*100% =1,00 % <3%
Определяем ориентировочное межосевое расстояние а=2(d1+d2) =2(230+443)=
1350,00 мм.
Определяем расчетную длину ремня l=2a+?(d2+d1)/2+(d2-d1)2/(4a) =
2*1350+?(450+230)/2+(450-230)2/(4*1350) = 3768,18 мм.
Базовая длина ремня l= 4000,00 мм.
Уточняем значение межосевое расстояние по стандартной длине
а={2l-?(d2+d1)+?[2l-?(d2+d1)]2-8(d2-d1)2}/8={2l-?(450+230)+?[2*3768-
?(450+230)]2-8(450-230)2}/8= 1461,93 мм. 170,00
Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива ?1=180°-57°*(d2-d1)/a= 171,19
° >150°
Определяем скорость ремня v=?d1n1/(60*103) = ?*230*485/(60*103) = 11,67
м/с. <35 м/с.
Определяем частоту пробегов ремня U=v/l= 12/3768= 2,918 c-1 < 15 c-1
Определяем допускаемую мощность, передаваемую ремнем.
Поправочные коэффициенты:
коэффициент длительности работы Cp= 0,90
коэффициент угла обхвата C?= 0,97
коэффициент влияния отношения расчетной длинны к базовой Cl= 1,00
коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту C?= 1,00
коэффициент влияния диаметра меньшего шкива Cd= 1,20
коэффициент влияния натяжения от центробежной силы Cv= 1,00
Допускаемая приведенная мощность выбираем по табл. 5.5. [1] [P0]= 2,579
КВт.
Тогда [Pп]=[P0]CpC?ClC?CdCv=2,579 * 0,9*0,97*1*1*1,2*1 = 2,70 КВт.
Определим окружную силу, передаваемую ремнем Ft=Рном/v=7,5/11,67 = 642,67
H.
По табл. 5.1. [1] интерполируя, принимаем толщину ремня ?= 5,55 мм.
Определим ширину ремня b= Ft/?=642,67/4= 116 мм.
По стандартному ряду принимаем b= 100 мм.
По стандартному ряду принимаем ширину шкива B= 112 мм.
Определим площадь поперечного сечения ремня А=b?=100*4= 555 мм2.
По табл. 5.1. [1] интерполируя принимаем предварительное напряжение ?0= 2
H/мм2.
Определим силу предварительного натяжения ремня F0=A?0=555*2= 1110 Н.
Определяем силы натяжения ветвей :
F1=F0+Ft/2=1110+643/2= 1431,34 H.
Определим силу давления ремня на вал Fоп=2F0sin(?1/2) =2*1110*sin(20/2)=
2213,44 Н,
где ?1 – угол обхвата ремнем ведущего шкива.
2. Проверочный расчет.
Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей
ветви:
Находим напряжение растяжения: s1=F0/A+Ft/2A= 1110/555+643 /2*555= 2,58
Н/мм2.
Находим напряжение изгиба: ?и=Еи?/d1=90*4/320= 2,23 Н/мм2,
где модуль продольной упругости Еи= 90,00 Н/мм2.
Находим напряжение от центробежных сил: ?v=?v2*10-6=1100*11,672*10-6= 0,15
Н/мм2,
где плотность материала ремня ?= 1100,00 кг/м3.
Допускаемое напряжение растяжения:[?]р= 8,00 Н/мм2,
Прочность одного ремня по максимальным напряжениям
?max=?1+?и+?v=5,58+2,23+0,15=4,96 Н/мм2. <[?]р ,
где ?1 – напряжение растяжения.
РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ЗУБЧАТОЙ
ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.
1. Выбор материала.
1.1. Для шестерни.
Выбираем материал сталь 45
Термообработка: нормализация
Твёрдость: 170 217 HB
Принимаем твёрдость 193,5 HB
?В= 600 Н/мм2.
?Т= 340 Н/мм2.
1.2. Для колеса.
Выбираем материал сталь 45
Термообработка: нормализация
Твёрдость: 170 217 НВ
Принимаем твёрдость 193,5 НВ
?В= 600 Н/мм2.
?Т= 340 Н/мм2.
2. Срок службы привода.
Срок службы привода Lh= 10000 часов.
Число зацеплений зуба за 1 оборот с= 1
Число циклов перемены напряжений за наработку для шестерни
N=60*c*n*Lh=60*1*485*10000 = 291026700
Число циклов перемены напряжений за наработку для колеса N=60*c*n*Lh=60 * 1
* 485 * 10000 =36385500
Число циклов перемены напряжений принимаем по табл. 3.3. [1] NH0= 16500000
3. Расчет допустимых контактных и изгибных напряжений.
3.1. Для шестерни.
Определяем коэффициент долговечности КHL=6? NH0/N=6? 16500000 /36385500 =
1
Определяем коэффициент долговечности КFL=6? 4*106/N=6? 4*106/36385500 = 1
Принимаем коэффициент безопасности [ S]H= 1,1
Предел выносливости ?H0=1,8 НВ+67= 415,3 Н/мм2.
Допускаемые контактные напряжения [?]H1 =?H0*KHL=415,3*1 = 377,545 Н/мм2.
Предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба выбираем ?F0= 199,305
Н/мм2.
Допускаемые изгибные напряжения [?]F1=КFL*?H0=1*199,305= 199,305 Н/мм2.
3.2. Для колеса.
Определяем коэффициент долговечности КHL=6? NH0/N=6? 16500000 /36385500 = 1
Определяем коэффициент долговечности КFL=6? 4*106/N=6? 4*106/36385500 = 1
Принимаем коэффициент безопасности [S]H= 1,1
Предел выносливости ?H0=1,8НВ+67= 415,3 Н/мм2.
Допускаемые контактные напряжения [?]H1 = ?H0*KHL= 377,545*1 = 377,545
Н/мм2.
Предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба выбираем ?F0= 175,1 Н/мм2.
Допускаемые изгибные напряжения [?]F1=1* 175,1= 175,1 Н/мм2.
Так как НВ1ср-НВ2ср=20...50, то дальнейший расчёт ведём по меньшему
значению [ ?]H= 377,545 Н/мм2.
Расчёт введем по меньшему значению [?]F.
Принимаем [ ?]F= 175,1 Н/мм2.
Проектный расчет.
Вращающий момент на шестерне Т1= 828,82 Н*м.
Вращающий момент на колесе Т2= 1572,33 Н*м.
Передаточное число ступени u= 2,0
Вспомогательный коэффициент Ка= 49,5
Коэффициент ширины венца ?a=b2/aw=63 /315 = 0,25
Коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, Для прирабатывающихся
зубьев КH?= 1
Определяем межосевое расстояние аw=Ka(u+1)3? Т2*103*КH?/(?au2[ ?]2H)
=49,5(2+1)3? Т2*103*1572,33 /(0,25*22*377,5452) = 330,57 мм.
Принимаем по ГОСТ 6636-69 аw= 315 мм.
Вспомогательный коэффициент Кm= 6,8 мм.
Делительный диаметр колеса d2=2*315*2/(2+1)= 420,0 мм.
Ширина венца колеса b2=0,25*315= 78,75 мм.
Принимаем из ряда Ra40 ширину венца колеса b2= 80 мм.
Определяем модуль зацепления m=2КmT2*103/(d2b2[?]F)
=2*6,8*829*103/(45*80*[?]F )= 3,635 мм.
Принимаем модуль зацепления m= 3,5 мм.
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса z?=z1+z2 = 2aw/m =
60+120 = 2*315/3,5 = 180
Определяем число зубьев шестерни z1=z?/(1+u) =180/(1+2)= 60
Определяем число зубьев колеса z2=z?-z1=180-60= 120
Фактическое передаточное число uф=z2/z1=120/60= 2,000
Отклонение от заданного ?u=(|uф-u|/u)*100= 0,00 % <4%
Определяем фактическое межосевое расстояние аw=(z1+z2)m/2=(60+120)3,5/2=
315 мм.
Определяем основные геометрические параметры колеса:
делительный диаметр d2=mz=3,5*120 = 420,0 мм.
диаметр вершин зубьев da2=d2+2m=420+2*3,5 = 427,0 мм.
диаметр впадин зубьев da2=d2-2,4m=420-2,4*3,5 = 411,6 мм.
ширина венца b2=?aaw=0,25*315 = 78,75 мм.
Принимаем из ряда Ra40 ширину венца колеса b2= 80 мм.
Определяем основные геометрические параметры шестерни:
делительный диаметр d1=mz1=3,5*60= 210,0 мм.
диаметр вершин зубьев da1=d1+2m= 210+2*3,5= 217,0 мм.
диаметр впадин зубьев da1=d1-2,4m=210-2,4*3,5 = 201,6 мм.
ширина венца b1=b2+(2...4)= 80+(2...4)= 83 мм.
Принимаем из ряда Ra40 ширину венца шестерни b1= 85 мм.
3.3 Проверочные расчеты.
Проверяем межосевое расстояние а?=(d1+d2)/2=(210+420)/2= 315 мм.
Проверить пригодность заготовок колёс.
Условие пригодности заготовок колёс: DЗАГ?DПРЕД и SЗАГ?SПРЕД
Диаметр заготовки шестерни DЗАГ= da1+6= 217+6= 223,00 мм.
Размер заготовки колеса закрытой передачи SЗАГ=b2+4=437 +4= 431,00 мм.
При не выполнении неравенства изменить материал колёс или вид термической
обработки.
Проверяем контактные напряжения ?H [1].
Вспомогательный коэффициент К = 310
Окружная сила в зацеплении Ft=2T2103/d2=2*829*1572*210*103/d2= 7487,286 Н.
Определяем окружную скорость v=?2d2/(2*103) =6,15*420/(2*103)= 1,33 м/с,
где ?2 – угловая скорость тихоходного вала,
d2 – делительный диаметр зубчатого колеса.
Выбираем по табл. 4.2. [1] степень точности передачи равную 9
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями колёс КH?= 1
Принимаем по табл. 4.3. [1] КHv= 1,05
Тогда ?H=(K/aw)? T2(uф+1)3 KH?KH?KHv/(u2 b2) =(310/315)? 829(32+1)3
1*1*1,05/(u2 b2)= 367,30 377,545
Условие прочности выполняется. Недогруз передачи в пределах допустимой
нормы 2,71%
Проверка напряжений изгиба зубьев .
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями колёс КF?= 1
Коэффициент динамической нагрузки, по табл. 4.3. [1] принимаем КFv= 1,13
Коэффициенты формы зуба. Определяются по табл. 4.7. [1] в зависимости от
эквивалентного числа зубьев.
Для прямозубых колёс:
шестерни zv1=z1= 60,00
колеса zv2=z2= 120,00
Коэффициент формы зуба шестерни YF1= 3,62
Коэффициент формы зуба колеса YF2= 3,6
Коэффициент наклона зуба Y?= 1,00
Определяем напряжения изгиба зубьев ?F=YF2*Y?*KF?*KF?*KFv*Ft/(b2*m)
=3,6*1*1*1,05*1,13*7487/(79*3,5)= 108,78
Условие прочности выполняется: ?F ? [ ?]F. Недогруз составляет 37,88 %
Определим силы в зацеплении.
Окружная:
Ft1=Ft2=2*T2*103/d2=2*828*103/420= 7487,286 H.
Радиальные и осевые:
Fr1=Fr2=Ft2*tg?/Cos?=7487,286*tg20/Cos?= 2725,149 H.
Fa1=Fa2=Ft1*Tg?=7487,286*Tg?= 0,000 H.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИЙ В ОПОРАХ ПОДШИПНИКОВ.
1. Силы в зацеплении передачи из проектного расчета передачи.
Окружная:
Ft1= 2684,000 H
Ft2= 5180,125 H
Радиальная:
Fr1=Fr2= 1885,411 H
Осевая:
Fa1=Ft2= 5180,125 H
Fa2=Ft1= 2684,000 H
Усилие от открытой передачи:
На быстроходном валу Fоп1= 1431,340 H
На тихоходном валу Fоп2= 7967,803 H
Fx1 =Fоп*Cosq= 1431,340 H
Fx2=Ft= 7487,286 H
Fy1=Fоп*Sinq= 0,000 H
Fy2=Fr= 2725,149
Fz1= 0,000 H
Fz2=Fa= 0,000 H
Быстроходный вал:
Из проектного расчета передачи и из эскизной компоновки определяем :
Делительный диаметр червяка d1= 0,088 м
расстояние между опорами lb= 0,305 м
расстояние между точками приложения консольной силы и смежной опоры lоп=
0,077 м
Вертикальная плоскость.
а) определяем опорные реакции:
?M3=0; -RAY*0,305 +5180*0,088 /2-1185*0,305/2=0; RAY=(5180*0,088 /2-1185 *
0,305/2 ) / 0,305 = -263,345 H
-RAY*lБ+Fa1*d1/2-Fr1*lБ/2=0; RAY=(Fa1*d1/2-Fr1*lБ/2)/lБ= -263,345 H
?M1=0; -RBY*lБ+Fa1*d1/2+Fr1*lБ/2=0; RBY=(Fa1*d1/2+Fr1*lБ/2)/lБ= 1622,066 H
-RBY*0,305 +5180*0,088 /2-1185*0,305/2=0; RBY=(5180*0,088 /2-1185 * 0,305/2
) / 0,305 = 1622,066 H
Проверка: ?Y=0; RBY-Fr1-RAY= 0 H ; 1622,066 -1885-263,345= 0 H
б) строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X в характерных
сечениях 1..3:
Mx1= 0 H*м
Слева Mx2=-RAY*lБ/2= 40,160 H*м
Справа Mx2=RBY*lБ/2= 247,365 H*м
Mx3= 0 H*м
Горизонтальная плоскость.
а) определяем опорные реакции:
?M3=0; -RAX*Б+Ft1*lБ/2+FM*lM=0; RAX=(2684*0,305/2+FM*lM)/lБ= 1703,355 H
SM1=0; -RBX*lБ-Ft1*lБ/2+Fоп1*(lБ+lM)=0;RBX=(-
2684*0,305/2+Fоп1*(0,305+lоп1))/lБ=450,695H
Проверка: ?Y=0; RAX-Ft1-RAX+FM= 0 H
б) строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных
сечениях 1..4:
MY1= 0 H*м
MY2=-RAX*lБ/2= -1703,355*0,305/2=-259,762 H*м
MY3=-Fоп*lоп= -110,213 H*м
MY4= 0 H*м
Строим эпюру крутящих моментов MK=MZ=Ft1*d1/2=2684*0,088/2= 107,360 H*м
Определяем суммарные радиальные реакции :
RA=? R2AX+R2AY =? 17032+2632 = 1723,592 H
RB=?16222+4502 = 1683,515 H
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:
M2=? M2X2+M2Y2 =? 2602+402= 262,848 H*м
M3=MY3= 110,213 H*м
Тихоходный вал.
Из проектного расчета передачи и из эскизной компоновки определяем :
Делительный диаметр червячного колеса d2= 0,32 м
расстояние между опорами lT= 0,138 м
расстояние между точками приложения консольной силы и смежной опоры
lОП= 0,1065 м
Вертикальная плоскость.
а) определяем опорные реакции:
?M4=0; -RCY*lT-FZ*dоп1/2-Fr2*lT/2+FY*(lОП+lТ)+Fa2*d2/2=0;
RСY=(Fa2*d2/2-Fr2*lT/2+FY*(lОП+lT)-FZ*dоп1/2)/lT=(2684*0,32/2-
5180*0,138/2+2725* (0,077+0,138)-FZ*dоп1/2)/lT= 6997,4 H
?M2=0; -RDY*lT-FZ*dоп1/2+Fr2*lT/2+FY*lОП+Fa2*d2/2=0;
RDY=(Fa2*d2/2+Fr2*lT/2+FY*lОП-FZ*dоп1/2)/lT=(2684*0,32/2-5180*0,138/2+2725*
(0,077+0,138)-FZ*dоп1/2)/lT = 6157,7 H
Проверка: ?Y=0; RCY-FY-Fr2+RDY= 0 H ; 6997,4-2725-6157+1885= 0 H
б) строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X в характерных
сечениях 1..3:
Mx1=FZ*dоп1/2=0*dоп1/2= 0,000 H*м
Mx2=FY*lОП+FZ*dоп1/2=2725* 0,077+0*dоп1/2= 290,228 H*м
Справа MX3=RDY*lT/2=6158* 0,138/2= 424,881 H*м
Слева Mx3=FY(lОП+lT/2)-RCY*lT/2+FZ*dоп1/2= 2725(0,077+lT/2)-
7000*0,138/2+0*dоп1/2= -4,557 H*м
Mx4= 0 H*м
Горизонтальная плоскость.
а) определяем опорные реакции:
?M4=0; RCX*lT+Ft2*lT/2-FX*(lОП+lT)=0;RCX=(-Ft2*lT/2+FX*(lОП+lT))/lT=(-
5180*0,077/2+1431*(0,077+0,138))/ 0,138= -54,101 H
?M2=0; RDX*lT-Ft2*lT/2-FX*lОП=0;
RВX=(Ft2*lT/2+FX*lОП)/lT=(5180*0,138/2+1431 *0,077)/ 0,138 = 3694,684 H
Страницы: 1, 2, 3
|