Диплом: Художественное начало и действенность фельетона
План
1. Введение
1) Фельетон, как жанр публицистики и его место на страницах печати
2) Цель дипломной работы и методы исследования
2. Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения)
3. Глава 2. Художественное начало и действенность фельетона
1) Фельетон как художественно-публицистический жанр
2) Сходство фельетона с сатирическим рассказом и их различия
3) Художественно-публицистические средства в фельетоне
4) Процесс работы над фельетоном
5) Композиция фельетона
6) Действенность фельетона
4. Заключение
5. Библиография
1. Введение.
В творчестве, как известно, нет лёгких путей, но особенно трудно сатирику.
Может быть, труднее, чем кому бы то ни было из его собратьев по перу.
Призвание сатирика – срывать улыбчивые и благочестивые маски, обнажая скрытый
под ними хищный оскал Иудушки, узнавать и осуждать зло во всех его обличьях.
Деятельность такого рода требует и мужества, и силы мысли, и тепла души, и
неутомимости в борьбе со злом, которое упирается, не желая уходить из жизни.
Что же такое сатира? В нашей литературе мы находим ряд ответов на
этот вопрос. Различные исследователи сходятся на том, что сатира служит целям
обличения, осмеяния общественных пороков. Но для одних сатира –
один из способов отражения действительности в искусстве и литературе, для
других – род художественной литературы, для третьих – литературные произведения
особой формы.
Наряду с художественными жанрами сатиры – сатирическим романом, рассказом,
поэмой – сложились и художественно-публицистические жанры фельетона, памфлета,
пародии, эпиграммы, в которых творческая задача решается органическим
сочетанием образа и понятия, средств художественного изображения и суждений.
Наиболее распространённым сатирическим жанром в периодической печати является
фельетон. На него мы и обратим особое внимание.
1.1. Фельетон как жанр публицистики, его место на страницах печати.
Итак, фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором
комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности
раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием
приёмов иносказания. Другими словами, фельетон -
литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики,
достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения. В фельетоне
используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость,
лёгкость и образность.
Фельетон может быть написан как на внутреннюю, так и на
внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в
жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на
внешнюю тему - освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику,
мораль других стран.
Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации фельетонных типов
различает фельетон документальный и фельетон проблемный
. Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет
конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным
и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической
оценки в этом фельетоне весьма высоки. Проблемным фельетоном называется тот,
где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре –
общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём
говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным
. Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же
бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение:
проблемный – это не документальный, а документальный – значит, не проблемный.
Но жизнь жанра противостоит такому разграничению. Проблемный фельетон тоже
должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться
на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает – «обязательно должен».
В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный,
как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место
адресному/безадресному.
Всё это и будет рассмотрено в нашей работе более детально.
1.2. Цель дипломной работы и методы исследования.
В воспоминаниях о первых годах своей работы в печати, Семён Нариньяни
рассказывал, что однажды ему довелось наблюдать, как Михаил Кольцов писал
один из своих фельетонов. «На моих глазах совершалось чудо – рождался
фельетон!»¹ - позже написал Нариньяни. Попробуем и мы проследить за этим
«чудом» на страницах нашей работы. Изучить историю развития фельетонного
жанра, исследовать его художественное начало и действенность и, может быть,
чем-то помочь будущим исследователям в их работе – всё это цели настоящей
дипломной работы.
Основными методами исследования стали изучение литературы и периодической
печати по нашей проблеме, сравнение и сопоставительный анализ.
Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения).
Своеобразие любого жанра рождается в процессе его исторического развития.
Фельетонный жанр не представляет собой исключения, и можно сказать, что вне
его истории, сложной и противоречивой, решительно невозможно понять его
природу.
О происхождении фельетона сохранилась легенда, по которой он оказывается
изобретённым в одно прекрасное точно датированное утро. А именно 28 января
1800 года, когда в «Журналь де Деба» - органе реакционной французской
буржуазной печати – редактор Бертен Старший вложил в очередной номер газеты
дополнительный листок («feuilleton» - листок (фр.) ). Первые фельетоны
«Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки,
шарады, ребусы, стихи и присылавшиеся подписчиками объявления. Всё это
указывало на то, что «feuilleton» рассматривался, прежде всего, как место для
объявлений.
Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление,
относится не к самому жанру фельетона, а к истории газетной рубрики
«Фельетон». И в то же время нужно учесть следующее. В первые дни
существования «листка» материал туда подбирался случайный по своему
конкретному содержанию, но не случайный принципиально. Это были литературные
мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального
характера. В них полностью отсутствовали сатира, обличение страсть, неизменно
присущие современному фельетону. Всё это вполне объясняется той социальной
функцией, которая присуща французской реакционной буржуазной печати начала
девятнадцатого века: отвлечь читателя от политики, заставить забыть о
революции.
Лишь отделив фельетонный жанр от рубрики «Фельетон», исследователь имеет
возможность непредвзято поставить вопрос о подлинных истоках жанра. Примером
тому могут служить вступительные главы книги Д. Заславского «Истоки и пути
фельетона» . Убедительно и аргументировано предположение Д. Заславского, что
во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин
«фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже
не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных
фельетонов, таких фельетонов, в задачи которых входило не отвлекать и
развлекать, а, напротив, привлекать народ к революции.
А что же в России?
История возникновения в русской периодической печати жанра «фельетон» изучена
недостаточно. Исследователи справедливо отмечали, что слово «фельетон»
означало в языке сначала место на газетной странице (внизу под чертой), где
печатались неофициальные материалы – статьи о театре, музыке, «Смесь» и
прочее. Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825
года, после выхода «Северной пчелы», которая имела отдел фельетона, он
постепенно закрепился в русской газетной периодике и в тридцатые годы
девятнадцатого века сделался особенно популярным. Сама рубрика «Фельетон»
утвердилась в газетах в 1841 году.
Говорить о рубрике «Фельетон» в период её появления – значит, говорить о
газетной «Смеси». Что представляла собой «Смесь» русской газеты во времена
появления рубрики «Фельетон»?
«Смесь» выполняла как информационные, так и развлекательные функции, и
заполнялась материалом, взятых из новых, а иногда и из старых иностранных
журналов (судебные процессы, великосветские сплетни и анекдоты всякого рода).
«Русский материал», попадавший в «Смесь», был почти только официального
порядка: некрологи царствующих особ, перепечатки указов и тому подобное.
«Смесь» представляла собой 3 - 5 небольших заметок по большей части в 15 – 20
строк, ничем между собой не связанных.
С появлением рубрики «Фельетон» рубрика «Смесь» не была уничтожена. Она вошла
в фельетонный подвал, как подзаголовок. В начале совершенно невозможно было
отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала
последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь». Но мало-помалу происходит
эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает
сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя
«Смесь». Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается
посвящён одной теме общего характера.
Это можно отнести к истории рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался
следующим образом.
В газетной периодике сороковых годов девятнадцатого века можно выделить сразу
несколько разновидностей жанра фельетон. В том числе нравоописательный
фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П. Смирновского, фельетон, представлявший
собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф.
Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной
школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов,
отчасти Ф. Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его
современном понимании.
Кризис жанра разрешается с появлением фельетона в передовом русском журнале
сороковых – пятидесятых годов, то есть, в эпоху оформившегося революционно –
демократического движения. Точка приложения сил найдена была в фельетоне
революционно-демократического «тяготения».
Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в соответствии со
специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в
форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь» передовых русских
журналов. Широкое звучание фельетон приобретает в сороковые – шестидесятые
годы, появляясь в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы.
Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр
русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя
достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая
и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский
фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму.
Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать
вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах
газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы
революционных волнений. И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова
Михаила Кольцова, «фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко
расходящиеся круги по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже
ничего не боится на свете»4, - писал Н.В. Гоголь. И в наше время
фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь
излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.
Глава 2. Художественное начало и действенность фельетона.
2.1. Фельетон как художественно-публицистический жанр.
Фельетонный жанр при всех его публицистических приметах и явной публицистике
его природы нельзя рассматривать и вне тех законов, которые лежат в основе
произведений художественной литературы.
Так же, как и очерк, но с ещё большей экспрессивностью, фельетон выводят за
пределы искусства главным образом потому, что он имеет практическую,
«оперативную» задачу в жизни и опирается на её конкретные факты.
Между тем, этот мотив несостоятелен.
Да, исходным началом в фельетоне, так же как и в очерке, выступает
фактический материал, но он подвергается не только публицистической, но и
Страницы: 1, 2, 3
|