на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм древнего мира
p align="left">Наряду с семейными праздниками жители Древнего мира широко отмечали религиозные праздники. Таких всенародных праздников в году насчитывалось немало. Вот как у Геродота описывается поездка древних египтян в город Бубастис на праздник:

«Плывут туда женщины и мужчины совместно, при чем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и "задирают" подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей».

Праздники проводились и в городах-полисах Древней Греции, в каждом из которых организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса -- бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в козлиные шкуры, изображали сатиров -- спутников Диониса и устраивали веселые шествия по улицам городов, разыгрывали в лицах сцены из мифов. Позднее стали устраивать праздничные представления у подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V--IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне акрополя и вмешал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в столице Римской империи был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В Риме ставились греческие трагедии и комедии и пьесы римских авторов. В I в. здесь был построен сохранившийся до наших дней величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей, приходивших посмотреть на бои гладиаторов и другие популярные зрелища Древнего Рима.

С особым размахом зрелищные мероприятия и праздники стали организовываться во времена Римской империи. Древний Рим -- город свободных граждан, которые требовали от правителей: «Хлеба и зрелищ!» В этом городе зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение года устраивалось немало праздников и игр, которые длились порой до двух месяцев. Так, празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. Первыми по зрелищности и популярности были гладиаторские бои и цирковые игры, большой любовью горожан пользовался театр. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, в Риме были не особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня. Во время праздника ночное небо города нередко окрашивалось иллюминаций. Любили римляне и гонки колесниц (5, стр. 43).

В Италии и провинциях строили амфитеатры -- специальные сооружения для зрелищ. После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно увидеть все сословия и все народы этого государства. Патриции, а также военная знать могли возлежать на своих ложах, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов уступали место поединкам гладиаторов со львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, что связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира.

Можно сделать вывод о том, что в Древнем мире наряду с «культурным туризмом» и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий.

Глава 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире

К сообществам древнего мира относятся народы, которые существовали в V в.н.э. Человек переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Особенности древних сообществ, которые отличают их от сообществ доисторического времени (7, стр. 67):

*формируются государственно-правовые формы организации и регулирования общественной практики;

* развивается частная собственность;

* зарождаются простейшие элементы товарно- рыночных отношений;

* появляется множество новых профессий (в том числе связанных с письменностью, государственным управлением и правовой деятельностью и т.п.);

* развиваются устойчивые формы духовной активности, представителями которой являлись, служители религиозного культа (жрецы, храмовые служители;

* образуются большие социальные общности (народы, государства, города); и окончательно формируется малая социальная ячейка - семья.

Уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода.

Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

* в сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

* в области государственно-правовых отношений;

* в сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

* в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических услуг по своим качествам могли бы отвечать ряду современных требований.

Кроме торговых, бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также с работой, требующей высококвалифицированной подготовки. В городах Средиземноморья и на Востоке работали камнетесы и скульпторы, обучавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов.

В Древнем Китае появляются неизвестные в других культурах профессии такие как: резчики по слоновой кости, специалисты по лаковой миниатюре, эмали; производители шелковых тканей, фарфора. В Китае существовали центры, в том числе и при монастырях, в которых обучали боевым искусствам, приемам психологического и физического совершенствования.

У древних греков и римлян также существовали преподаватели, обучающие ораторскому искусству, философии, основам актерского мастерства. За все эти виды обучения взималась плата.

Все примеры показывают, что этот исторический период внесемейных услуг становится важной частью хозяйствования и социальной практики. Мотивом выполнения услуг в далеком прошлом было не желание добиться наибольшей прибыли, а любое занятие в то время было способом выживания, содержания семьи (7, стр. 87).

Сообщества древнего мира демонстрировали особенности хозяйственной практики и социальных связей, которые могли развиваться при наличии разных услуг. Однако тогда эти услуги носили патриархальный характер.

В Древней Греции и Древнем Риме зародились, а в средние века продолжали углубляться виды деятельности, которые были способны динамизировать общественное развитие.

До 20 века восточные культуры олицетворяли стабильное общественное развитие с замедленно динамикой. В странах Западной Европы с 17 века начались изменения в экономической сфере, трудовых отношениях. На смену рабовладельческому производству идет мануфактурное производство.

Общества, которые двигались, по пути капитализации своего хозяйства расширялись границы услуг на удовлетворение запросов потребителей. Организаторы разных родов услуг, ориентируясь на потребности людей, пытались извлечь выгоду.

Зарождение капиталистических отношений в сфере распространения рыночных услуг подготовили в 1089 г. сообщества к промышленной революции, которая происходила в странах Западной Европы в 17- начале 18 веков.

2.2 Культурный туризм в древности

Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу. Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился еще у жителей древнегреческих городов-полисов. Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храмы муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг. Они еще не были музеями в современном понимании. В Древнем Риме, когда люди начали осознавать ценность культурного наследия прошлого, прежде всего греческого мира, формируются большие и малые частные коллекции греческого искусства, состоявшие из произведений, вывезенных с Пиренейского полуострова, или копий, изготовленных с греческих оригиналов. В обществе зреет необходимость сделать эти коллекции общедоступными (8, стр. 25).

В разных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения. Самые выдающиеся из них, поражавшие воображение людей того времени грандиозностью и великолепием, были названы «чудесами света». Их было семь. Это легендарные висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые попали в список «Семи чудес света» из-за своей красоты; храм Артемиды в Эфесе, по словам историка Ампелия, он «был самым большим, изысканным и величественным храмом на свете»; статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, знаменитая не столько размерами (12 м), сколько своим художественным достоинством; гробница Мавсола, а также Колосс Родосский -- медная статуя у входа в гавань Родоса, более 70 м вышиной, изображавшая Гелиоса (бога солнца у древних греков), и мраморная башня маяка высотой около 180 м, построенная на острове Фаросе. Понять чувства восхищения древних жителей Средиземноморья можно, взглянув на единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, -- египетские пирамиды.

Египет -- страна пирамид -- привлекал древних путешественников. Увидеть пирамиды было целью путешествий многих древних греков и римлян, которые старательно осматривали эти сооружения, не имевшие себе равных благодаря величественным размерам и неповторимости. Пирамиды донесли до нас свидетельства о древних «туристах», которые оставили на их стенах немало коротких надписей -- «граффити». Таких надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима, известный египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч только у гробниц фараонов в Фивах.

Геродот записал множество мифов, легенд, свидетельств о жизни египтян, об их правителях, праздниках и тяжелом труде народа. Поражавшие чужестранца своим величием пирамиды, по свидетельству Геродота, были построены ценой неимоверных усилий. Фараон Хеопс вверг процветающую страну в пучину бедствий. Пожелав построить пирамиды, он, прежде всего, повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Около ста тысяч человек было привлечено к этой работе. Часть египтян перетаскивала к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах, через реку они перевозились на кораблях, а другая часть тащила их дальше до так называемых Ливийских гор. Десять лет измученный народ строил дорогу, по которой тащили эти каменные плиты. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. На стенах пирамиды египетскими письменами было обозначено, что только на редьку, лук и чеснок, добавлявшиеся к основной пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 талантов серебра. Поражаясь масштабом описанных строительных работ, Геродот отмечает недовольство народа. Период царствования Хеопса продолжался 50 лет, и 56 лет потом правил его брат Хефрена, строитель второй пирамиды (4, стр. 69).

Прошло время. Одни древние памятники безвозвратно погибли, оставшись лишь в легендах и сказаниях, другие лежат в руинах, но и есть те, что сохранились до наших дней, и по-прежнему привлекают многочисленных туристов.

2.3 У истоков спортивного туризма

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней Греции проводилось немало спортивных состязаний. Это Истмийские игры, проходившие на Коринфском перешейке, Немейские игры, проводившиеся около храма Зевса, Пифийские игры и, конечно, Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа со всех уголков древнего мира. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение. Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также и римляне. Десятки тысяч людей ехали в Олимпию, шли пешком, плыли на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в других городах Греции. В городах, где проводились игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей во время проведения игр.

Спортивная программа включала атлетические (пятиборье, включавшее в себя бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу; борьба, кулачный бой, бег с оружием и другие состязания) и конные соревнования (гонки колесниц и скачки), состязания вестников и трубачей. Программа Олимпийских игр была рассчитана на 5 дней. Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные -- спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и др. Участниками игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Разве что после окончания игр им было разрешено участвовать в соревнованиях девушек в беге в честь богини Геры. Победители соревнований -- олимпионики -- награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, а иногда даже обожествлялись. В родных городах им обычно ставили статую и предоставлялись важные экономические и политические привилегии.

Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в Древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей. По преданию, Геродот здесь впервые читал вслух свою «Историю». Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 г.

2.4 Курорты Древнего мира

Сказки о «живой» и «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование целебной воды становилось порой элементом религиозного культа. К числу наиболее древних, как полагают ученые, относящихся еще к бронзовому веку, принадлежат остатки капитальных сооружений на источниках углекислых вод в окрестностях современного швейцарского курорта Санкт-Мориц. В древнейшем памятнике индоарийской культуры «Ригведе» повествуется о священных купелях при храмах, на страницах Библии упоминаются Силоамская купель, священное озеро Бетесда под Иерусалимом, вода которых приносила избавление больным людям от многих болезней (9, стр. 108).

Водолечение было распространено и в Древней Греции. На страницах древнегреческих текстов описывается использование минеральных вод, купание в морской воде с лечебной целью. Там, где открывались живительные родники, возникали святилища бога врачевания Асклепия. Самые знаменитые храмы Асклепия располагались в городах Эпидавре в Пелопоннесе и Косе. Считалось даже, что врачи острова Кос являются потомками Асклепия. Школа врачей была там основана Гиппократом (около 460--377 гг. до н.э.), древнегреческим врачом, уроженцем города Меропис, находившегося на острове Кос. Храмы Асклепия обычно строились в местностях, известных не только своими источниками минеральных вод, но и целебным чистым воздухом, богатой растительностью «священных рощ». Развалины древних водолечебниц можно до сих пор найти на территории современной Греции.

Также с незапамятных времен люди использовали и целебные свойства грязей. Еще в Древнем Египте больные обмазывались грязями Нила и лежали на берегу под горячими лучами солнца. Этот «египетский» способ лечения пользовался популярностью в Древнем мире. Так, известный древнегреческий философ Гераклит, страдавший от водянки, принимал грязевые ванны. О «земле, излечивающей раны» писали Плиний, Гален и др. древние врачи и философы (8, стр. 77).

Древний Рим также был знаком с лечебными путешествиями, которые совершались людьми в надежде получить исцеление. В I--II в. в Риме особого расцвета достигла медицина, что привело к появлению и широкому распространению путешествий с целью лечения различных заболеваний. География «лечебного туризма» древности была достаточно обширной. Этому способствовали сравнительно безопасные и хорошие дороги. Путешественники пользовались благами римской цивилизации: разветвленной сетью дорог и надежными судами, способными преодолевать большие расстояния. Египет также считался у римлян лечебным курортом, где можно было, по мнению древних врачей, вылечить чахотку.

Сооружения периода римского владычества сохранились в районе современных курортов в Румынии, Югославии, Болгарии, Швейцарии, Австрии, ФРГ, Франции, Великобритании, Алжире и т.д. На северо-западной окраине немецкого города Шварцвальда находятся термальные радоновые источники, именно здесь в 220 г. н.э. располагался римский гарнизон и возник крупный курорт под названием Цивитас Аурелия Аквензис (Civitas Amelia Aquensis). В III в. бальнеологический курорт был разрушен. Он возродился в XIV в. под названием Бадон, а в 1931 г. был переименован в Баден-Баден. У римлян, в частности, популярностью пользовались венгерские курорты, находившиеся в районе Будапешта. С I в. до н.э. на этой территории существовало римское поселение Аквинкум (Aquincum), остатки которого можно увидеть в северной части города. На базе теплых источников функционировали 5 военных и 6 гражданских терм. На побережье озера Балатон и на побережье Неаполитанского залива также имелись многочисленные курорты. Одним из таких приморских климатических и бальнеологических курортов является остров Искья. Еще древнегреческий географ и историк Страбон и древнеримский писатель Плинний Старший в своих трудах писали о термальных источниках недалеко от Неаполя, которые образовались в результате вулканической активности. Как полагают, остров Искья явился следствием деятельности древних вулканов.

Состоятельные римляне любили отдыхать на морских курортах побережья и многочисленных островах Средиземного моря. Тут возводились виллы императоров и известных общественных деятелей. Среди них курорт Байи (ныне Бая) на берегу Неаполитанского залива, воспетый поэтом Горацием. Байя долго считался одним из самых благоприятных мест для отдыха и восстановления сил. Этот курорт с террасообразно расположенными термами был излюбленным местом отдыха и лечения, сюда приезжали для отдыха и лечения Марий, Помпеи, Цезарь и др. У лечебного источника Аквеальбуле в ту пору располагался грандиозный бальнеологический комплекс с бассейнами и виллами аристократов, описанный в «Энеиде» Вергилия.

Таким образом, во второй главе мы рассмотрели вопрос о развитии услуг в обществах древнего мира.

Можно сделать вывод о том, что к сообществам древнего мира относятся народы, которые существовали в V в.н.э. Человек переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность. В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода.

Кроме торговых, бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также с работой, требующей высококвалифицированной подготовки.

Сообщества древнего мира демонстрировали особенности хозяйственной практики и социальных связей, которые могли развиваться при наличии разных услуг.

Заключение

Таким образом, цель курсовой работы достигнута. Я подробно рассмотрела вопрос о развитии услуг в обществах древнего мира.

Исходя из поставленных задач, можно сделать несколько выводов о том, что уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы. В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода. Кроме торговых, бытовых услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также с работой, требующей высококвалифицированной подготовки.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. что туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Туризм в то время не составлял источника доходов. Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий.

У людей доисторических культур не существовало развитой хозяйственной деятельности; их труд был направлен в основном на присваивание биоресурсов Земли или на отработку простейших форм производящего хозяйства. Отношения в доисторическом обществе строились в основном на самообслуживании и взаимопомощи. Однако в этот период уже существовали объективные предпосылки выделения и специализации общественных занятий, которые много позже переросли в услуги и сервисную деятельность.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира.

В общем, сформировавшиеся важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существуют и сегодня:

* в сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

* в области государственно-правовых отношений;

* в сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

* в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Список литературы

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность, Москва 2004

2. Алешина И.В. Поведение потребителей М 1999

3. Античная цивилизация М 1973

4. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом М 2001

5. Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. М., 2002г.

6. Возьмитель А.А Способы предпринимательства М 2001

7. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».

8. Горбылева З. Экономика туризма. Миснк, 2000г.

9. Козырев В.и др. Экономика туризма. М., 2001г.

10. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. Рыночное регулирование. М., Герда 1998 г.

11. Лапуста М. И др. Предпринимательство. М., 2000г.

12. Папирян Г. В. Серия. Международные экономические отношения. Серия - Экономика туризма. М., 1998 г.

13. С.Р. Ердавлетов «Основы географии туризма».

14. Сфера услуг Проблемы и перспективы развития/ Ю. П. Свириденко М. 2000,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.