p align="left">¦ уведомить всех участников круиза об их правах и обязанностях, о необходимых документах, дающих право посещения городов в портах стоянок, -- виза, прививки, таможенные декларации и др.; ¦ объявить день, час и место сбора участников круиза в порту отплытия судна (пирс и его номер, вокзальное здание порта и т. д.); ¦ составить план расселения по номерам и категориям кают и палубам и на его основе подготовить списки круизеров; ¦ довести информацию о местоположении кают и ресторана с номером забронированного в нем столика, о смене и распорядке приема пищи; ¦ предоставить информацию о расположении на судне и времени работы бытовых и медицинских служб, экскурсионного бюро. Обычно подобную информацию круизер может получить из выдаваемого ему туроператором информационного листка, в котором приведен план лайнера (теплохода) и отмечена его каюта. «Безвизовостъ» посещения иностранных портов туристами присуща и морским круизам: международное морское законодательства предусматривает существование «капитанской визы», дающей им право находиться на берегу от 48 до 72 часов. Суть данного положения состоит в том, что пассажиры круизного судна сдают свои паспорта капитану, который и отвечает перед портовыми властями за поведение туристов на берегу. При отходе круизного судна не из российского порта единственную визу необходимо будет получить в ту страну, из порта которой начинается круиз. В круизном плавании туроператор (пул туроператоров) решает ряд специфических задач, в частности, он должен: ¦ спланировать и организованно проводить досуговые мероприятия во все дни круиза; ¦ объявить перечень и программы планируемых в портах стоянок судна экскурсий, порядок и место их заказа и оплаты на судне; ¦ перед прибытием в порт провести с борта судна заказ требуемого количества экскурсионных автобусов и гидов-экскурсоводов (гидов-переводчиков), исходя из числа оплаченных на борту заказов на экскурсии; ¦ в каждом порту при отправке на экскурсии туроператор контролирует прохождение туристами пограничного и таможенного контролей при сходе на берег, распределяет туристов по автобусам. Туроператор с учетом предполагаемых возможностей судовладельца и самого судна должен разработать программу, маршрут и график выполнения круиза, досуговые мероприятия во все дни круиза, а также согласовать с экскурсионными организациями в портах захода круизного судна программы, время начала и окончания экскурсионного обслуживания круизеров. Судовладелец, исходя из собственных возможностей и коммерческих интересов, оценивает рациональность и сложность круиза, -- наличие отношений с администрациями портов захода судна и стоимость портовых услуг, а также сложность прохождения каждого участка маршрута исходя из режимов пассажирского судоходства, перехода морских границ и др. Последующий переговорный процесс относится к обсуждению конкретных вопросов планируемого круиза, в т. ч. и размера оплаты услуг судовладельца, который представляет собственную калькуляцию расходов. Судовладелец также предупреждает туроператора, что в круизе он за свой счет оплачивает штрафные санкции: а) судовладельцу -- за срыв или перенос на более поздние сроки начала отплытия в круиз по независящим от судовладельца причинам и при отсутствии форс-мажорных обстоятельств; б) портовой администрации - за незапланированный простой судна, возникший по его вине или просьбе. Туроператор, проанализировав собственные финансовые и рыночные возможности, принимает решение о фрахте судна или отказе от него. При положительном решении он излагает судовладельцу свой план расчетов, т. е. называет конкретные даты и размеры вносимых платежей, а затем приступает к формированию прайс-листа на места и условия обслуживания в дни круиза. При этом туроператор сталкивается с трудностями в определении стоимости туристской путевки, с распределением финансового участия туроператоров пула, -- блоки мест на каждой палубе, различные категории кают и их расположение на судне в заявляемых блоках мест и др. 5. Речные круизы Во многих странах большой популярностью у туристов пользуются озерные и речные круизные путешествия. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность воспользоваться многочисленными, в том числе специальными туристскими, стоянками. Речные путешествия можно классифицировать следующим образом: ¦ перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах; ¦ перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах; ¦ перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях; ¦ паромные переправы; ¦ прогулочные и экскурсионные рейсы; ¦ перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов; ¦ краткосрочные и длительные круизы; ¦ специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.); ¦ использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др. Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1--3 дня) и длительными (25--30 дней). Они особенно популярны в странах, где имеются мощные речные и озерные системы, а также системы каналов (например, США, Канада, Финляндия). Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом. Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях. В то же время речным круизам присущи: а) уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река -- море -- река». б) возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.; в) упрощенный визовый режим для круизеров при посещении портовых городов в зарубежных странах (Греция, Испания, Португалия, Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает взрослых и детей, не оформлявших визы, разрешение на сход и пребывание на берегу по так называемым круизным спискам; г) достаточно высокий уровень обслуживания; д) конкурентоспособные цены, позволяющие сформировать устойчивый спрос; е) малая доля речных круизов в других странах. По сравнению с морскими маршрутами речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны и дают возможность для кратковременных стоянок. Обычно при организации речных круизов в России используются многопалубные теплоходы на следующих транспортных водных системах: ¦ Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река -- море» из-за низкой осадки этим путем не следуют; ¦ каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море -- Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро -- реку Свирь -- Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15--16 мая по 19--30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов; ¦ Волго-Донской канал. Соединяет реку Волгу (Волгоград) и реку Дон (г. Калач), обеспечивая возможность организации круизов из Москвы через Волгу в Азовское море или в обратном направлении; ¦ сибирские реки Обь и Иртыш позволяют выполнять туры по маршрутам Омск -- Ханты-Мансийск -- Омск, Сургут -- Салехард -- Сургут. ¦ По реке Енисей выполняются круизные туристские маршруты Красноярск -- Дудинка -- остров Диксон с выходом в Енисейский залив; ¦ В круизе по Лене (теплоход «Михаил Светлов») туристы знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где добывается алмазная руда), активно занимаются рыбалкой и охотой, совершить полет на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. С этой целью вместе с круизным теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток (лицензии на охоту выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы). Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. В круизе по этой реке самые незабываемые впечатления производят Ленские Столбы -- скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси на берегу Северного Ледовитого океана. ¦ озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. В туристском смысле наиболее освоена южная часть озера: турфирмы Иркутска организуют 7--20-дневные круизы по Байкалу. В 2004 г. активно развивались международные экскурсионные туры по маршруту Санкт-Петербург (Россия) -- Вена (Австрия) с переходом по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным каналам. Затем круизное судно совершало плавание по Азовскому и в Черному морям с заходом в порты Новороссийск и Сочи, а далее - переход по Дунаю до Вены и обратно. Структура туристского продукта, формируемого для путешествий по внутренним рекам и озерам, обеспечивает: а) восприятие постоянно меняющегося пейзажа по берегам рек и озер; б) включение в программы круизов посещений памятных мест в городах и даже малоприметных населенных пунктах, т. е. знакомство с культурно-историческим наследием регионов; в) дневки (и даже ночевки!) в местах с живописным ландшафтом или в благоустроенных приютах или гостиницах и др. Для туристских маршрутов водными транспортными средствами предлагается закрепить собственные наименования: - «экспедиционный туризм», обеспечивающий посещение уникальных природных мест, например на реках Сибири; - «конгрессивный туризм», при котором наряду с проведением на пассажирских судах конференций, симпозиумов, фестивалей доступными для их участников становятся разнообразные туристские ресурсы; - «лечебный туризм» -- пассажирское судно, совершающее круизные рейсы на линиях с наиболее благоприятными климатическими условиями и оборудованное медицинской техникой и врачебным персоналом, также служит и плавсредством доставки клиентов «плавучей лечебницы» в рекреационные зоны и к разнообразным объектам туристского интереса. В рейсе на речных 3--4-палубных теплоходах можно организовать выставку на борту, провести ряд развлекательных мероприятий, обеспечив отличное сочетание работы и отдыха. Во время речных круизов туристам предоставляется возможность: ¦ посетить оперные спектакли в городах и участия в шоу; ¦ совершать автобусные экскурсии ¦ быть участником развлекательных мероприятий ¦ отдохнуть на пляжах Черного моря в самых известных курортных местах. На борту туристов ждут представления, конкурсы, концерты профессиональных ансамблей и развлекательные программы. На российских речных трех-четырехпалубных судах имеются каюты категории «люкс» (обычно на шлюпочной палубе), 1, 2, 3 и 4-местные каюты с одноярусным и двухъярусным размещением в них, оборудованные кондиционерами и приборами личной гигиены. Туроператору необходимо иметь в виду, что привлекательность речных круизов для различных групп имеет существенные различия, которые зависят от возраста, профессии и даже ... от национальности. Лучшим обоснованием востребованности речных круизов в конкретном регионе будут результаты анкетирований туристов и данные исследований на внутреннем водном транспорте, обеспечивающие в сфере туризма возможность: а) расширения географии круизов; б) установления взаимовыгодного взаимодействия с другими видами транспорта по разработке и внедрению комбинированных туров; в) целенаправленное проведение реконструкции или модернизации речных туристских судов. В настоящее время наиболее комфортабельными речными лайнерами эксплуатируемых в настоящее время в России, считаются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Теплоходы, построенные по этим проектам представляют собой трех-четырехпалубные суда с 1-4-местными каютами, которые оборудованы санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают ресторан, бар, салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск. В последние годы внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|