на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Выносливость человека
p align="left">Средствами развития общей выносливости яв-ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при со-блюдении следующих условий:

-активное участие в работе крупных групп мышц;

-значительная продолжительность работы;

-интенсивность выполняемой работы долж-на быть умеренно-большой, но не выходить за пре-делы аэробного энергообеспечения.

К таким средствам относятся:

1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5-3 м/с) с постепенным увеличением продолжитель-ности бега (например, с 10 до 25-30 мин).

2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре-ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).

3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин.

4. Челночный бег 4 х 100 м.

5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).

6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое про-извольными ускорениями.

7. Марш-бросок на 3-4 км и более (примерная схема: 100-200 м ходьба, 600-800 м бег и т.д.).

8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин).

9. Лыжные гонки на 5-10 км (на время).

10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40-60 мин.

11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.

12. Прыжки через короткую скакалку. Длитель-ность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков - 135-140 раз в минуту.

13. Преодоление несколько раз подряд отдель-ных элементов и их сочетаний из полосы препят-ствий.

При выполнении большинства физических упражнений сум-марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует-ся следующими компонентами:

1) ин-тенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха-рактеризуется скоростью движения, а в ациклических -- ко-личеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо-ту функциональных систем организма и характер энергообес-печения двигательной деятельности. При умеренной интен-сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха-ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива-ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп-ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол-ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль-нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь-ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над- критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20--25 с до 4--5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увеличение продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения. Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки-рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает-ся, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе-ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму-щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120--130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея-тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис-ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно-сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле-жит в основе варианта интервального метода, называемого по-вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо-тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на-пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме-нение внешних количественных показателей (в течение известно-го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж-ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо-тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде-ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном -- заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити-ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб-ной.

4. Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являют-ся: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игро-вой метод; 5) соревновательный метод.

Равномерный метод. Характеризуется непре-рывным продолжительным режимом работы с рав-номерной скоростью или усилиями. Продолжи-тельность работы в зависимости от уровня подго-товленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин мало-эффективна, так как не успевают развернуться ды-хательные процессы и вывести кислородотранс-портную систему (сердце, сосуды, дыхание) на мак-симальный уровень потребления кислорода.

Интенсивность упражнений (скорость передви-жения) должна повышаться постепенно: от невы-соких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптималь-ным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необ-ходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не спо-собствует активизации аэробного обмена, поэто-му она малопродуктивна.

По мере увеличения функциональных возмож-ностей организма занимающихся продолжитель-ность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.

Переменный метод. Отличается от равномер-ного последовательным варьированием нагруз-ки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоро-стей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка рабо-ты увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу ма-лоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

Интервальный метод. Для него характер-но выполнение работы в виде высокоинтенсив-ных, но кратковременных повторений, разде-ленных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Про-должительность работы для повышения аэроб-ной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интен-сивности работы. Интенсивность работы дол-жна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы от-дыха делаются такой продолжительности, что-бы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отды-ха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и под-держивающей его повышенное функциониро-вание.

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающего-ся осуществлять работу в условиях значитель-ного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно за-нятие и постепенно повышать до десяти и бо-лее повторений.

Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой ми-нуты отдыха после нагрузки потребление кисло-рода увеличивается, повышается также систоли-ческий объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели до-статочно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.

Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Метод круговой тренировки. Предусматри-вает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала или при-школьной площадки (стадиона) по кругу распо-лагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся вы-полняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз.

Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значитель-ное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполне-нии упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом со-ставляет 25-35 мин.

Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в услови-ях проведения спортивных и подвижных игр, тре-бующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить повышен-ную заинтересованность занимающихся в дви-гательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями мо-нотонного характера (например, продолжитель-ный бег в равномерном темпе).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.