на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Функции управления производством
p align="left">

Рис. 9. Схема стратегического планирования [29]

Кажется, что составление плана -- ясная и даже рутинная работа. В любой семье, которая располагает определенной месяч-ной суммой доходов, всегда продумываются статьи неизбежных расходов, т.е. составляется месячный, а иногда и перспективный финансовый план. В доперестроечное время процедура планирова-ния тоже была достаточно ясной и четко регламентированной. В конце календарного года все предприятия отрасли получали кон-трольные цифры плана и плановики составляли годовой план с поквартальной и месячной разбивкой. Цель, т.е. контрольные циф-ры, определялась "наверху", в главке или министерстве, а руко-водитель предприятия мог только ритуально стенать, уверяя всех, что план завышен, и просить дополнительный фонд зарплаты и материальные ресурсы. Основная характерная черта планирова-ния при командно-административной системе -- директивность -- была инструментом реализации единой плановой системы, показа-тели которой должны были выполняться "любой ценой" для беспе-ребойной работы всего народного хозяйства страны.

В конкурентной среде предприниматели современной России должны иначе подходить к формированию производственного плана и тщательно изучать опыт европейского, американского и японс-кого менеджмента. Теперь нет команд сверху, нет и контрольных цифр и ответ на вопросы, что, как и когда следует производить, должно дать само предприятие. Сейчас конкурентоспособность предприятия определяют не только товар и экономичность его производства, но и система планирования, методы достижения целей и стратегического прогнозирования. Показателен опыт изве-стной корпорации "Ксерокс", которая еще в 1981 г. смело заявила, что основной стратегической целью ее деятельности является ав-томатизация рутинного конторского труда, хотя тогда 95% ее продаж приходилось лишь на обычные копировальные машины.

Таким образом, планирование на современном предприятии осуществляется, в несколько этапов: 1-й этап -- определить ры-ночный спрос на продукцию, т.е. включаются механизмы марке-тинга, системы прогнозирования спроса и изготовления продукции на основе этого прогноза. Какова ситуация во внешней конкурент-ной среде, на какой товар есть спрос, каковы ожидания потреби-телей? Итак, ориентир на потребности рынка и в итоге опреде-ление целей и комплекса задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. 2-й этап -- провести тщательный анализ номенклатуры выпускаемых предприятием изделий, внести необ-ходимые корректировки в номенклатурный план, определить готовность производства к освоению новых изделий. Вновь ориента-ция на спрос. 3-й этап -- принять решения об освоении новых или усовершенствовании старых задач и программ, привести в соответствие с рыночным спросом объем производства и график вы-пуска изделий, т.е. опять используются данные маркетинга.

В результате планирования определяются задачи, которые нужно решать для наиболее эффективного функционирования предприятия, ориентированного на сбыт, на потребителя. Фирма гама, без руководящих указаний сверху, осуществляет маркетинг и определяет стратегию управления производством. Американский менеджмент требует обязательного участия в процессе формиро-вания производственного плана работников служб оперативного управления, т.е. тех, кто будет отвечать за практическую реали-зацию плана.

Несомненна сложность, многовариантность реализации любо-го этапа планирования. При этом необходимая точность, оптималь-ность расчетов чаще всего зависят от искусства применения методов алгоритмизации, программного обеспечения и масштабности использования средств компьютерной техники. Хорошо сбаланси-рованный план, к разработке и оценке которого желательно привлекать возможно большее количество компетентных специалистов, дает великолепные результаты немедленно, еще до его вне-дрения. Сразу же вырисовываются истинные возможности органи-зации, ее резервы и слабые места, этапы предстоящего пути и сама цель, стратегия коллектива. Обоснованно составленный план является мотивированным стимулом труда коллектива, создает уверенность в сопричастности к достижению целей у большинства работников (об этом мы еще будем говорить, рассматривая особен-ности организации работ ведущих фирм Японии).

Основная деятельность коллектива направлена на реализацию поставленных задач, и опытные сотрудники, не входящие в выс-шее звено управления, далеко не всегда рискнут ревизовать стра-тегическую программу организации, кроме особых, экстремаль-ных ситуаций. Новобранец часто пытается оценить дислокацию и направление удара противника, но старый солдат спокойно вы-полняет свои привычные обязанности, проверяет наличие боепри-пасов, чистит, проверяет свое оружие и готовится добросовестно выполнить свой воинский долг.

Однако любой, даже самый лучший стратегический план -- не догма, жизнь может и будет вносить в него неожиданные кор-рективы (например, при необходимости реорганизации предприя-тия, при угрожающем сокращении жизненного цикла товара, не-ожиданных демаршах конкурентов и т.д.).

Коснемся немного подробнее разработки основных этапов планирования, требующих опыта и искусства управления. Основой любого вида планирования, а тем более стратегического является объективный анализ состояния и возможностей организации. Этот анализ затрагивает буквально все стороны деятельности органи-зации: ход производства, систему управления, финансовое поло-жение, состояние рынка и сбытовую деятельность и т.д. Цель ана-лиза -- выявление потенциальных возможностей, имеющихся ре-зервов, причин неудач. По многим причинам результаты подобно-го анализа имеют устойчивую тенденцию к завышению результа-тов и затушевыванию негативных сторон деятельности предприятия. Цель должна быть определена четко, конкретно; должны быть установлены цифры, сроки и исполнители. Совершенно недопус-тима подмена конкретных цифр призывами "усилить, улучшить, обратить особое внимание", что было так характерно для советс-кой управленческой фразеологии (хотя японский менеджмент так-же склонен к общим формулировкам). Психологически важно ори-ентировать коллектив на высокие цели и на крупномасштабные задачи. Служение высоким целям и идеалам способствует росту самоуважения и развитию корпоративности, тем более что прак-тика показывает, что во многих случаях цели недопустимо зани-жаются.

Если центральной задачей планирования является удовлетво-рение спроса на выпускаемую предприятием продукцию при ми-нимизации издержек производства, то эта цель может быть дос-тигнута различными способами -- в зависимости от стратегии пред-приятия на плановый период. В тех случаях, когда объем выпуска-емой продукции стабилен и спрос на продукцию имеет небольшую амплитуду колебаний, численность рабочей силы, структура уп-равления и плановые показатели остаются постоянными. Увы, пе-риоды такой "райской жизни" бывают редки, значительно чаще нестабильный рынок диктует свои требования и приходится изме-нять объемы выпускаемой продукции по значительной части но-менклатуры, стараясь сохранить численность рабочей силы посто-янной. Сделать это удается не всегда, и часто при изменении объе-мов выпускаемой продукции приходится изменять и численность производственного персонала путем организации сверхурочной работы, предоставления отгулов или привлечения субподрядчиков. Такая стратегия характерна для трудоемких процессов, не требу-ющих квалифицированного труда, и при сезонных работах.

Как добиться достижения поставленных целей? Как сокра-тить сроки и уменьшить финансовые, материальные и трудовые затраты? На этом этапе и определяется талант руководителя, его умение побудить коллектив мыслить творчески, искать нестандар-тные пути решения возникающих проблем.

В выборе лучшего среди множества альтернативных вариан-тов надежной основой должна служить компьютерная техника и действующая нормативно-информационная база данных. Не мень-шую роль играет и искусство общения, стимулирование коллек-тивного творчества, умение не только говорить, убеждать, но и слушать.

Судьба реализации долгосрочного планирования и прогнози-рования находится в руках специалистов оперативного управле-ния и контроля, которые осуществляют непрерывную коррекцию и выдают информацию об отклонениях фактического производства от плановых показателей.

Основоположник научного менеджмента Тейлор придавал осо-бое значение функции планирования: "Завод должен управляться не столько директором-распорядителем, управляющим или началь-ником мастерской, сколько плановым отделом. Ежедневная работа" всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайней мере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца". И сегодня зачастую на многих производственных предприятиях и фирмах начальник планового отдела -- ключевая фигура в орга-низации оптимального режима работы и достижении высокой эф-фективности труда.

В последнее время, явно под влиянием заокеанских коллег, дополнительно к традиционным плановым документам стал разрабатываться бизнес-план. Если комплекс плановых документов предназначен для внутреннего пользования и некоторые его разделы носят конфиденциальный характер, то бизнес-план является ско-рее визитной карточкой фирмы и адресован в основном инвесто-рам, возможным партнерам и банкам. Главная задача бизнес-пла-на не только отразить стратегию деятельности фирмы на какой-либо плановый период, но и показать финансовую надежность, основательность, солидность предприятия.

Бизнес-план открывается краткой характеристикой производ-ственно-экономической деятельности фирмы, описывает ее воз-можности, актуальность и качество выпускаемой продукции, ран-жирует основные цели по степени их важности, ее научный и финансовый потенциал, совместную деятельность с партнерами и т.п.

Далее приводятся некоторые данные маркетинговой програм-мы (не являющиеся коммерческой тайной): тактика выхода на ры-нок, деятельность каналов распределения, политика цен, конку-рентоспособность товара, рекламные мероприятия, прогнозы объе-мов продаж и т.д. Этот раздел весьма важен, так как он демонст-рирует не только цели предприятия, но и способы их реализации.

В разделе "Производственный план" рассматриваются про-блемы обеспечения производства необходимыми ресурсами (сырье, комплектующие изделия и их поставка, энергоносители), техно-логия изготовления товара, экологичность производства. Здесь же отражаются вопросы управления и организации производства (иног-да эти вопросы являются самостоятельным разделом): организаци-онная структура управления, действующие технические средства управления и оргтехника, мотивация и стимулирование труда.

И, наконец, анализируются юридические аспекты деятельно-сти предприятия, правовая защищенность и некоторые данные финансового плана. Бизнес-план завершает краткое резюме, где подчеркиваются основные достоинства, гарантии высокоэффектив-ной деятельности фирмы и получения ею прибыли.

4.Мотивация и стимулирование труда

Мотивация -- комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достиже-ние индивидуальных или общих целей организации. При всей про-стоте и ясности этого определения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые застав-ляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопре-деленны и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принцип материальной заинтересованности или социалистическая система моральных (в первую очередь!) и материальных стимулов не все-гда давали ожидаемые результаты. Эффективная работа предпри-ятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность постав-ленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение про-фессиональной квалификации работающих. В начале XIX в., проводя свой знаменитый эксперимент на текстильной фабрике в Нью-Ленарке, Роберт Оуэн появился в цехе с лентами трех различных цветов и молча прикреплял красные ленты к станкам лучших рабочих, зеленые -- к станкам рабочих со средними показателями, а желтые -- к не выполняющим нор-му. Через два месяца, не прибавляя рабочим зарплату, не прибе-гая к угрозам и не вводя никаких технических усовершенствова-ний, Оуэн достиг желаемого: на всех станках красовались только красные ленты, т.е. нормы выполнялись всеми рабочими.

Опытные руководители знают, что каждый член группы, по-лучившей конкретное задание, будет реагировать на него по-сво-ему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков и сте-реотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под вли-янием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего им-пульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образова-ние, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы опреде-ляют реакции личности на среду. Поступки молодежи чаще фор-мируются под воздействием моды, принятых в данной среде ма-нер поведения. Люди старшего возраста более ориентированы на организацию быта, семейной жизни, материальное благополучие, моральные принципы, эстетические впечатления. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воз-действия.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.