей на 55% по сравнению с 2005г и снижение на 46.5% натуральных отгрузок при росте средней условной цены на 18% , что объясняется ростом цен на мировом рынке. Это в свою очередь отразилось на снижение экспорта в целом. Также увеличение на 27% стоимостных показателей произошло при экспорте углерода , за счет увеличения на 6 % натуральных объемов экспорта, при росте условной средней цены за тонну на 20%. В тоже время экспорт угля каменного вырос как в натуральном выражении на 72% , так и в стоимостном выражении на 23%, при снижении средней, условной цены за тонну на 33% . Второй составляющей республиканского экспорта является продукция деревообрабатывающей промышленности, которая составила 44.6%. Экспорт бумажной продукции представлен следующими видами бумажных изделий: натуральные отгрузки бумаги газетной снизились на 10% ,а стоимостные выросли на 0.1% , за счет роста условной средней цены на 10% . натуральные отгрузки картона снизились на 14%. ,при снижении стоимостных показателей на 16% оставили 16% республиканского экспорта. Экспорт лесоматериалов обработанных вырос в натуральном выражении на 12% , в стоимостном на 25% , при росте средней условной цены на 11%. Структура импорта в 2006 году В 2006 году товарная структура импорта представлена оборудованием и запчастями для целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, нефтяной и газодобывающих отраслей производства . На ввоз оборудования приходится 63.5% всего республиканского импорта . Следует отметить, что в республиканском импорте полностью отсутствуют продукты питания . Анализ экспортного потенциала региона , пути развития. Основным направлением развития экспортного потенциала Республики Коми является : а) Техническое перевооружение лесопромышленного комплекса, создание высокоэффективных производств, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции (ламинированные древесно-стружечные плиты, плиты средней плотности , новые разновидности офисной бумаги, нетоксичные древесные плиты , фанера с улучшенными специальными свойствами, специфицированные пиломатериалы с нормируемой влажностью) для нужд Республики Коми ,регионов России и экспорта; реализация проектов глубокой химической и химико-механической переработки древесины. , внедрении технологий переработки древесины для использования ее в энергетических целях (начато строительство завода по производству топливных гранул -паллет в селе Ношуль). В этом направлении в республике действует " Программа развития реструктуризации лесопромышленного комплекса на 1997-2005г.г.", частью которой является строительство "Удорского целлюлозного завода". Годовая производственная мощность которого составит 400 тыс. тонн целлюлозы ; строительство лесовозных дорог круглогодового действия ; проведение лесной сертификации по международной системе FSС , подготовка высоквалифицированных специалистов среднего управленческого звена по программе “Лесозаготовка, транспортировка и торговля древесиной». б) Развитие нефтегазовой и угледобывающих отраслей - внедрение новых технологий повышающих нефтеотдачу на 30-40%, новых мелких по запасам месторождений нефти и газа, увеличение объемов переработки углеводородного сырья, проведение реконструкции технологических установок, повышение рентабельности переработки нефти, повышение качества продукции до требований мирового рынка, реконструкция и строительство новых угольных шахт, освоение новых месторождений угля. в) Создание многоотраслевого горнорудного комплекса - наращиванием мощностей по добыче Таманских бокситов. Проект " Алюминий Коми " - строительство горнодобывающего комбината производительностью 300-500 тыс. тонн алюминия в год, глинозема 1-1.4 млн.тонн . Создание производств по использованию добываемого базальта и так далее. г) В связи с удаленностью республики от своих партеров по экспорту , актуальной проблемой является сокращение транспортных расходов , путем развития транспортного комплекса . В связи с этим Республика активно ищет инвесторов для строительства железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь по проекту "Белкомур ".Ввод в действие новой ветки дороги даст возможность значительного сокращения пробега грузов (до 800 км) и стоимости перевозок из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску, а с завершением строительства участка дороги «Ледмозеро-Кочкома» (в Карелии) - выхода в Финляндию и через ее порты - на Балтику; - обеспечение максимальной загрузки имеющихся мощностей действующих портов Архангельска и Мурманска; - увеличение объема грузопотоков (основу которых будут составлять уголь из действующих шахт Печорского угольного бассейна, нефть Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, продукция лесопромышленного и горнорудного комплекса); - улучшение межрегиональных и внешнеторговых связей Республики Коми в деле освоения полезных ископаемых и лесопромышленных ресурсов, наращивания экспортных поставок промышленной продукции ведущих отраслей и совершенствования транспортного обслуживания глубинных таежных населенных пунктов вдоль реки Пинега; - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (от эксплуатации железнодорожной линии, за счет роста объемов промышленного производства, налогов от производственной деятельности); - содействие социально-экономическому развитию прилегающих к строящейся железной дороге районов путем создания новых рабочих мест и повышения жизненного уровня проживающего на их территории населения. Общая протяженность всей железнодорожной магистрали составит 1311 километров, в том числе нового строительства - 794 км, протяженность на территории Республики Коми - 243 км, Архангельской области - 160 км, Коми-Пермяцкого автономного округа - 316 км, Пермской области - 75 км. Северный участок дороги позволит при относительно небольших затратах и в короткие сроки включить в оборот природные и минерально сырьевые ресурсы Республики Коми, повысит конкурентность сырья и промышленной продукции за счет уменьшения пробега грузов, увеличит экспортные возможность. Южный участок дороги соединит Сыктывкар с развитой железнодорожной сетью Уральского региона и позволит доставлять бокситы и хромированные руды в крупные перерабатывающие комплексы Урала. Дорога даст импульс развитию лесной отрасли , позволит вывозить продукцию республики Урала и Сибири на мировой рынок через Финляндию и ее порты на Балтике. д) Вовлечение природных территорий и историко-культурных объектов республики в международный туризм. Создание комплекса организаций, ориентированных на обеспечение туристов доступным и комфортным жильем, разветвленной сети учреждений питания, развлекательных центров, комплексов для солеводогрязелечения, разработка зрелищных мероприятий культурно-исторической и этнографической тематики. е) Приоритетным направлением внешних связей Республики Коми правительство республики Коми считает сотрудничество с Баренц Евро-Арктическим регионом (БЕАР) , членом которого Республика Коми является с 2002г., участие в программах Северного форума, Совета Министров Северных стран, Арктического совета. На встречах по промышленному партнерству Республика выставляет инвестиционные проекты в сфере развития транспорта, лесной, горнорудной промышленности, нефтегазового комплекса [8, 2-45 с]. Заключение Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путёвок и туров, а также фирмы, организующие передвижения туристов, обеспечивающие их жильём, информацией и другими услугами. Наибольшее число туристических поездок в мире осуществляются между развитыми странам с рыночной экономикой. Определённое место в международном обмене играет образование; особенно часто возникает взаимодействие между студентами, преподавателями, учёными высшей школы. Происходит обмен опытом, информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами, студентами. Туристский экспорт и импорт в настоящее время необходим как для России. Так и для иностранных партнёров. С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении культурных мероприятий; выставки изобразительного искусства, выступления ансамблей, актёров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео и музыкальными записями. Как правило, иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, следовательно, деньги туриста оседают на нашей территории. Одновременно это означает туристский импорт для той, из которой турист вывозит деньги. В практической части работы было рассмотрено состояние внешнеэкономических связей Республики Коми в 2006 году. Международные и внешнеэкономические связи Республики Коми осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми, постановлением Правительства Республики Коми от 3 ноября 2003 г. N 237 «О порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей Республики Коми», постановлением Правительства Республики Коми от 4 октября 2002 г. N 161 «О порядке заключения органами исполнительной власти Республики Коми соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» и иными нормативными правовыми актами Республики Коми. Республика Коми относится к регионам с высокой степенью экспортной ориентированности на страны дальнего зарубежья, главным образом, Европы. Так, на страны дальнего зарубежья приходится около 80% всего внешнеторгового оборота республики, страны СНГ в этом объеме занимают 20%. Основными торговыми странами-партнерами Республики Коми являются Германия, Финляндия, Нидерланды, Виргинские острова, Польша, Словакия, Великобритания, Италия, Швейцария, США, Чехия, Украина, Беларусь и Казахстан. Республика Коми имеет торговые связи более с чем 70 субъектами Российской Федерации. Наиболее тесно они развиваются с Архангельской, Вологодской, Кировской, Московской, Нижегородской, Кемеровской областями и г.Москва. Взаимоотношения Республики Коми с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья год от года становятся все более многосторонними, выходят на качественно новый уровень. Постепенно более разнообразными становятся формы и области участия в международных экономических отношениях. Библиографический список 1. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Соло-Пресс, 2002. 2. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2001. 3. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие / И.Т. Балабанов, Балабанов А.И.. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544с. 4. Бровкова, Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность/ Продиус И.П. - М.: МТ - Пресс, 2001г. - 186с. 5. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. ; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. -- 2-е изд., стер. -- М. : КНОРУС, 2005. -- 576 с. 6. Елова, М.В. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М.В. Елова, Е.К. Муравьёва, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. - М.: Локос, 2000.- 248с. 7. Квартальнов, В.А. Туризм: Учеб/пособие для вузов/ В.А. Кварталов. - 2 изд. перераб.,.- М.: Финансы и статистика, 2007. 8. О внешнеэкономической деятельности Республики Коми: Экспресс-информация Федеральная служба государственной статистики 01.08.2007 N 39-106-101/109 [Электронный доступ http://www.komistat.ru ] 9. Официальный веб-сервер Республики Коми [Электронный ресурс www.rkomi.ru] 10. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма./ Г.А. Папирян. - М.: Экономпресс, 2000. 11. Пирожник, И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие./ И.И. Пирожник. - Мн.: Белгосуниверситет, 1996. 12. Республика Коми. Краткий справочник. - Сыктывкар, 2000. - 40с.
Страницы: 1, 2, 3
|