на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона
p align="left">- обзорный проспект, который должен содержать информацию, вызывающую интерес к региону. Это может быть цветной буклет, содержащий карту-схему и фотографии, краткое описание важнейших достопримечательностей, а также координаты гостиниц и турфирм. Целевой группой являются туристы, которые должны быть привлечены на территорию региона.

- реклама в Интернете - соответствующим образом переработанный информационный справочник, чтобы стала возможным его презентация в Интернете. Главным образом это важно потому, что индивидуальный турист сможет получить, таким образом, удобную и полную информацию и спланировать свою поездку по собственному усмотрению [46, с.11-16].

Ведущие специалисты в сфере туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма как в стране в общем, так и в конкретном регионе, лежит экономический и социальный прогресс. Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, целесообразно выделить следующие:

1. Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране является необходимым условием функционирования туристического бизнеса. Кроме того, для развития туризма в регионе или стране важен тип международных отношений, сложившихся с другими государствами.

2. Экономические факторы. Рост доходов населения, и достаточно высокий уровень материальной обеспеченности позволяет больше тратить денег на отдых и путешествия. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность фирм занятых в индустрии туризма.

3. Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия, и является одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности.

4. Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов.

5. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях. При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии. Развитие туризма значительно зависит от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволило туристическим фирмам пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристические продукты и услуги.

Таким образом, весь комплекс факторов влияющих на развитие туристической отрасли, можно разбить на две группы:

- факторы, действующие вне зависимости от деятельности туристических фирм (политические, экономические, социально-демографические, культурные);

- факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые турфирмами в своей деятельности [21,24].

Подводя итог, следует отметить, что туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального развития, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.

Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением ряда таких задач, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов туризма на региональном уровне, интеграции России в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма.

Дальнейшая сегментация туристического рынка регионов России приведет к появлению новых турпродуктов и услуг, учитывающих интересы потребителей, которые ранее не были вовлечены в туризм, следовательно, и к расширению туристического пространства. Строительство новых объектов туризма с высоким техническим уровнем, повышение квалификации персонала, а также техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, реализацию целевых программ повышения культуры обслуживания, рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов (сокращение несезонного периода, введение скидок и льгот, повышение комфортности и т.д.) способствует созданию современных, перспективных интересных туристических продуктов, с помощью которых туристические фирмы могут завоевать новых потребителей и удержать уже имеющихся.

Решающим фактором для успеха всего процесса комплексного развития туризма на конкретной территории является готовность всех заинтересованных сторон объединить и скоординировать свои усилия, направленные на создание развитой туристской инфраструктуры в регионе.

Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

2.1 Исследование регионального рынка туристских услуг Белгородской области

Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует более эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, которое влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения региона, но также использование туристского потенциала определяет экономическое развитие региона, содействует решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах.

Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристских услуг.

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, то есть отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие, то есть туризм, сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Белгородская область - один из важнейших промышленно-сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, обладающая выгодным географическим положением на границе России и Украины. Политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса на территории региона.

В административно-территориальном делении область имеет 21 район. Областным центром является город Белгород - современный промышленный город, научный, образовательный и культурный центр региона.

Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, хочется отметить огромный потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художественной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении многих веков, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение. Область является одним из самых привлекательных в туристском отношении регионов России.

На Белгородчине более 2000 тыс. памятников истории и культуры, в числе которых 908 памятников археологии, 245 памятников архитектуры, 745 памятников воинской славы, 35 из них являются памятниками истории и культуры федерального значения. Уникальные природные участки края объединены в государственный заповедник «Белогорье» [34].

В каждом районе области имеются уникальные в своем роде достопримечательности, которые могут стать «магнитом» для привлечения наибольшего количества туристов. В Алексеевском районе - историко-литературный музей Н.В. Станкевича; Белгородском районе - Часовня-ротонда в честь 2000-летия Рождества Христова; дуб-долгожитель в п. Дубовое; Валуйском районе - Свято-Николаевский собор; Грайворонском - круглое здание, храм-часовня в честь Святителя Иоасафа; Губкинском - Спасо-Преображенский кафедральный собор; Прохоровском районе - Храм Апостолов Петра и Павла; памятник победе - «Звонница» на Прохоровском танковом поле; Чернянском районе - Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь; Борисовском - санаторий «Красиво», участок государственного природного заповедника «Белогорье» - нагорная дубрава «Лес на Ворскле», Храм Воскресения Христова и многие другие (см. Приложение 1).

Областной центр по количеству достопримечательностей является лидером - Преображенский кафедральный собор, Смоленский собор, Храм Архангела Гавриила, Храм Великомученика Георгия Победоносца, БГУ, учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, памятник князю Владимиру и другие. По обилию храмов Белгородская область занимает одно из ведущих мест в России, и по праву носит гордое звание «Святое Белогорье».

В сокровищницу российской культуры Белгородчина вошла, прежде всего, как заповедник южнорусского фольклора. Здесь сохранены богатейшие певческие, музыкальные, хореографические народные традиции, многие образцы устного народного творчества. До нашего времени дошли известные с древних времен многие художественные ремесла: гончарный промысел, резьба по дереву, вышивка, ручное ткачество.

Ежегодно в Белгородской области проходят разнообразные фестивали, собирающие гостей не только из России, но и из других стран. Как пример: международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», международный Холковский фестиваль «Лето красное». На сегодняшний день практически в каждом районе области проходят многочисленные фольклорные праздники, к сожалению, в основном не используемые в программах туристского показа.

Несмотря на значительный туристский потенциал, состояние материальной базы туризма в Белгородской области, главным образом коллективных средств размещения (гостиницы, базы отдыха, организации санаторно-курортного типа и др.) не обеспечивает удовлетворение потребностей населения региона в туристских услугах, а также возможности приема иностранных гостей на уровне современных стандартов обслуживания.

По состоянию на 1 января 2007 года в области работало 11 организаций санаторно-курортного типа, 14 баз и домов отдыха и 37 гостиниц, из них четырехзвездочных - 1, трехзвездочных - 4. Существующая материальная база сферы отдыха и туризма характеризуется высокой степенью физического и морального износа. До 60% основных средств размещения нуждаются в реконструкции и модернизации [5, с.90].

В настоящее время в организованном туризме на территории Белгородской области, с учетом детского летнего оздоровительного отдыха, участвует чуть более 10% населения.

В Белгородской области количество российских посетителей из других регионов, за 2006 год составило158,4 тыс. человек. Из них лишь 16,5 тыс. человек посетили область с целью проведения досуга и отдыха [38].

Численность прибывающих в область иностранных граждан, благодаря росту внешнеэкономических связей и растущему интересу международных деловых кругов к Белгородскому региону, увеличилась и составила в 2006 году 20,1 тыс. человек. Большая часть иностранных посетителей находилась в частных поездках по области, в качестве туристов - 402 человека [38].

В настоящее время на территории области право осуществлять туристскую деятельность имеют 115 фирм и индивидуальных предпринимателей, из них развитием регионального туризма занимаются единицы: «Даль-тур», «Туристическая фирма Ильиной», «Мир без границ». Спектр услуг которых ограничивается экскурсиями в Холковские пещеры и посещением Прохоровского поля.

Определенные сложности в предоставлении качественных туристских услуг в регионе создают:

1. Материальная база. В гостиницах области небольшое количество мест, и не слишком демократичные цены: двухместный номер в гостинице «Прохоровское поле» обойдется в 1280 рублей в сутки, в «Белогорье» или «Белотеле» - 3000 рублей, в отеле «Белгород» - 4800 рублей. Единственным дешевым отелем является «Патриот» - 625 рублей за двоих. К тому же «Патриот» демонстрирует еще одну проблему местных отелей - качество услуг.

2. Рекламно-информационное обеспечение туристской деятельности: отсутствие так называемых «раскрученных» объектов туристского показа, то есть они есть, но о них никто не знает; не проводятся маркетинговые исследования; не отслеживается спрос на маршруты.

3. Туроператоры практически не занимаются разработкой новых туристских маршрутов, так как они требуют создания инфраструктуры туризма, многие достопримечательности в районах области вообще никак не представляются туристам.

4. Подготовка кадров. Несмотря на заметное развитие образовательного комплекса в сфере туризма, в руководстве турфирм крайне незначителен процент лиц, имеющих специальное образование. Является очевидным, что в целях повышения качества туристского сервиса необходима организация подготовки кадров как с высшим, так и специальным средним образованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.