маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать
функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство
является также особым видом предпринимательской деятельности.
1.2. Малое предприятие в экономике страны.
Как уже было сказано, малые предприятия играют значительную роль в
экономике страны. Возвращаясь к сказанному выше, можно говорить о влиянии
малого предприятия на свою внешнюю среду.
При рассмотрении качественных характеристик малого предпринимательства
можно говорить о его влиянии на:
- ресурсно-сбытовые рынки;
- на агентов рыночных отношений;
- на политические и социокультурные процессы.
С точки зрения влияния малого предпринимательства на ресурсные и
сбытовые рынки есть основания говорить о его роли как:
а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для
собственных производственных нужд;
б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения
конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность;
в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу
социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в
силу этого важную социальную функцию.
В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов
рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты:
а) малое предпринимательство играет значительную роль в формировании
конкурентной среды;
б) выступает как амортизатор колебаний экономической конъюнктуры;
в) играет роль катализатора научно-технического и технологического
прогресса (по оценкам специалистов, на его долю приходится около половины
всех изобретений и научных разработок).
Воздействие малого предпринимательства на политические и
социокультурные процессы выражается в его роли:
а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое
предпринимательство является фундаментальной основой формирования
“среднего класса” и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике
тенденции к социальной дифференциации;
б) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство
мест производственного обучения.
В дополнение к вышеперечисленным, так сказать общим функциям малого
предпринимательства, в России добавляются новые, обусловленные
общеэкономической ситуацией, необходимостью смягчения кризиса в экономике и
социально-политической сфере. Роль малого предпринимательства возрастает в
силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных
вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с
использованием местных источников сырья; принять активное участие в
конверсии через кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной
группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное
использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и
услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах
различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых
средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного
потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части
рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить
демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной
структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных
поступлений.
Не менее весомо социально-политическое значение малого
предпринимательства: малые предприятия служат базой развития “среднего”
класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.
Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним
относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых
на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика масштабов развития малого предпринимательства
в ведущих странах мира, в России и в Ростовской области
|Страны |Количество |Количество |Число |Доля малых |Доля малых |
| |малых и |малых и |занятых, |и средних |и средних |
| |средних |средних |млн. чел. |фирм в |фирм в ВВП,|
| |фирм, тыс. |фирм на | |общей |% |
| | |1000 | |численности| |
| | |жителей | |занятых, % | |
|Великобритания |2630 |46 |13,6 |49 |50-53 |
|Германия |2290 |37 |18,5 |46 |50-54 |
|Италия |3920 |68 |16,8 |73 |57-60 |
|Франция |1980 |35 |15,2 |54 |55-62 |
|США |19300 |74,2 |70,2 |54 |50-52 |
|Япония |6450 |49,6 |39,5 |78 |52-55 |
|Россия* |838 |5,7 |6 (12***) |9 |12 |
|Ростовская | | |0,206 | | |
|область** |27 |6 |(0,255***) |11 |- |
|г. | | | | | |
|Ростов-на-Дону |12,7 |13 |- |- |- |
* на 1 июля 1997г.
** на 1 октября 1997г.
*** с учетом вторичной занятости
Как видно из таблицы 1.1, малые предприятия в развитых странах (на
место среди которых претендует Россия) производят в среднем чуть более
половины ВВП, при этом малое предпринимательство в большинстве стран более
эффективно, чем прочие сектора экономики. Учитывая, что данная выборка
репрезентативна для развитых стран, и в данных странах в основном только
экономические (то есть базисные) предпосылки формирования малого
предпринимательства были схожи, а культурные и исторические разнились,
можно утверждать, что в стране с рыночной экономикой весомая роль малого
предпринимательства – объективна.
На данный момент в России малым предпринимательством занимается
только 9 % населения, производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно
утверждать, что в России существует большой потенциал развития малого
предпринимательства.
Учитывая выявленный потенциал можно было бы предположить, что малое
предпринимательство должно развиваться сверхбыстрыми темпами с начала
реформ и по сегодняшний день; что должен включиться механизм саморегуляции
рыночной экономики, стимулируя создание и развитие малого
предпринимательства экономическими методами. Однако этого не происходит,
как видно на рисунке 1.1.
[pic]
Рис. 1.1 Динамика численности малых предприятий в РФ в 1992-1997гг.
Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов
роста числа субъектов малого предпринимательства: если за 1992 г. их
количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г.
- в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 1994 г. прирост составил лишь
3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное
сокращение количества малых предприятий - до 877,3 тыс., или на 2,2%.
Падение продолжилось и в 1996 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 1996
г. показатель составил 829,5 тыс. единиц субъектов малого
предпринимательства, или 92,5% от уровня 1994г., самого удачного в новейшей
истории российского малого предпринимательства. Незначительный рост в 1997
г. (на 1,02 %) можно отнести на счет общей экономической стабилизации.
Таким образом сопоставляя качественные и количественные
характеристики малого предпринимательства можно выявить следующее
противоречие: с одной стороны, налицо возрастание отмечавшейся выше
значимости малых предприятий, а с другой – стагнация малого
предпринимательства. Очевидно, что если не включаются экономические стимулы
развития малого предпринимательства, значит этому мешают различные элементы
надстройки: административные, правовые, культурные. На отсутствие
предпринимательского образа мышления, выкорчеванного у советского человека
административно-командной системой накладывается нежелание малых
предпринимателей играть по правилам государства: “перерегистрацию многие
предприятия не прошли, спрятались “в тень”, подтверждает и Генеральный
директор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Высоков
В.В. (15, стр.1).
Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств:
негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией
неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого
предпринимательства (см. табл. 1.2 и 1.3).
Таблица 1.2
Распределение и динамика численности малых предприятий по ведущим
отраслям
в 1994-1996гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь 1996г.|Сентябрь |
| | | | |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс. |В % | |
| | |итогу | |итогу | |итогу | |
|Всего |896,|100 |877,|100 |829,5|100 |-67,4 |
|предприятий |9 | |3 | | | | |
|В том числе: | | | | | | | |
|Промышленность |127,|14,2 |128,|14,6 |129,8|15,6 |+2,6 |
| |2 | |5 | | | | |
|Строительство |123,|13,8 |145,|16,6 |136,9|16,5 |+13,4 |
| |5 | |5 | | | | |
|Торговля и | | | | | | | |
|общественное | | | | | | | |
|питание |419,|46,7 |374,|42,7 |347,6|41,9 |-71,8 |
| |4 | |6 | | | | |
|Общая | | | | | | | |
|коммерческая | | | | | | | |
|деятельность по | | | | | | | |
|обеспечению | | | | | | | |
|функционирования| | | | | | | |
|рынка |51,9|5,8 |42,4|4,8 |35,8 |4,3 |-16,1 |
|Наука и научное | | | | | | | |
|обслуживание |51,7|5,8 |48,8|5,6 |47,9 |5,8 |-3,8 |
По состоянию на сентябрь 1996г. 42 % малых предприятий России было
сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, по 16 % приходилось
на промышленность и строительство. По Ростовской области доля малых
предприятий, сосредоточенных в торговле и общественном питании ещё выше –
49 % ( на 1 июля 1997г.) Таким образом доля промышленных малых предприятий
застыла на отметке 14-16%.
[pic]
Рис. 1.2.
В региональном аспекте сохраняется сверхконцентрация малых предприятий в
Центральном районе России (30-32 % всех зарегистрированных в РФ малых
предприятий, в том числе доля Москвы стабильно составляет 21-22 %).
Таблица 1.3
Распределение и динамика численности малых предприятий по регионам
России
в 1994-1996 гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь 1996г.|Сентябрь |
| | | | |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|