Именно поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных средств
радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые дают
возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего места оперативно
решать производственные вопросы. Радиотелефон перестал быть символом
престижа и стал рабочим инструментом, который позволяет более эффективно
использовать рабочее время, оперативно управлять производством и постоянно
контролировать ход технологических процессов, что обеспечивает
дополнительные доходы при использовании радиотелефона в производстве.
Внедрение ССС во многие отрасли народного хозяйства позволит резко повысить
производительность труда на подвижных объектах, добиться экономии
материально-трудовых ресурсов, обеспечить автоматизированный контроль
технологических процессов, создать надежную систему управления
транспортными средствами или мобильными роботами, распределенными на
большой территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем
управления. Использование системы радиосвязи с подвижными объектами можно
разделить на следующие классы: ведомственные (или частные) системы
подвижной связи (ВСПС); сотовые системы подвижной связи (ССПС); системы
персонального радиовызова (СПРВ). Исторически впервые в эксплуатации
появились ВСПС, так как в условиях ограничений на использование радиосвязи
возможность ее применения для связи с подвижными абонентами предоставлялась
государственным, ведомственным или крупным частным организациям (полиция,
пожарная охрана, такси и т. п.). Для вызова подвижного абонента (внутри
ограниченной зоны обслуживания) стали использоваться СПРВ. Появившиеся
совсем недавно ССПС являются принципиально новым видом систем связи, так
как они построены в соответствии с сотовым принципом распределения частот
по территории обслуживания (территориально-частотное планирование) и
предназначены для обеспечения радиосвязью большого числа подвижных
абонентов с выходом на телефонную сеть общего пользования (ТФОП). Если ВСПС
создавались (и создаются) в интересах узкого круга абонентов, то ССПС за
рубежом стали использоваться в интересах широких кругов населения. Свое
название ССС получили в соответствии с сотовым принципом организации связи,
согласно которому зона обслуживания (территория города или региона) делится
на большое число малых рабочих зон или сот в виде шестиугольников. В центре
каждой рабочей зоны расположена базовая станция (БС), осуществляющая связь
по радиоканалам с многими абонентскими станциями (АС), установленными на
подвижных объектах, находящихся в ее рабочей зоне. Базовые станции
соединены проводными телефонными линиями связи с центральной станцией (ЦС)
данного региона, которая обеспечивает соединение подвижных абонентов с
любыми абонентами телефонной сети общего пользования (ТФОП) с помощью
коммутационных устройств. При перемещении подвижного абонента из одной зоны
в другую производится автоматическое переключение канала радиосвязи на
новую базовую станцию, тем самым осуществляется эстафетная передача
подвижного абонента от передающей к последующей (соседней) базовой станции.
Управление и контроль за работой базовых и абонентских станций
осуществляется ЦС, в памяти ЭВМ которой сосредоточены как статические, так
и динамические данные о подвижных объектах и состоянии сети в целом. В
отличие от централизованных в сотовых сетях подвижной связи радиосвязь
базовой станции с абонентской станцией осуществляется в пределах малой
рабочей зоны, что позволяет многократно использовать одни и те же частоты в
зоне обслуживания. Число абонентов в ССС определяется пропускной
способностью и числом БС, равным числу рабочих зон, которое возрастает по
квадратическому закону с уменьшением радиуса рабочей зоны R при постоянном
радиусе зоны обслуживания R0. Если десять лет назад радиус рабочей зоны в
ССС был равен 5-15 км, то в настоящее время он равен 200 м. Так уменьшение
радиуса рабочей зоны с 30 до 0,5 км позволит увеличить в 3600 раз число
подвижных абонентов, оснащенных радиосвязью и имеющих возможность выхода на
ТФОП. Следовательно, эффективность использования спектра радиочастот в ССС
во много раз выше, чем в централизованных системах подвижной связи, что
позволит в перспективе обеспечить управление большим числом наземных
подвижных объектов. С уменьшением радиуса рабочей зоны появляется
возможность уменьшить мощность передатчиков и чувствительность приемников,
что значительно улучшит электромагнитную совместимость (ЭМС) абонентов в
ССС и ЭМС между ССС и другими системами, использующими определенные спектры
радиочастот, а также позволит снизить стоимость и габаритные размеры
абонентской станции, обеспечить доступ к базам данных и ЭВМ. Отмеченные
преимущества позволяют уже в настоящее время повысить оперативность
управления и контроля в работе подведомственных предприятий и организаций,
улучшить качество технологических процессов в системах с большим числом
транспортных средств. Стремительный рост объемов передаваемой информации
требует значительного сокращения времени доставки и обработки абонентом
необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста мобильных средств
связи на базе ССС. Внедрение ССС означает появление принципиально нового
вида связи - массовой радиотелесвязи, т.е. нового вида услуг. Уже сейчас
абонентский терминал ССС - сотовый радиотелефон (СРТ) - признается многими
зарубежными экспертами первичным терминалом, которым абонент пользуется как
в стационарном состоянии (дома, на службе), так и в движении. Широкое
внедрение портативных СРТ в перспективе позволит обеспечить каждого
человека персональным телефоном со своим индивидуальным номером. Создание
систем массовой радиотелесвязи с большим числом подвижных абонентов,
большой пропускной способностью и высоким качеством приема сообщений
возможно только при использовании сотового принципа построения системы
связи. Этим и объясняется повышенный интерес к ССПС. Действующие в
настоящее время зарубежные ССС по сравнению с централизованными сетями
имеют следующие преимущества: - большое число абонентов; - высокое качество
передачи телефонных сообщений и данных; - возможность связи с ЭВМ и базами
данных; - высокая эффективность использования спектра радиочастот и лучшая
электромагнитная совместимость с другими радиотехническими системами.
Использование ССС широким кругом потребителей в отраслях транспорта, связи,
энергетики, строительства, сферы обслуживания, ремонта и др. приносит
существенный экономический эффект. По оценкам экспертов США ежегодные
доходы от внедрения и эксплуатации ССС в США достигают 2 млрд. дол.
Зарубежные эксперты отмечают возможность создания ССС без значительных
начальных капитальных затрат. Сначала ССС создаются с крупными рабочими
зонами (радиус зон порядка 10 км) и относительно небольшим числом
абонентов. По мере поступления доходов и роста числа заявок на СРТ размеры
зон уменьшаются и увеличивается число абонентов. При этом постоянно
наращивается объем типового оборудования базовых станций, АТС и центральной
станции за счет доходов от использования ССС действующими абонентами.
Поэтому первоначальные капитальные затраты могут быть значительно меньше
полных затрат, приходящихся на максимальное число абонентов.
Общие сведения о системах радиосвязи с подвижными объектами (ПО).
Классификация
По назначению системы связи с ПО могут быть разделены на: -
ведомственные (специализированные) радиотелефонные системы; -
радиотелефонные системы общего пользования. Созданные первыми,
ведомственные системы применяются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте и в строительстве, такси, скорой помощи, а также в различных
аварийных службах. Эти системы предназначены для оперативного управления
процессами производственной деятельности. Различают диспетчерские
радиотелефонные системы, используемые для связи руководителя работ с
абонентами ПО, а также для связи абонентов между собой и с радиосистемами
передачи данных. Последние находят применение в автоматизированных системах
управления производством, технологическими процессами и в таких системах, в
которых от подвижного абонента (ПА) или к нему необходимо передавать с
высокой скоростью большой объем информации. Однако в силу разобщенности
ведомственных сетей, неэффективного использования ими спектра частот,
ограниченности количества обслуживаемых подвижных абонентов, сложности
унификации аппаратуры связи и управления, а также ряда других причин
применение ведомственных систем носит ограниченный характер. Однако
ведомственные системы радиосвязи с подвижными объектами несмотря на
отмеченные недостатки могут просуществовать еще длительное время, что
объясняется их практичностью и ориентацией на те условия и специфику работ,
для которых они создавались и отрабатывались. Таким образом, становится
актуальной задача преобразования и модификации этих систем в целях их
объединения в единую сеть подвижной радиосвязи согласно концепции
построения сети радиосвязи с подвижными объектами общего пользования. Одним
из вариантов решения такой задачи может быть способ организации единого
автоматизированного управления ведомственными и другими локальными
системами радиоподвижной связи, объединяемыми в сеть радиосвязи с
подвижными объектами общего пользования. Радиотелефонные системы общего
пользования в настоящее время составляют основной вид связи с ПО. Они
позволяют наиболее полно и эффективно использовать выделенный частотный
спектр и, объединяя своих потребителей в одну группу, дают им возможность
общего доступа к системе связи независимо от ведомственной принадлежности
(по принципу городской телефонной сети). Указанное преимущество систем
обеспечивает широкий комплекс услуг: автоматическое соединение абонентов
между собой и с абонентами городской телефонной сети, а также других
городов и государств с использованием междугородных и международных линий,
передачу речи и данных, а в ближайшем будущем телексных и факсимильных
сообщений, цветных графических изображений, информации из банков данных и
т.п. Радиотелефонные системы общего пользования делятся на два вида: -
системы с большими зонами обслуживания (БЗО - радиальные системы); -
системы с малыми зонами обслуживания (МЗО - сотовые системы связи). Системы
с большой зоной обслуживания основаны на использовании одной центральной
радиостанции, обслуживающей зону большого радиуса (от 50 до 100 км).
Мощность передатчика этой станции выбирается в зависимости от заданной
напряженности поля на границах обслуживаемой территории и заключена в
пределах от 100 до 250 Вт, а антенна располагается в наиболее высокой точке
зоны обслуживания. Широкому внедрению таких систем препятствует ряд
присущих им недостатков, прежде всего невозможность существенного
увеличения количества обслуживаемых абонентов. Также, для систем БЗО
необходимо: - исключать влияние мощных передатчиков на приемники
центральных станций, так как на центральных станциях (УКВ-диапазон) они
используются совместно; - исключать влияние мощных передатчиков центральных
станций соседних зон на работу центральной станции данной зоны; -
контролировать качество связи внутри каждой зоны для подвижных абонентов,
находящихся на различных удалениях от центральной станции данной зоны; -
тщательно планировать частотную обстановку в выделенном диапазоне; -
обеспечивать равнодоступность каналов связи со стороны подвижных объектов.
Тем более, увеличение числа каналов на ограниченной территории обслуживания
вызывает необходимость соответствующего увеличения числа центральных
станций (ЦС), работающих с достаточно большой мощностью. Это обстоятельство
при наличии круговой диаграммы направленности антенны ЦС приводит к
возможности возникновения взаимных помех для большинства радиостанций ПА,
находящихся в зоне обслуживания. Кроме того, значительному увеличению числа
каналов препятствует ограниченность выделяемого спектра радиочастот и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|