на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вопросы развития въездного и внутреннего туризма
p align="left">Вывод из сказанного напрашивается один. Стремиться к тому, чтобы в ближайшем будущем расширить номенклатуру услуг и суметь организовывать оба вида туров: более дешевые обзорного характера, предполагающие знакомство с возможно большим количеством достопримечательностей в единицу времени и не отягощенные лишним комфортом, и более дорогие, с неторопливым ритмом и наличием дополнительных удобств. Но, естественно, не капризы туристов являются главной помехой в функционировании механизма внутреннего туризма. Турист, он все-таки "всегда прав". Не правы, бывают четыре инстанции, на чьи плечи возложена организация и осуществление многодневного или однодневного тура по городам и весям российским:

1. первая инстанция - туроператор. То есть тот, кто разрабатывает всю программу тура и подбирает персонал. В принципе, он отвечает прямо или косвенно вообще за все, включая недочеты своих партнеров, ибо он сам их выбирал. Описать в короткой заметке все, что туроператор должен сделать при организации нового тура, возможности нет, для этого есть специальная литература. Однако нельзя не сказать, что львиная доля жалоб связана с несогласованностью различных звеньев туристической программы, а это как раз прямой упрек туроператору. Здесь и разрывы во времени, и неучтенные изменения в программе на местах, которые можно было предусмотреть заранее, и появление "лишних душ" в группе. Но, кроме роли дирижера на маршруте, туроператор берет на себя и конкретные обслуживающие функции. Здесь основные претензии приходятся на качество транспорта (техническое состояние автобуса и наличие удобств, мастерство и вежливость водителя) и на качество работы гида (ответственного за путевую информацию и осуществление всех рабочих контактов с принимающей стороной). Нареканий в адрес гидов немало, но, как и прежде, причин по большому счету только две - или не умеет, или не хочет (устал, в плохом настроении, мало заплатили и т. д.) .

В целом, система подготовки экскурсоводов и сопровождающих понесла потери в связи с разрушением старой системы подготовки кадров, когда готовили долго, тщательно и почти. Сегодня все значительно дороже, и не все себе могут позволить получить специальное образование или пройти переподготовку. Кроме того, из института повышения квалификации работников туризма, бывшего главным поставщиком кадров в СССР, при его ликвидации в Москве выделились только Академия туризма и Центр подготовки туристических кадров, известный в туризме как "Киевская, 22". Все остальные создавались на пустом месте, и, к сожалению, очень многие практически свели дело к "торговле" разного рода свидетельствами и дипломами при весьма неглубокой подготовке. Правда, в последние годы Правительство Москвы ввело систему аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков, что можно только приветствовать;

2. второй элемент системы туризма - турагент. Это тот, кто заключает договор с клиентом, предоставляет ему возможно более полную информацию о программе тура, знакомит с правами и обязанностями и чисто физически продает путевку. Главная проблема турагента - взаимодействие с туроператорами, чтобы представлять всякий раз адекватную реальной ситуации и актуализированную информацию о деталях тура. Сегодня дело упрощается наличием интернет сайтов, но и на них надо не забывать обновлять и корректировать информацию - сама она за себя этого не сделает. Еще хуже другая старая болезнь турагента, реализующего "чужой" тур. При этом раздаются совершенно беспочвенные обещания о возможностях данного тура, которые или вообще невыполнимы, или за них придется отдуваться туроператору. Так, группе, отправляющейся на один день в Суздаль, обещают заодно посетить не предусмотренную однодневным туром Кидекшу, "забывают" о сезонности посещения храма Покрова на Нерли при продаже тура во Владимир, путают гостиницы разного класса, обещают наличие работающего автобусного туалета на местных экскурсиях, что обычно не предусмотрено туроператором и т. д.;

3. третья инстанция, с которой приходится иметь дело туристу, - это принимающие организации. К ним относятся местные туроператоры в отдельных городах, работающие с главным на правах "субподряда" , музеи и заповедники, гостиницы и туристские комплексы, паломнические службы монастырей, рестораны, организаторы всевозможных праздничных программ и др. Надо отметить, что не все здесь зависит от материальных возможностей. На самом деле турист, приехавший из большого города в глубинку, почти всегда сделает скидку на эти возможности. Ждут другого - гостеприимства, тепла, проще говоря, хотят быть желанными гостями. Здесь очень многое зависит от желания специалиста, будь то экскурсовод, местный менеджер-организатор, метрдотель ресторана или администратор гостиницы, работать с людьми. Даже для экскурсовода не хваленая эрудиция, а желание принять гостей получше становится зачастую решающим фактором в формировании общего впечатления от экскурсии. Как правило, на рынке туров существует определенный сложившийся на данный сезон образ того, где хорошо принимают, а где - как повезет... Большие музеи, заповедники, городские экскурсионные организации практически всегда имеют в своем арсенале специалистов от высочайшего уровня и до тех, кого призывают на самый крайний случай, при большом наплыве клиентов. Поэтому часто приходится гадать, на кого сегодня нападешь. Это касается даже таких "монстров" туризма, как Владимиро-Суздальский музей-заповедник, имеющий налаженную систему подготовки и контроля качества экскурсоводов. Принимается в расчет и соотношение цена-качество. Так, резкое повышение цен на услуги в музее-заповеднике "Ясная Поляна" , в подмосковном Абрамцеве стало причиной недоумения многих организаторов туров, ибо качество обслуживания именно в этих музеях не раз вызывало и продолжает вызывать серьезные нарекания;

4. четвёртый фактор, определяющий успех или неуспех конкретного тура. Это так называемая инфраструктура туризма. Именно о ней как главном тормозе развития внутреннего рынка туруслуг говорится уже не первый год, в том числе на крупных форумах по туризму. Возможности влияния на местные власти у турфирм весьма ограничены, к тому же и местные власти часто кивают на то, что при капитализме развитием инфраструктуры должны заниматься частные предприниматели. И вот здесь-то оказывается, что нашему массовому предпринимателю, во всяком случае пока, так же тяжело открыть частный туалет на туристском маршруте, как и построить автомобильный завод. На одной из главных туристских "троп" - Горьковской автомагистрали - есть известный комплекс "Сказка" на границе Владимирской и Московской областей. Практически все группы, следующие во Владимир, Суздаль, Вязники, Муром, Мстеру, Гороховец. Нижний Новгород, делают здесь санитарную остановку. И сотни тысяч уст за последний десяток лет задают гидам один и тот же вопрос: неужели так и не найдется человек, который, установив тариф в пять-десять рублей, не отремонтирует стоящий посреди комплекса памятником ушедшей эпохи замурованный туалет? Но в "Сказке" есть хотя бы кафе, магазинчики и стоянка. На престижной федеральной трассе М 1 - Минском шоссе на протяжении ста с лишним километров от Москвы нет вообще ни одного места, где бы можно было хотя бы культурно припарковаться, о туалетах же, кафе и мусоросборниках и мечтать не приходится. Автобусы стоят на обочине, и выручает лес... В славном центре всего российского туризма городе Суздале в дни проведения массовых праздников "Масленица", "День огурца" творится такое, что некоторые московские турфирмы стали уже отказываться в такие дни посылать туда свои группы. Нелепейшая организация маршрутов и парковок местной автоинспекцией, стояние в очередях за бутылкой воды, вынужденное хождение пешком на немыслимые отрезки маршрута демонстрируют совершенно бездарную организацию и пробелы в инфраструктуре. Демонстрируют и неспособность местных "предпринимателей" съездить в соседний Владимир, закупить на такой день побольше газировки и пирожков, продать их вдвое дороже в Суздале и получить элементарный доход.

Все-таки валить все на предпринимателей тоже нельзя, если государство хоть как-то рассматривает туризм в сфере своих интересов. Массовое ветшание и разрушение памятников старины, которые потом не заменишь уже ничем ни теплыми туалетами, ни пятизвёздными отелями, - стало притчей во языцех. Бывший когда-то вторым по значению из туристских городов Золотого Кольца Ростов Великий сегодня производит на туристов тяжелое впечатление. Здесь на глазах ветшают памятники архитектуры модерна начала XX века, кругом страшная грязь и нищета. На едва притормозивший автобус налетают целые стаи вполне молодых и здоровых нищих-попрошаек, в центре города много лет уже высится без окон и дверей руина бывшей гостиницы, только что сняли наконец строительные леса с одной из башен Ростовского Кремля, простоявшие там с 1954 (!) года. При этом сам Кремль является памятником истории и архитектуры федерального значения.

Вот такая получилась у нас нерадостная картина "многоуровневых" неполадок на рынке внутреннего туризма. Естественно, что в пределах каждой инстанции необходимо вести работу по улучшению качества обслуживания, но главным остается так называемый человеческий фактор. Есть положительные примеры того, как малыми силами и средствами энтузиасты на места компенсируют недостатки туротрасли как таковой. В последние годы мы видели, как успешно вошли в рынок туризма такие маленькие городки, как ярославский Мышкин, подмосковная Верея. Что ж, пока энтузиазм одиночек на местах - единственное упование и туристов, и столичных организаторов...

1.1. Въездной туризм

Проведенный анализ современного состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2001 г. прибыло на 37% больше туристов, чем в 2000 г.

Данные ВТО о среднесуточных расходах туристов из основных десяти стран-доноров, сведения Госкомстата по туристским прибытиям и экспертные оценки показывают, что за среднюю продолжительность пребывания этих туристов в России (6,5суток) они расходуют около 1300 долл. США, при этом не учтены расходы на авиатранспорт, затрачиваемые значительной частью иностранных туристов, пользующихся услугами российских авиакомпаний.

Перечисленные страны являются основными поставщиками туристов, поэтому на них, в первую очередь, должно ориентироваться предложение национального туристского продукта России. Направляющие туристские рынки характеризуются, с одной стороны, высокой покупательской способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и, при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры, в том числе формировании объектов туристского показа на основе реставрации и развития исторических центров, количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти. Это является основанием для более четкой направленности и более агрессивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.

Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

- экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экотуризма;

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

- круизы, в которых в 2001 г. участвовало 9 млн. туристов. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Россия, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.

Приграничное месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает в них особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран, а также на обслуживание транзитного потока. Для приграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров, а также экскурсионного (однодневного туризма).

Высокая мобильность туристских потоков в зонах приграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы.

Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Карелия, Хабаровский и Приморский края.

 1.2. Внутренний туризм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.