на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм как вид деятельности человека
p align="left">Прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения.

Экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности. Акимова Л.А. Цит. соч. - С. 24.

Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

- по продолжительности (на туризм и экскурсии), все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов - есть экскурсия; более 24 часов - туризм;

- по месту проведения (иностранный и внутренний виды туризма). См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. Симферополь - СПб., 2001.

Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это - наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны или водопады, голубые озера и т.д.

Рассматривая рекреацию как вид деятельности необходимо выделить объект и субъект рекреации.

Под объектом рекреации понимается совокупность природно-климатических и социо-культурных условий для рекреационной деятельности человека. Это могут быть материальные предметы, уникальные природно-климатические особенности местности.

Под субъектом рекреации понимаются люди - рекреанты, ведущие рекреационную деятельность.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что рекреация - часть свободного времени направленная на восстановление сил человека на специализированных территориях, в основном за пределами постоянного места жительства. В то время как досуговая деятельность не ограниченна территориальными рамками. Иными словами, рекреационное время - это часть свободного времени, используемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей.

На наш взгляд, в структуре рекреационной деятельности условно можно выделить свободное время (имеется в виду время, свободное от основной рекреационной или восстановительной деятельности) и досуг (просмотр ТВ, чтение газет и журналов, посещение развлекательных мероприятий, общение с друзьями), т.е. деятельность, не носящая рекреационного характера. Рекреационная деятельность в определенное время и в определенных условиях выступает в качестве основной, поэтому соответственно часть времени свободная от основной деятельности по определению будет являться свободным временем рекреанта.

Социологическим инструментом изучения количества времени затра-чиваемого на те или иные виды деятельности, будь то труд, досуг, рекреационная деятельность, домашний труд, выступает «бюджет времени» - структурированный дневник, в который люди заносят через равные интервалы времени в течение рабочего дня все, что они делают. С его помощью изучают рабочее и свободное время. При этом досуг выступает категорией, фиксирующей лишь то время из суток, которое остается у человека за вычетом рабочего времени и времени, затрачиваемого на обязательные внепроизводственные виды деятельности.

Исследование бюджетов времени - это оригинальное научно-приклад-ное направление социолого-стати-стических исследований, развивающееся с 1920-х годов. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую мето-дику и технику сбора анализа информации и широкую область практиче-ского применения. В России с са-мого начала в данной области исследований господствовали и до сих пор до-минируют деятельностный и структурно-функциональный под-ходы.

Структурно-функциональный подход предполагает выявление содержания и структурных компонентов, а также их функциональной нагрузки в общей системе жизнедеятельности личности. Необходи-мость применения субъектно-деятельностного подхода связана с тем, что основной целью свободного времени и его компонентов является воспроизводство социального субъекта, соответствующего социокультурным характеристикам конкретного общества. Данная методология позволяет вы-явить место личности в системе жизнедеятельности и проанализировать особенности поведения различных субъектов.

Нужно сказать, что субъектно-деятельностный подход широко приме-няется в современных социальных исследованиях. Он исходит из понимания деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, процесса творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира - как ее объекты. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. При этом формы и способы деятельности не только выступают в качестве движущей силы общественного развития, но и сами опосредованы конкретно-историческими условиями существования со-циума. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры. Принцип деятельности как источника происхо-ждения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыг-рала важную методологическую роль в становлении ряда социальных наук См.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. - С. 134-137..

Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодей-ствия с природной и общественной средой. Деятельностный подход в социо-логии основан на изучении структуры и функций социальной субъектности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соот-ношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ее ценностными установками и ориентациями.

Существует множество оснований классификации деятельности. В со-циологии наибольшее распространение получила классификация по сферам общественной жизни: экономической, политической, религиозной и т.д. По-мимо принадлежности к сферам общественной жизни деятельность класси-фицируют по способам взаимодействия ее структурных элементов. В связи с эти выделяют следующие виды деятельности:

по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, дея-тельность всего общества);

по характеру объекта (природная, социальная, направленная на са-мого субъекта или на другого);

по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная);

по средствам (практическая, духовная).

Кроме этого существует разделение по формам деятельности (произ-водство и потребление) и по типам деятельности (продуктивная и репродук-тивная) См.: Николов Л. Структуры человеческой деятельности. - М., 1984. - С. 154..

Время рассматривается как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовле-творения их общественных и личных по-требностей. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определя-ются преимущественно социально-экономи-ческими потребностями индиви-дов, семей, формирующимися при опреде-ленном уровне развития эконо-мики, социальной структуры, отношений, при определенных условиях труда, быта и отдыха. Система потребностей удовле-творяется системой деятельно-сти. Поэтому при изучении того или иного элемента жизнедеятельности со-циальной группы (например, домашнего труда, занятий в свободное время) необходимо определить его место в об-щей системе повседневной деятельно-сти. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследо-ваниях бюджетов времени, отличает их от «небюджетных» исследований деятельности, где тот или иной ее вид (на-пример, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

По существу, исследования бюджетов времени - это, прежде всего, изучение повседневной деятельности различных социальных слоев, по-скольку с помощью показателей распределения времени на занятия мы полу-чаем возможность фиксировать и анализировать действия людей в сферах труда, быта, рекреации, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе, про-должительности, частоте, периодичности, локализации в пространстве и других характеристиках. Такой временной подход есть и предпосылка ра-ционализации повседневной деятельности или ее отдельных видов.

Все важнейшие политические и социально-экономические изме-нения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения и усло-виях жизни, отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей. Но для более полного понимания реального повеления людей требуются изучение и учет ценност-ных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом осуществления разных видов занятий.

На протяжении всего периода времени, в течение которого исследо-ватели обращали свой интерес к изучению свободного времени, досуга, рекреацииих взгляды претерпевали изменения. Это касается представлений о соотношении рабочего, внерабо-чего, свободного и досугового времени, роли пространства свобод-ного времени, досуга и рекреации в жизни общества или отдельной личности.

Свободное время является частью внерабочего времени, остающееся у человека за вычетом непреложных затрат, направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей. Досуг - это структурный элемент свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору. Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах.

1.2. Туризм, его виды, функции и факторы развития

Туризм как направление рекреационной деятельности одновременно является одной из самых наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира, в том числе и в России туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития так, как обеспечивает вливание дополнительных иностранных инвестиций в экономику страны, создает дополнительные рабочие места и т.д. В современном мире туризм все больше приобретает массовый характер. Данные Всемирной туристской организации свидетельствуют о том, что в 2000 году общий объем международных туристских прибытий составил 698 млн. человек, что явилось абсолютным рекордом.

Туризм по определению Всемирной туристской организации это «деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания». http: // www.tourism-intelligence.com

Таким образом, туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей. Как мы уже отмечали, туризм представляет собой один из видов рекреационной деятельности. По определению С.Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества. С.Е. Щеглоа Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. 2004 - №2. - С.175-176. Поэтому для более детального рассмотрения туризма как вида рекреационной деятельности, необходимо классифицировать современные виды туризма, используя наиболее существенные признаки, характеризующие те или иные виды туризма. Исследователи туризма представляют различные классификации видов современного туризма. Карпова Г.А. Экономика современного туризма. - М., 1998. Выделяются следующие виды туризма.

I. В зависимости от национальной принадлежности.

Национальный (внутренний) туризм. Туристы не пересекают государственную границу.

Международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.

II. В зависимости от потребностей.

Лечебный (медицинский туризм). Основной потребностью характеризующей данный вид туризма является лечение различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.

Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Рекреационный туризм условно можно разделить на:

оздоровительный вид (специально разработанные маршруты, включая посещение источников минеральных вод, лечебных грязей, горнолыжные маршруты);

познавательный вид (основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям).

Рекреационный туризм может включать следующие программы:

- зрелищно - развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);

занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);

обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.