p align="left">Наркомания среди подростков уже превращается в национальное бедствие. Между тем любой руководитель школьного велотуристского кружка или клуба засвидетельствует, что велотуризм создает надежный иммунитет против не только наркомании, но и алкоголя и курения. Упредить пристрастие подростков к наркотикам гораздо дешевле, чем вытащить из этого болота уже втянувшихся. Организации, фирмы и коммерческие структуры Пермского края, не на словах, а на деле готовые спасать подрастающее поколение от этой напасти, должны начать финансировать хоть в какой-то мере детские велотуристские и им подобные кружки и клубы [9, c. 32]. Для организации процесса втягивания людей в сообщество цивилизованных велотуристов нужен специальный фонд, прежде всего на проведение семинаров велотуристской подготовки с учебно-тренировочными походами, массовых походных мероприятий, причем это дело не осилить одному лишь государственному бюджету, тем более в нынешнее время. Тут нужно объединение средств разных источников. Но все проблемы велотуризма не решить без главного - без преодоления разобщенности между лидерами и руководителями различных велосипедных ведомств, организаций, обществ, клубов в пределах Пермского края и между регионами России, без понимания того, что большое дело в одиночку не сдвинешь, что возможностей для личного самоутверждения в кооперации с другими организаторами отнюдь не меньше, чем в индивидуальных устремлениях. 2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае Любителей езды на велосипеде в Пермском крае немало и многие занимаются велосипедным туризмом. Туристу-велосипедисту приходится иногда проезжать не только по гладкому асфальтированному шоссе, но и в условиях бездорожья, по гористой или сильно пересеченной местности. В последней четверти XX века много пишут и говорят о велосипеде. Словно подражая веку минувшему, нынешний век в те же годы удивил мир велосипедным бумом - по крайней мере на страницах газет и журналов это словосочетание в последние десятилетия можно было увидеть часто. И, тем не менее, доля организованных велотуристов в Пермском крае слишком мала, если сравнивать с десятками миллионов обладателей двухколесных машин [7, c. 29]. Причин тут много, но главная, по нашему мнению, - не осознали еще жители Пермского края мощного оздоровительного потенциала заложенного в велосипеде, не знают многие, сколько радости и впечатлений может принести обычный недельный велопоход. А потому подавляющее большинство владельцев двухколесных экипажей не связывает с ними свой отдых, потому у нас так мало выпускается снаряжения для велотуризма, почти нет в Пермском крае велодорожек и никак не утвердится велотуризм по путевкам. Потому книги о велотуризме - большая редкость. В последние несколько лет развитие велосипедного туризма в Пермском крае силами туристических фирм приобретает все более заметный характер. Работа инструкторов, постоянно отслеживающих ситуацию на маршрутах и обеспечивающих во время проведения туров безопасность, в том числе и благодаря взаимодействию и обмену информацией с подразделениями МЧС, наличие у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи, позволяют приобщиться к активному туризму людям, не обладающим специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий. Для коммерческих походов постоянное нахождение гидов на маршруте является обязательным. Они в большинстве случаев не только показывают путь, выдают снаряжение, но и готовят на костре пищу и обустраивают лагерь [10, c. 65]. Развитие велотуризма в Пермском крае перестал тормозить дефицит велосипедов с несколькими передачами, появилось много владельцев новых, неведомых нам ранее велосипедов с 21-24 передачами. Ограничены по разным причинам возможности для путешествий на велосипедах по обширному пространству, которое до недавнего времени именовалось Советским Союзом, но - открылись границы внешние. Приказала долго жить единая централизованная система планового и самодеятельного велотуризма, субсидируемая профсоюзами, но - появилась возможность организовывать под эгидой разных ведомств велосипедные объединения какого угодно направления. в том числе коммерческие. Раньше шоссейно-гоночный, сугубо спортивный, стиль велопутешествий был уделом спортсменов (действующих и оставивших спортивную арену) и лишь небольшого количества велотуристов. Теперь он, не без влияния со стороны Запада, все больше утверждается и в Пермском крае. Это прослеживается даже в терминологии: велотуристские законы и правила теперь пестрят такими словами как “спортивный поход”, “соревнования”, “чемпионат” и другими. Становится очень модным новый стиль велоезды, зародившийся в США, - бездорожный быстрый, или, как его еще называют, агрессивный - на так называемых горных велосипедах с широкими шинами (“маунтинбайках”), пришедший из велокроссов по пересеченной местности, из соревнований типа “триал”, из спортивных велоралли. На этих велосипедах ездят, что называется, не разбирая дороги, первоначально - по горным тропам. В многодневном туризме, по крайней мере в Пермском крае, такой стиль пока не нашел широкого распространения, но поездки выходного дня - это ведь тоже велотуризм [3, c. 87]. Во многих городах Пермского края таких, как Александровск, Губаха, Березники, Красновишерск и др. организованы школы велосипедного туризма. В них новички могут получить базовые сведения по велотуризму и ознакомится с традициями и правилами велотуров. Неотъемлемой частью подготовки велотуриста являются скатки - походы выходного дня с целью отработки движения в группе и повышения физической подготовки участников. Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю Нами разработан следующий велосипедный маршрут по пермскому краю. Цель велотура: познавательный маршрут Продолжительность: 6 дней Район: Пермский край План маршрута: Кунгур - Березовка - Сосновка - Кумыш - Усть-Койва - Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва - Кусье-Александровский - Усть-Тырым - Черный Тырым - Старый Бисер - Теплая Гора - Колпаки. Протяженность маршрута: 307 км Дорога: грунтовки, лесные дороги, асфальт, набор высоты около 15 тыс. м Разработка туристического продукта: 1-й день Прибытие в Кунгур. Пещера. Старт. Нитка маршрута: Кунгур - деревня Березовка - река Шаква Протяженность: 41 км, асфальт Время в пути - 3 часа, подъем - 690 м Познавательная часть: осмотр Кунгурской пещеры, Свято-Никольской церкви города Кунгура. 2-й деньНитка маршрута: р.Шаква - Сосновка - Сая - Красоты (нежилая) - Матвеево - Кормовище - урочище Вынырок - Кумыш Протяженность: 89 км, грунтовка (бывшая бетонка), в редких деревнях асфальт (18 км), прохождение брода в районе деревни Красоты.Время в пути - 12 часов, подъем - 990 м.3-й деньНитка маршрута: Кумыш - Усть-Койва Протяженность: 35 км, грунтовка (бывшая бетонка), песчано-каменистая дорогаВремя в пути - 6 часовПознавательная часть: осмотр начала реки Кумыш, памятного креста у деревни Усть-Койва, Дыроватого Камня на реке Кумыш.4-й деньНитка маршрута: Усть-Койва - р. Чусовая - пещера Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва Протяженность: 26 км, песчано-каменистая дорогаВремя в пути - 5 часовПознавательная часть: осмотр пещеры Чудесница.5-й деньНитка маршрута: Усть-Койва - Кусье-Александровский - Усть-Тырым - р. Черный ТырымПротяженность: 51 км, каменистая лесовозка, в т.ч. 7 км глиныВремя в пути - 10 часовПознавательная часть: осмотр скал на реке Чусовая (рис. 8), искусственного водопада на притоке реки Черный Тырым.6-й деньНитка маршрута: р. Черный Тырым - Старый Бисер - Теплая гора - Промысла - г. КолпакиПротяженность: 65 км, каменистая лесовозка, щебенка, в т.ч. 8 км асфальтВремя в пути - 12 часовПознавательная часть: осмотр водослива плотины (рис. 10), поселка Теплая Гора.Особенности туристического продуктаНа маршруте есть безлесные участки и участки с плотными лесными массивами. Возможности пополнения запасов пищи и воды не ограничены. Плотность потока машин - высокая, на вспомогательных - средняя. Заболоченные участки отсутствуют.Живописные природные картины с тихими лесными речушками и широкими просторами полей, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами, самобытная архитектура придают особую прелесть этому шестидневному путешествию.Особенности организации велотура Состав группы следует подбирать однородный по силам и владению техникой езды на велосипеде. Самое подходящее число участников путешествия -- 4--8 человек. До начала путешествия рекомендуется провести несколько тренировочных поездок, чтобы туристы втянулись в походный режим и лучше познакомились друг с другом. ЗаключениеВ результате проделанной работы нами: рассмотрены рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма; выявлено значение велосипедного туризма в Пермском крае; дана оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае; рассмотрены возможные варианты прокладывания всего маршрута; оценена материальная база для технического оснащения; составлен веломаршрут.Приведем основные теоретические результаты исследования:1. Велосипедный туризм - это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий. 2. Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать правилам, в зависимости от категории сложности определяющих протяженность и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т.д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута. 3. Первый туристический клуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов (ЛКТ), который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный. Пик велотуристской активности пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю. 4. Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения. 5. Пермский край считается одним из старейших горообразований России, имеющий большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма. География велотуризма в Пермском крае обширна. Познавательные маршруты есть в любой части Пермского края, именно его природной богатство помогло приобрести популярность велосипедного туризма среди любителей активного отдыха и приключенческого туризма. 6. Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма. 7. Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении условия развития велосипедного туризма в Пермском крае достигнута, задачи выполнены. Список литературы1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.2. Велосипедный туризм / Сост. А.А. Булгаков. - М.: Ключ, 2008. - 624 с.3. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 2008.4. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л.: Красное Знамя, 1978.5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Наука, 2008.6. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Наука, 2008.7. Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим. М.: БЕК, 2001.8. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. С-Пб.: Аврора, 2002.9. Сенин В.С. Введение в туризм. МБИ. М.: Просвещение, 2005.10. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. Серия: библиотека практической психологии. М.: ХАРВЕСТ, 2003.11. Тим Постон, Иэн Стюарт. Секреты выживания в экстремальных ситуациях. М.: Мир, 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|