на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вода. Растворы. Основания. Галогены
ехника безопасности: Установку после опыта переносят под вытяжку, разбирают, заливают известковой водой, затем моют. При отсутствии вытяжного шкафа указанные действия выполняют на улице.

Утилизация: В пробирке - реакторе идет процесс:

2KMnO4+16HCl = 5Cl2+2KCl+8H2O+2МnCI2

Аналогичные процессы идут также в опытах: вытеснение хлора, брома и йода из растворов их солей, взаимодействие хлора с железом и сурьмой.

В описываемом опыте в U-образной трубке получилась хлорная вода, которую следует слить в темную склянку и использовать для опытов в качестве растворенного в воде хлора:

а) 2KI+Cl2 = I2 +2KCl б) 2KBr + Cl2 = Br2 +2KCl в) Cl2+Na2S = S +2NaCl

В пробирке (а) образуется йодная вода - использовать в органической химии для обнаружения непредельных углеводородов. В пробирке (б) образуется бромная вода - также использовать для обнаружения непредельных углеводородов. Содержимое пробирки (в) слить в нейтрализатор.

Оставшаяся после реакции с избытком кислоты в пробирке-реакторе жидкая смесь MnCI2, KCl, HCl разбавляется небольшим количеством воды, затем нейтрализуется до образования осадка вначале известковым молоком, а затем известковой водой с фенолфталеином до слабого малинового окрашивания: 2HCl+Ca(OH)2 = CaCl2+2H2O и MnCl2+Ca(OH)2 = Mn(OH)2+CaCl2. Хлор также поглощается гидроксидом кальция:

2CI2 + 2Ca(OH)2 = CaCI2 + Ca(CIO)2 + 2H2O.

Дать осадку отстояться, надосадочную жидкость слить в нейтрализатор, осадок 2-3 раза промыть декантацией, промывные воды слить в раковину. Затем осадок отделить фильтрованием. Оставить влажный Mn(OH)2 на воздухе, он постепенно буреет вследствие окисления, протекающего по схеме: 2Mn(OH)2 + O2 +2H2O =2Mn(OH)4.

Гидроксид марганца (IV) вновь можно использовать для получения хлора при нагревании с концентрированной соляной кислотой:

Mn(OH)4 +4HCl = MnCl2 +Cl2+4H2O.

Опыт 2. Получение хлора. Демонстрация окраски

Оборудование и реактивы: Пробирка демонстрационная, хлоркальциевая трубка с активированным углем, шпатель, перманганат калия кристаллический, концентрированная соляная кислота.

Ход работы. Хлор получают взаимодействием перманганата калия с соляной кислотой в демонстрационной пробирке. Помещают 0,5 ложечки для сжигания KMnO4 в пробирку и заливают соль соляной концентрированной кислотой. Быстро закрывают пробирку пробкой с трубкой и активированным углем. Наблюдают на белом фоне зеленоватую окраску хлора.

Техника безопасности: Установку мыть под вытяжкой или на улице, вылив содержимое в кристаллизатор с известковой водой.

Утилизация: см. опыт №1

Примечание. В подобной установке можно демонстрировать окрашенные токсичные продукты реакции, например, окраску оксида азота (IV), а также проводить любые эксперименты с выделением токсичных газов и паров. Следует использовать эту установку и для выполнения лабораторных опытов учащимися с токсичными веществами.

Опыт 3. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде

Оборудование и реактивы: Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, U-образная трубка, пробка со стеклянной трубкой и активированным углем, спиртовка, спички, кристаллический хлорид натрия, вода дистиллированная, раствор серной кислоты (3:2), синяя лакмусовая бумага, штатив с лапками, резиновые прокладки, шпатель, ложечка для сжигания.

Ход работы: Помещают в пробирку-реактор хлорид натрия (2-3 ложечки для сжигания) и смачивают раствором серной кислоты с небольшим количеством ее над солью. Хлороводород при этом не выделяется. Спокойно закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой, которую соединяют с U-образной трубкой, где налита вода (1/5 ее объема) и находится лакмусовая бумага. Другое колено U-образной трубки закрывают пробкой со стеклянной трубкой и активированным углем. Пробирку-реактор прогревают и сильно нагревают верхнюю часть реакционной смеси. Уровень воды в правом колене вначале несколько повышается, наблюдается пробулькивание пузырьков воздуха. По мере увеличения содержания хлороводорода в газовой смеси пробулькивание газов замедляется, затем может прекратиться совсем даже при нагревании пробирки-реактора. При несильном нагревании можно наблюдать втягивание жидкости из левого колена в правое колено U-образной трубки. Эти явления можно объяснить интенсивным растворением хлороводорода в воде. Лакмусовая бумага краснеет. Реакционную массу нагревают до слабого кипения в течение 1-1,5 мин. За это время в U-образной трубке образуется соляная кислота достаточной концентрации для проведения опытов с цинком, оксидом магния, карбонатом натрия и т.д. Избыток хлороводорода полностью поглощается адсорбентом, воздух в кабинете химии остается чистым. Написать уравнение реакции, объяснить условия течения реакции.

Техника безопасности: 1. При нагревании смеси не держать спиртовку руками под пробиркой-реактором. 2. По окончании получения хлороводорода нагревание прекращают. Пробку с адсорбентом снимают с U-образной трубки и закрывают ею пробирку-реактор для поглощения остаточного хлороводорода. 3. Установку мыть под вытяжкой после полного остывания системы, залив детали прибора известковой водой.

Утилизация: Соляную кислоту слить в склянку и использовать в лаборатории. В реакционной пробирке остается смесь сульфата и хлорида натрия, а также серная кислота. Эту смесь после растворения в воде можно использовать для обнаружения сульфат-ионов, демонстрации кислой среды с разными индикаторами. Смесь можно также использовать для демонстрации свойств серной кислоты: H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2; H2SO4 + MgO = MgSO4 + H2O; H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O

После проведения названных демонстраций, содержимое переносят в емкость-нейтрализатор. Аналогично поступают после проведения качественной реакции на сульфат-ион: H2SO4 + BaCI2 = 2HCI + BaSO4. Содержащиеся в реакционной смеси другие ионы не мешают проведению указанных процессов.

В случае накопления больших количеств отработанной смеси, ее нейтрализуют известковым молоком и затем известковой водой до нейтральной среды с фенолфталеином. Все сливают в раковину, так как в смеси отсутствуют токсичные вещества.

Опыт 4. Взаимодействие хлора с железом и сурьмой

Оборудование и реактивы: Штатив с двумя лапками, резиновые прокладки, две пробирки Вюрца, три пробки, одна из которых с двумя отверстиями, резиновые трубки, хлоркальциевая трубка, стеклянные трубки, спиртовка, спички, перманганат калия, соляная кислота концентрированная, железо восстановленное, порошок сурьмы, сухой речной песок, уголь активированный, шпатель.

Ход работы: Собирают установку согласно рис. 25. В хлоркальциевую трубку помещают активированный уголь. В пробирку (1) насыпают порошок сурьмы, смешанный с сухим чистым песком. Пробирку закрывают пробкой со стеклянной трубкой и соединяют ее с пробиркой Вюрца (2), где будет накапливаться хлор и происходить взаимодействие сурьмы с хлором. Эта пробирка Вюрца закрывается пробкой с двумя отверстиями: одна для отростка хлоркальциевой трубки с активированным углем, другая для соединительной стеклянной трубки. В другой пробирке Вюрца (3) получают хлор из перманганата калия (1-2 ложечки для сжигания) и концентрированной соляной кислоты (1,5-2 мл). Обе пробирки Вюрца соединены резиновыми трубками и стеклянной трубкой, куда помещают порошок железа.

После добавления соляной кислоты к перманганату калия, быстро закрывают пробку. Хлор «омывает железо», реакции с железом без нагревания не происходит, далее хлор поступает в пробирку Вюрца (2) и накапливается там некоторое время. Приподнимают пробирку (1) и ссыпают сурьму в приемник хлора. Наблюдают интенсивное взаимодействие хлора с сурьмой (искры, белый дым). Нагревают железный порошок в стеклянной трубке с хлором, наблюдают образование бурого цвета хлорида железа (III). Написать уравнения реакций взаимодействия сурьмы и железа с хлором.

Техника безопасности: 1. Прибор должен быть герметичным. 2. Стеклянную трубку с железом нагревают осторожно, вначале прогревают ее по всей длине.

Утилизация: Установку разбирают под вытяжкой. Содержимое пробирки со смесью перманганата калия, соляной кислоты и продуктов их взаимодействия переносят в кристаллизатор с известковым молоком. Все другие емкости заполняют также известковым молоком и выливают в емкость-нейтрализатор. Утилизация этой смеси описана в опыте №1.

Опыт 5. Вытеснение хлором иода и брома из растворов их солей

Оборудование и реактивы: Пробирка Вюрца с пробкой, две U-образные трубки, хлоркальциевая трубка с активированным углем, штатив, спиртовка, спички, соляная кислота (конц.), KMnO4 (кристал.), ложечка для сжигания, растворы KI и KBr массовой долей 5%.

Ход работы: Собирают прибор согласно рис. 26. Установка должна быть герметичной. В пробирку Вюрца (4) помещают одну - две ложечки для сжигания кристаллического KMnO4 и соляную кислоту (конц.), немного превышающую уровень соли. Пробирку быстро закрывают пробкой. Выделяющийся хлор проходит сквозь толщу раствора KI в первой U-образной трубке. Наблюдают появление коричневой окраски и образование темно - фиолетовых кристаллов иода. Далее хлор проходит через раствор KBr во второй U-образной трубке, вытесняет бром из соли. Раствор приобретает красновато-бурый цвет. Излишки хлора поглощаются активированным углем в хлоркальциевой трубке (3). Закончив опыт, установку переносят в вытяжной шкаф или на улицу, заливают слабым щелочным раствором для нейтрализации хлора и кислоты. Затем разбирают и моют детали установки.

Техника безопасности: Концентрированную соляную кислоту необходимого объема наливают в емкость в вытяжном шкафу и переносят на демонстрационный стол.

Утилизация: В первой по ходу хлора U-образной трубке получают иод:

2KI + Cl2 I2 + 2KCl.

Кристаллы йода оседают через некоторое время на дно трубки, а над осадком получается раствор йода в солевом растворе. Раствор йода слить в склянку и использовать для обнаружения непредельных углеводородов. Кристаллы йода промыть холодной водой, а затем растворить в спирте. Получим спиртовую настойку йода. Если необходим кристаллический йод, то йод высушивают на воздухе, затем переносят в склянку с плотно притертой пробкой. Во второй U-образной трубке получают бром:

2KBr + Cl2 Br2 + 2KCl.

Бром находится в растворе образовавшейся соли. Слить содержимое трубки в склянку. Использовать эту смесь для обнаружения непредельных углеводородов, предварительно разбавив ее водой. Полученную бромную воду можно использовать для демонстрации следующих окислительно-восстановительных реакций:

2NH3 + 3Br2 N2 + 6HBr;

H2S + Br2 S + 2HBr;

Na2S + Br2 S + 2NaBr.

После опытов слить растворы NaBr и HBr с осадка серы, использовать раствор вновь для получения брома: 2NaBr + Cl2 2NaCl + Br2..Утилизация смеси КMnO4 и HCI: см. опыт №1.

Опыт 6. Взаимодействие иода с алюминием и цинком.

Оборудование и реактивы: Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка медицинская, шпатель, пробирка демонстрационная, порошок цинка и алюминия, пробка с двумя отверстиями, кристаллический иод, вода дистиллированная, стеклянная трубка с активированным углем, штатив с лапкой, резиновые прокладки.

Ход работы: Готовят смесь цинка (1 м.ч.) с иодом (4 м.ч.). В фарфоровой чашке смесь перетирается до порошкообразного состояния и переносится в пробирку-реактор. Пробирка-реактор закрывается пробкой со вставленной в нее пипеткой, в которую набрана вода. В другое отверстие вставлена трубка с адсорбентом. Пипеткой капают несколько капель воды на смесь в пробирке. Идет бурная реакция с выделением теплоты и возгонкой части иода в виде фиолетовых паров. Аналогично проводится опыт взаимодействия иода с алюминиевым порошком. Подсчитайте, согласно уравнения, массы иода и алюминия для проведения реакции. Напишите уравнения взаимодействия иода с цинком и алюминием.

Техника безопасности: Избегайте контакта кожи рук с иодом. Иод брать шпателем. Перемешивание смеси производить в вытяжном шкафу.

Утилизация: Пробирки после опыта залить известковой водой и перенести в емкость-нейтрализатор.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.