светлые сорта:
Беловежское 11%, Брестское специальное 12%, Европейское
классическое 12%, Белорусское 13%, Зубр 14%, Корона 11%,
Барон Таубе 15%, Брестское особое 12%, Брестское светлое 11%,
Брестское Олимпийское 12%, Брестское 2000 10%, Брестское ХХI 11%.
Тёмное пиво выпускается только одного сорта: Брестское тёмное 13%.
Хоть это единственный сорт БКБН, но он считается одним из самых
лучших, производящихся на территории Беларуси (и, по некоторым
оценкам и России).
Пиво выпускается в бутылках 0,5 л., в КЕГах 50 л. и бестарное.
. 18 наименований б/а напитков в бутылки ёмкостью 0,5;1,0;1,5 л. ПЭТ.
Это напитки серии «Кубок солнца», «Вкус лета», «Вкус детства», «Квас
монастырский с мёдом». Особенностью данной продукции является то, что
она изготавливается на натуральном сахаре и специально подготовленной
воде(умягчённой, очищенной и обеззараженной) по технологии, внедрённой
компанией «Пепсико».
. 6 наименований слабоалкогольных газированных напитков в бут. 0,25 и
0,33 л. Они отличаются богатой гаммой вкусовых оттенков, свежестью,
мягкостью, лёгкой игристостью и не уступают по качеству зарубежным
аналогам. Разливаются на автоматической линии «Нагема».
. Минеральную воду «Брестская – 5» в бут. 0,5; 1,0; 1,5 л. ПЭТ.
. Солод пивоваренный для своих нужд и товарный.
. Напитки винные с использованием натурального сырья(Василинка, Золотая
долина и др.).
. Вина плодовые(«Медуничка», «Старое танго» и др.)
. Вина виноградные на введённой в 1999 году итальянской линии горячего
розлива. Это высококачественные вина «Кагор», «Кадарка», «Каберне» и
др.
Таблица 4.1
| |Группы |Подгруппы |Кол-во|Новинки |
| | | |видов | |
| | | | | |
|1. |Пиво |Светлое |12 |1 |
| | |Тёмное |1 |0 |
|2. |Безалкогольные |Вкус лета |4 |0 |
| |напитки | | | |
| | |Кубок солнца |8 |2 |
| | |Аромат детства |4 |4 |
| | |Квас |1 |1 |
|3. |Минеральная вода|Бресткая-5 |1 |0 |
|4. |Слабоалкогольные| |9 |0 |
| |напитки | | | |
|5. |Плодово-ягодные |С использованием |4 |1 |
| |вина |натур. сырья | | |
| | |Плодовые |5 |2 |
|6. |Солод | |2 |1 |
| |пивоваренный | | | |
Широта ассортимента – 6
Глубина ассортимента - 51
Структура ассортимента:
первая группа – 25,5%
вторая группа – 33,3%
третья группа – 1,96%
четвёртая группа – 17,65%
пятая группа – 17,65%
шестая группа – 3,94%
Обновляемость ассортимента – 23,5%
Но! Не смотря на эти цифры, нужно отметить, что по объёмам выпуска и по
доходам, производство пива и солода значительно превышает остальные группы.
Производство этих продуктов – основное, хотя по количеству видов лидирует
производство безалкогольнх напитков, выпуск которых сильно вырос за
последние годы. Слабоалкогольные напитки и вина занимают незначительную
часть в объёмах выпуска и являются, по сути, дополнительным источником
доходов, т.к., например, для производства последних применяется дешёвое
местное сырьё. Говоря же о минеральной воде, то по объёмам она перекрывает
четвёртую и пятую группы вместе взятые, но не является основным
производством.
Полный список продукции и прейскурант на конец 2001 года см. Приложение 3.
Производственный ассортимент постоянно обновляется и расширяется. После
консультации с западными специалистами был в определённой мере
усовершенствована технология пивоварения и, возможно, через полтора-два
месяца уже знакомые сорта пива обретут новый вкус (и цвет).
5. Управление качеством на БКБН.
Производство пива оснащено средствами измерения и испытательным
оборудованием в соответствии с требованиями выполняемых технологических
процессов, которые имеют действующие свидетельства о проверке и аттестации
ИО, оттиски государственных клейм на СИ.
Весь процесс производства пива контролируется работниками предприятия и
плановыми проверками Госстандарта. Как и почти всё пиво, производящиеся в
Беларуси, брестское имеет сертификат соответствия СТБ 395-93. Проверка
выходящего продукта осуществляется ОТК.
Входной контроль:
Входной контроль сырья проводится как при заключении договора на
закупку, так и при получении партии на предприятии соответствующими
специалистами и лабораториями.
Работает две лаборатории: микробиологии (микрокультуры и ферменты) и
лаборатория по контролю качества готового пива и разработке новых сортов и
улучшению качества производимых.
Сырьё проверяется как в лабораторных условиях (образец с партии), так и
органолептически, специалистами предприятия.
Операционный контроль:
На всех этапах производства контролируется качество выполняемых работ.
При солодоварении и варке пива – специалистами в цехах(постоянно) и в
лабораториях (с партии). На розливе – при помощи световых экранов.
Приёмочный контроль:
Проверяются бутылки на предмет сколов и трещин, правильности наклейи
этикеток. С партии проводят дегустацию и проверку в лаборатории.
Многое делается и для обеспечения чистоты помещений и оборудования, так
как пиво – это живая среда, где ведут работу миллиарды бактерий и
проникновение посторонних бактерий, грибков и других микроорганизмов может
свести на нет весь процесс производства пива.
В соответствии с требованиями «Санитарных норм и правил» в варочном цехе
ежедневно проводятся дезинфекции хмелеотборного чана, гидроциклонного
аппарата и охладителя пива 1% раствором NaOH, а также проводится
дезинфекция сулопроводов. Два раза в месяц проводятся общие дезинфекции,
т.е. дезинфекции оборудования всего цеха 1% раствором NaOH с кипячением
раствора в каждом аппарате в течение 2-х часов и последующей промывкой и
кипячением воды в этих аппаратах. Особый эффект мойки оборудования цеха
достигается при использовании установки высокого давления К-185 для мойки
оборудования.
После брожения, чаны подвергаются тщательной мойке и дезинфекции. Мойка
производится моющей головкой, вода на неё подаётся насосом ВК 5/24. Затем
осуществляется ручная мойка. Дезинфекцию чанов проводят 0,05% раствором
«Септабика» (Израиль), коммуникации моют и дезинфицируют ежедневно 1%
раствором NaOH.
Дезинфекция танков производится также 0,05% раствором «Септабика».
Дважды в месяц проводится мойка коммуникаций 1% раствором NaOH и
циркуляционная дезинфекция их 0,05% раствором «Септабика».
Мойка и дезинфекция оборудования цеха розлива осуществляется горячей
водой и 2% раствором NaOH. Пастеризатор подвергается ручной мойке и
промывке горячей водой с t=80оС в течение 40-45 минут дважды в неделю.
Контроль качества и технологический процесс – ничто без
квалифицированного и преданного своему делу персонала. Профессионализм
отдельных работников так высок, что они могут, например, ориентируясь
только на опыт сказать, что в чане приоткрыта заглушка, до которой можно
добраться, лишь разобрав чан. Иерархическую структуру работников
производства и управления можно увидеть в Приложении 2.
6. Производственные процессы упаковки и маркировки.
Упаковка, а точнее розлив пива производится следующим образом. Бутылки
наполняются пивом при наличии противодавления, создаваемого воздухом,
очищенным на воздушном фильтре.
Пройдя бракераж, бутылки с пивом поступают на пастеризатор. Пастеризация
осуществляется для повышения гарантийного срока реализации. Эффект
пастеризации достигается нагревом до температуры 62оС-64оС и выдержкой в
течение 15-18 минут. Заданный температурный режим поддерживается
автоматически.
Тара для розлива пива применяется стеклянная – стандартная бутылка
ёмкостью 0,5 л. Это тара потребительская. Для защиты бутылки при
транспортировке применяются пластиковые ящики №5. Ящики, как и бутылка, в
основном, возвратные (ок. 70-80%).
Далее бутылки направляются на этикетировочный автомат «KRONES STARMATIC»
для наклеивания этикеток. Традиционно для пива этикетки на бутылке три –
это лицевая(главная) этикетка, контрэтикетка и кольеретка. На лицевой
этикетке обычно печатается оригинальный рисунок, характерный для
производителя и марки пива. Основные тона зависят от того светлое пиво или
тёмное(золотые, красные и более тёмные тона), от крепости и др. Этикетка –
лицо пива, она должна запоминаться, и покупатель должен подсознателно
стремится к ней, но всё же есть определённые рамки. На контрэтикетке
нанесена вся информация о пиве: общая информация, адрес завода, состав,
пищевая ценность, сертификаты и стандарты и насечкой указывается
окончательная дата реализации. Также там стоит штрих-код товара. Код на
этикетке в Приложении 1 : 481 0130 00006 3. 481 – код государства
(Беларусь); 0130 – код предприятия БКБН; 00006 – код товара – «Брестское
особое»; 3 - контрольная цифра. Там же проставлены знаки соответствия СТБ
(индекс ЛО) и РСТ (индекс РБ 1). Это свидетельствует о том, что пиво без
дополнительных проверок можно реализовывать и в РБ и в России.
Кольеретка выполняет декоративную функцию, а также позволяет определить
сорт пива, не вынимая бутылку из ящика.
Пример этикетки имеется в Приложении 1.
Кроме того, в цехе розлива в 1997 году организован розлив пива в дин-
КЕГи производства фирмы «Блефа» (Германия). Ёмкость дин-КЕГов 50 л.
Заполнение КЕГов осуществляется в изобарических условиях с помощью
головки «MICRO MATIC». Перед заполнением дин-КЕГ взвешивают. Во время
заполнения он находится на весах. При установлении веса, соответствующего
полному наливу равному 50 л, головку с КЕГа снимают и прекращают
заполнение.
Наполненный КЕГ передаётся в склад готовой продукции.
Комбинатом осуществляется также доставка пива в торговую сеть
автотермоцистернами (пивовозами).
Склад готовой продукции построен согласно проекту и рассчитан на
единовременное хранение 12000 ящиков – готовая продукция отгружается со
склада в машины на поддонах электропогрузчиками и с помощью транспортёров.
В последнем варианте ящики поднимаются вместе с ним до отметки 1300 мм, где
переходят на наклонные рольганги и выходят на рампу, к которой подогнана
машина для отгрузки.
Заключение.
В своей курсовой работе я рассмотрел производственные процессы,
применяемые на Брестском комбинате безалкогольных напитков.
Систематизировал данные из различных источников: аналитических статей,
технологических документов, прайсов, технической литературы. Изучив
процессы производства я сделал следующие выводы.
БКБН выпускает не только пиво, которое является основным продуктом, но и
прохладительные напитки и винные изделия. Это позволяет получать
дополнительные средства, идущие на поддержку производственных мощностей и
частичную модернизацию.
Перед комбинатом, как и перед всей пищевой отраслью промышленности стоят
большие проблема: нехватка средств на реконструкцию производства, на
закупку новых технологий, призванных повысить рентабельность производства и
качество продукта. Также большой проблемой является конкуренция со стороны
российских производителей, которые активно пытаются закрепится на
белорусском рынке, имеющем большие резервы спроса. Эти проблемы должны
частично решиться акционированием производств и привлечением средств от
акционеров.
Ещё одна проблема: несовершенная система налогообложения. Из-за этого
рентабельность производства крайне мала.
Но главное, что я понял: спрос на продукцию комбината есть, и это даёт
повод считать, что он будет развиваться и расширять производство.
Производственные процессы и технологии соответствуют современным
требованиям, и при условии наличия средств на развитие и поддержку,
предприятие сможет продолжать выпускать конкурентоспособную продукцию
высокого качества, пользующуюся спросом у населения. Благодаря высокому
профессионализму работников, комбинат выпускает отличное пиво.
Список использованной литературы.
1. Колчаева Р.А., Ермолаева Г.А. "Производство пива и безалкогольных
напитков" -М.: Агропромиздат, 1985.
2. Муравицкая Л.В. "Технический контроль пивоваренного и безалкогольного
производств и основы управления качеством продукции". -М.:
Агропромиздат, 1987г.
3. Журнал «Упаковка и маркировка в Беларуси» №3, 2001г.
4. Журнал «Пищевая промышленность» №5, 2001г.
5. Журнал «Мир пива» №4, 1998 г.
6. Нормативные акты, справки, техническая документация БКБН.
7. «НЭГ» №94 за 14.12.2001.
8. «Рэспублика» №289 за 8.12.2001.
Страницы: 1, 2, 3
|