осваивает пласт за пластом. И вот он – нефтяной фонтан – завершение, решение
проблемы.
Журналистика не искусство,
чье неотъемлемое свойство –
вымысел. Журналистика и проще,
и сложнее, потому что в отличие
от искусства в ней правда жизни
совпадает с правдой факта.
П. Вайль
ГЛАВА 2
Эвент экшн и акции –
эффективные средства
в работе журналиста
Эвент экшн (провоцированное событие) – эта форма организации и подачи
новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно
тщательной проработки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации
новости на конкретном примере. В «КП» появилось несколько настораживающее
объявление «Российско – американский добровольческий центр предлагал работу
для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. Чуть позже
уже мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных
условиях Священную книгу Коран. Оплата – та же.
Достаточно проницательные читатели догадались, что началась вербовка
наемников. Такое же было во время конфликтов в Боснии, Косово, Приднестровье,
Чечне. Но ни российско – американского, ни мусульманского центров никогда не
существовало, объявления были журналистской провокацией. После появления
объявлений, редакционный телефон разрывался. За огромные зарплаты за Америку
и Талибов готовы были воевать многие.
Первое впечатление после прочтения материала – шок. И это мы, Господи! Да,
это наша жизнь, и каждый выживает в ней, как может. Афган, Чечня, Югославия,
мы потеряли поколение здоровых, талантливых, грамотных мужчин. И
талантливейший журналистский ход не то чтобы высветил проблему, а сделал ее
яркой, значимой, первоочередной. Что же делать людям, профессия которых
убивать. Все равно, кого и где.
Еще одно перспективнейшее направление в работе с новостями – Акции.
Акции – это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В
журналистике, как правило, акции носят гуманитарную направленность. В
сегодняшней экономической ситуации, когда появились классы бедных и богатых,
столь востребованными стали акции. Их цель, как и цель всей журналистики, -
помочь человеку. Журналистские акции многоэтапны. Они состоят из:
1) извещения о начале акции (старт);
2) спонсорской раскрутки (промежуточный этап);
3) подведения итогов.
Рассмотрим данную ситуацию на примере акции «КП» «Поможем любимым актерам».
Газета с помощью читателей решила поддержать когда-то блиставших, а ныне
забытых звезд – пока еще не поздно их ободрить, обогреть, накормить. Весь
газетный разворот был посвящен им, живущим в забытьи и нищете.
Молодым читателям была представлена актриса Татьяна Самойлова, обладательница
«Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале за роль Вероники в фильме
«Летят журавли». Испанский «Оскар» за «Анну Каренину» в том же Канне. О ней
забыли, живет она одиноко и трудно.
Другой актер – Николай Владимирович Олялин – недавно по указу президента
Украины получил орден князя Ярослава Мудрого. Но . творческих планов нет, от
украинского кино осталась грызня за бюджетные крохи. В кино его снимают лишь
в эпизодах. Здесь же был помещен список народных кумиров, нуждающихся в
помощи.
В списке – жесткая констатация фактов, но как страшно и неуютно от этого. В
какой цивилизованной стране возможно такое? Вопрос – без ответа. Трагизм и
беспросветность ситуации наотмашь бьет по эмоциональному восприятию
читателей. А этого газета и добивалась. Эффект усиливается и крошечным блиц -
интервью с нынешней звездой Ренатой Литвиновой. Она рассказывает о новом
фильме, в котором главные героини – забытые актрисы.
С воспитательной точки зрения, благотворительность как нельзя лучше работает
на нашу российскую ментальность – помоги ближнему. С точки зрения новостной –
акции открывают новые аспекты в освещении тех или иных событий. И это при
том, что акции – дело достаточно трудоемкое в смысле организационной
подготовки. Но это надо рассматривать как специфику такогорода материалов.
Современная журналистская практика уже выработала и временную протяженность
акций – кратковременные и долговременные, от месяца до года.
Среди новых форм подачи материалов привлекает внимание клиповый за
головок1.
Действительно, заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской
прессы моделям (повествовательный заголовок – сообщение, заголовок – цитата,
заголовок – резюме, составные заголовки, обращение, призыв, восклицание,
заголовок с «продолжением», с двоеточием, игровой заголовок и т. д.). Что
такое клиповый заголовок? Выделение любыми путями: подчеркиванием,
увеличением объема, изменением шрифта ключевого слова.
По-прежнему значительное место занимает текущая информация (бэкграундер), не
содержащая сенсацию (бытовка, городской транспорт и т. д.). Такую информацию
следует размещать для поддержки новостного потока. Но подобные новостные
материалы требуют особого внимания в плане подачи.
В журналистике идет мощнейшая переоценка ценностей, жанров, форм и методов
подачи.
А вот архитектуру здания, неповторимость и красоту создают разнообразные
методы подачи новостей.
-----------
1. Шостак М. Журналист и его произведение. - М., 1998. – С. 76
ВЫВОДЫ
ИНФОТЕЙНМЕНТ – читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы
расскажите все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе по Иркутском и т.
д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ
статистическими данными, узнал исторические закономерности явления. Именно
инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или
иной аспект, 8-10 новостными гранями. Вот что такое инфотейнмент. А уже право
читателя – прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае –
мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.
Не меньшие возможности открывает метод подачи «финишинг». Действительно,
конец – делу венец. Если проблемы попадает в поле зрения журналистов, то
довести ее до логического конца – дело чести, престижа издания. Это одно; а
другое – реакция, негативная, позитивная на выступление газеты – позволяет
журналисту высветить поднимаемую проблему под новым углом зрения. И тогда
факты, соответственно, меняют свою тональность и окрашенность. То есть идет
расширение информационного поля, информационных возможностей.
Эвент экшн – одно из перспективных направлений современной журналистики.
Провоцированная ситуация дает возможность журналисту копать глубоко. Эвент
экшн – это единство метода сбора материалов и метода их подачи.
Ну, и, наконец, акции. Газета, электронные каналы, выступая организаторами
акций, работают на свой положительный имидж – социального защитника
малообеспеченных слоев населения, инвалидов, находящихся во временной
изоляции и т. д. Акции – это находка для спонсоров, читатели узнают о
благотворительной деятельности той или иной фирмы, предприятия. Но главный
итог акций – конкретная практическая помощь.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богомолов Н. Н. Психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. –
193 с.
2. Васильева Л. А. Делаем новости! – М., Аспект-пресс, 2002. –190 с.
3. Гудимов А. Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. С глазу на глаз. –
М., 1965. – 171 с.
4. «Комсомольская правда» – 2001
5. Пальгунов Н. Заметки об информации. – М., 1967. – 156 с.
6. Справочник журналиста. – М., 1971. – С. 62-63
7. Шостак М. И. Журналист и его произведение.–М., 1998.–285 с.
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Л. ХЕТАГУРОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Студентки 5 курса ДО А. Г. Кудрявцевой
Научный руководитель Д. И. Бурнацева
Владикавказ, 2003
Страницы: 1, 2
|