Билеты: Аналитическая журналистика
Предмет АЖ и специфика аналитического отображения действительности.
Предметом АЖ выступают актуальные общественные явления, события, процессы,
ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы
общественного развития. Для АЖ характерно обращение к вопросам выбора
эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития
событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений,
действий различных социальных сил; выявление современных противоречий
тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения,
идей.
Особенности АЖ:
1) Призвана раскрывать причины. Отсюда – наличие в тексте тезисов,
аргументов, авторской оценки.
2) Воспроизведение процесса познания стоит на первом плане. Четко
прослеживается логика авторских рассуждений для убедительности и
доказательности.
3) Широко представлены все методы познания:
- сравнение (сопоставление с целью выявить различия)
- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства)
- оценка (проверка предмета на соответствие идеалу)
- детализация (выявление наиболее значимых деталей)
- разъяснение (воссоздание цепи причинно-следственных связей)
- предсказание (построение гипотезы)
- обобщение (выявление общего звена в ряду событий)
4) АЖ отчетливо ориентирована на коммуникацию. Собеседник либо присутствует в
тексте, либо подразумевается.
5)Наглядно-конкретный способ изучения материала: объяснение, опирающееся на
имеющуюся у собеседника информационную базу, объяснение сложного через
простое.
6) АЖ отражает действительность в динамике.
Функции АЖ.
- Средство социальной ориентации массовой аудитории
Только аналитический текст может представить аудитории факты в их причинно-
следственной взаимосвязи, дать им развернутую трактовку, оценку, обосновать
прогноз развития явлений, план действий, связанный с отображаемым предметом.
Поэтому, не отрицая известного значения информационных сообщений в социальном
ориентировании аудитории, все же следует признать, что АЖ в данном отношении
играет ведущую роль.
- Источник данных для социальных институтов
Несмотря на то, что существующее законодательство не обязывает социальные
институты реагировать на касающиеся их деятельности публикации в СМИ, АЖ
может оказывать им существенную информационную помощь в принятии решений по
важным и актуальным событиям общественной жизни. Аналитические публикации,
которые могут вызвать реакцию социальных институтов, делятся на две группы:
1) выступления, исследующие тот аспект общественной жизни, которая является
предметом специального интереса и ответственности данного социального
института.
2) аналитические выступления, исследующие деятельность самих социальных
институтов
- Функция интерпретации фактов и событий
Обозрение как аналитический жанр. Эмпирические и теоретические аспекты в
обозрении.
Возник давно (Плутарх, Монтень, Мерсье). Белинский: «Когда пресса
почувствовала потребность увидеть отрезок времени, появилось обозрение». В
XIX веке жанр достиг пика популярности, потому что давал авторам возможность
полно и масштабно отразить картины того времени, увязывая явления
литературной и театральной жизни с реальностью. Сегодня обозрение – наиболее
популярный жанр телевидения.
Назначение: дать аудитории достаточно полную, цельную картину какого-то
отрезка действительности, объяснить связи между фактами, показать динамику,
отразить главные процессы.
Предмет: наиболее типические факты (позволяющие судить о тенденциях),
отличающиеся высоким уровнем демонстративности, позволяющие создать панораму
действительности.
Отдельный факт в обозрении не имеет значения. Факты объединяются единой
концепцией видимости реальности обозревателем. Авторская оценка выражается в
комментариях – связках между фактами. Там же и объясняется, почему именно эти
факты выбраны.
По предметно-тематической области, форме и композиции обозрение универсально.
Виды обозрения:
- общее (изображение жизни за определенный промежуток времени во всей ее
полноте);
- тематическое (детальное рассмотрение одного среза жизни);
- обзор писем (если письма исполняют роль типических фактов, а у автора есть
концепция, их объединяющая).
Специфика работы:
- четкое формулирование авторской идеи;
- отказ от искусственного подбора фактов;
- хорошее знание предмета.
Жанровые особенности рецензии. Специфика объекта отображения.
Жанр сформировался в XVIII веке, в XIX веке стал особенно популярным.
Определение: материал, содержащий в себе анализ, оценку какого-либо явления
духовной жизни, выражающий мнение автора о нем.
По жанровым признакам рецензия соприкасается не только с аналитическими
жанрами, но и может по необходимости заимствовать инструментарий у
информационных жанров. Эта особенность позволяет говорить о рецензии как о
синтетическом жанре. От всех остальных рецензию отличает только то, что ее
предметом служит опосредованная реальность, т.е. отражение фактов и явлений
действительности в рецензируемом произведении. Рецензируемое произведение
должно быть ярким, привлекающим внимание аудитории, и, в то же время,
типическим, позволяющим судить о неких тенденциях.
Виды статьи.
- Передовая (редакционная).
Материал, написанный на актуальную, злободневную тему и отражающий
официальную позицию печатного органа по этой проблеме.Как правило,
публикуется на первой полосе, открывает номер. В советское время называлась
«директивной».
- Пропагандистская.
Утверждает какие-либо идеи. Ее задача – разъяснять, объяснять серьезные
вопросы, проблемы, переводить их с теоретического уровня на язык, понятный
массовой аудитории. Часто пишется в критическом ключе: утверждение одного
через критику другого.
- Проблемная (постановочная).
Задача автора – обозначить проблему как социально важную, доказать, что она
действительно требует к себе общественного внимания. Важен прогностический
элемент.
- Теоретическая.
Практически не встречается в массовых изданиях, зато распространена в
научных. Изучается сугубо специальная проблема на теоретическом уровне.
- Публицистический комментарий.
Жестко связан с событием: либо предшествует ему, либо выходит одновременно.
Оперативен. Структура отличается от традиционной. Событие – отправная точка,
отталкиваясь от которой, автор раскрывает его суть, выносит всестороннюю
оценку.
Статья как аналитический жанр.
Статья – жанр, позволяющий глубоко и полно анализировать актуальные,
общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать причинно-
следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в
результате – делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты
развития ситуации. Жанр сложный, требующий большой работы. Само его появление
связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание
перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть,
узнать, какие скрытые пружины движут событием.
Предмет:
Масштабные, общественно значимые социальные события, явления, процессы.
Наличие противоречия в высокой стадии развития. Силен субъективный элемент,
отсюда - важно собственное видение проблемы. Предметно-тематическая сфера
практически ничем не ограничена.
Функции:
- глубокое исследование предмета с целью выявления его истоков, механизма,
движущих сил и вероятных последствий. Решается путем выявления причинно-
следственных связей;
- оценка события/явления, обобщающая характеристика предмета;
- построение прогнозов, модели, вариантов развития события.
Масштаб:
Очень широкие пространственно-временные реминисценции, что позволяет делать
выводы и обобщения глубокими и обширными.
Методы познания:
Доминируют теоретические во всей полноте, но присутствуют и эмпирические,
т.к. без них невозможно выйти на теоретический уровень. Возможно также
использование образов, беллетристических приемов, если они не вредят логике
статьи.
Композиция и язык:
Композиция содержит в основе логику авторской мысли, близка к технологии
композиции познавательно-ориентированного текста. Стиль публицистический,
важно избегать научности.
Обзор СМИ: жанровая специфика, особенности развития в современных условиях.
Жанр близок к рецензии, тоже призван дать оценку, выделить сильные и слабые
стороны. Предмет – вторичная действительность, отраженная в СМИ и сами СМИ.
Функция тоже носит двойной характер: 1) повлиять на то СМИ/того автора, что
обозревается; 2) помочь массовой аудитории оценить СМИ/автора.
В советское время, при четкой иерархии СМИ, осуществлялось партийное
руководство, все оценки принисались как прямые указания к действию. Сегодня
обзор СМИ выполняет другие функции. Выделяются:
- обзоры информационного характера;
- профессиональные обзоры (рассматриваются творческие аспекты, цель – помочь
журналисту преодолеть негативные стороны творчества);
- политические обзоры (деятельность СМИ рассматривается с т.з. той или иной
идеологии; средство политической борьбы);
- конкурентный обзор СМИ.
Также существует классификация по тематике:
- общий обзор СМИ (вся деятельность за определенное время);
- тематический обзор (предмет анализа – определенное направление
деятельности СМИ).
Корреспонденция как аналитический жанр.
Разные исследователи оценивают жанр по-разному, иногда даже ставится вопрос о
жанровой принадлежности, так как в корреспонденции присутствуют две
составляющие: аналитическая и информационная.
- Предмет корреспонденции – отдельный локальный факт в его максимальной
целостности, событие, явление, представляющие общественный интерес, либо группа
аналогичных событий, процессов, явлений.
- Масштаб – пространственно-временная локализация (при необходимости
нарушается).
- Функция – вскрыть сущность значимых фактов или событий, показать их
содержание, установить значение, помочь аудитории оценить предмет, о котором
идет речь.
- Присутствие ярко выраженного субъективно-личностного авторского начала.
Выражается в авторской оценке и дидактических элементах – прямых
предписаниях.
- Форма корреспонденции подчинена логике авторской мысли.
Методы исследования действительности в АЖ.
- Эмпирические методы
1) Метод наблюдения. Основан на личном наблюдении, личном познании
действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение
целенаправленно. Классифицируется по разным основаниям.
- По способу организации: открытое и скрытое;
- По степени участия: включенное и невключенное;
- В зависимости от условий изучения: прямое и косвенное;
- По временному признаку: кратковременно и длительное.
2) Метод проработки документов. Наиболее распространенный. 2 способа анализа.
- интерпретация;
- контент-анализ.
3) Методы непосредственного контакта с носителем информации.
- интервью (предъявление заранее заготовленного списка вопросов);
- беседа (вопросы задает как журналист, так и носитель информации);
- опрос (выяснение мнения многих людей по одним и тем же вопросам);
- анкетирование (опрос с применением специально разработанных анкет).
4) Метод эксперимента.
- Теоретические методы
1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем
умозаключений выводя из них новое знание.
- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);
- дедукция (вывод от общего к частному);
- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);
- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).
2) Содержательно-логические. Учитывают изменчивость, развитие мира,
выявляют внутренние и внешние связи.
- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета
на составляющие его элементы);
- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);
- гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);
- исторический (выявление главных этапов в развитии предмета).
Предпосылки "принятия" аналитического текста аудиторией.
Страницы: 1, 2
|