p align="left">Основная идея концепции национального ромба -- конкурент-ное преимущество отрасли в рамках государства -- определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга. В данную модель. М. Портер вводит еще два фактора: случай-ные события и действия правительства. Под случайными событиями подразумевается: изобрете-ния; новейшие технологии; значительные колебания цен на ресур-сы; резкие изменения на мировых финансовых рынках или в кур-сах национальных валют; колебания локального и международного спроса; политические решения национальных и зарубежных правительств; войны; масштабные природные катаклизмы и дру-гие форс-мажорные обстоятельства. Под действиями правительства понимается влияние ис-полнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, тамо-женную политику в стране. Правительство также определяет нор-мы, стандарты, которые могут воздействовать как на производите-лей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положи-тельным, так и отрицательным. Анализ особо эффективных отраслей в различных странах по-казал, что процесс их формирования и развития подчиняется оп-ределенным закономерностям. Для его характеристики был вве-ден термин «отраслевой кластер», под которым подразуме-вается неформальное сообщество отраслевых и смежных компа-ний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурент-ных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При опреде-ленных внешних условиях они способствуют росту своих компа-ний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высо-кокачественной продукцией. В данном случае возникает положи-тельная обратная связь и усиливается процесс укрепления конку-рентных преимуществ. Устойчивые конкурентные преимущества нации могут базиро-ваться только на прочных конкурентных преимуществах её от-дельных отраслевых кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации -- прародительницы кластера способствует укреплению конкурентоспособности и конкурентного потенциала остальных отраслевых организаций, которые, ведя борьбу за вы-живание, укрепляют свои конкурентные преимущества. При изменении детерминант конкурентного преимущества страны, в частности, при их ухудшении, происходит утрата кон-курентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров. [4 ] 31 3. Практическая часть 3.1 Анализ конкурирующих фирм Практическая часть данной курсовой работы построена на сравнительном анализе турагентства «Дискавери» и ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба». Данные фирмы являются между собой конкурирующими, т.к. имеют лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности в республике Хакасия. Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схе-ма исследований, предложенная американским ученым М. Порте-ром. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характери-зующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представ-ления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систе-матическим накоплением соответствующей информации. Всю ин-формацию можно подразделить на две группы: - количественная, или формальная, информация; - качественная информация. Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 3.1. |
3.1 - Сравнительные количественные критерии конкурентоспособности | | Элементы анализа конкурентов (количественные) | Турагенство «Дискавери» | ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба» | | Численность персонала, сотрудников | 15. 32 сотрудника вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники и др.) | 7 основных. Всего 46 (гостиничный персонал и др.) | | Активы, млн. руб., | 1,2, из них 0,6 спортивное снаряжение и техническое оснащение | 30, включая здания гостиницы | | Доступ к другим источникам средств | Нет | Есть | | Объемы продаж в месяц, путевок | 150-200 (заграница + РХ) | 100-150 | | Доля рынка, % | 50 | 30 | | Рентабельность, % | 100 | 60 | | Руководители фирмы, человек | 2 | 1 генеральный директор | | Наличие и размеры филиальной сети | 5 филиалов (Красноярск Новосибирск, Московский регион) | Филиалов нет. Наличие деловых партнеров в РФ и за рубежом | | Другие количественные данные (расходы на рекламу), тыс. руб. в месяц | 30 (печать в СМИ, рекламные ролики и Интернет-реклама) | 10 | | Перечень основных видов услуг | Все виды активного отдыха по РХ и югу Красноярского края, по РФ и за рубежом* | Культурно-познавательные туры, отдых за рубежом, лечебно-оздоровительные туры (курорт «Озеро Шира»), детские и молодежные туры, организация маршрутов выходного дня по РХ, экскурсии и индивидуальных туров** | | |
Турагентство «Дискавери»* 1) Отдых в Хакасии: турбазы, водные туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры. 2) Экскурсии по России: «Золотое кольцо», «Серебряный венец», «Звезда Руси», Киевская Русь, Санкт-Петербург. 3) Санатории Сибири: «Алтай-west», «Красноярское Загорье», «здравница Кузбасса», «Туманный», «Катекс» (озеро Шира). 4) Отдых на Черноморском побережье. 5) Молодежные детские туры. ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»** 1) Отдых в Хакасии: курорт «Озеро Шира», экскурсии: - Саяно-Шушенская ГЭС; - Туимский провал; - Шушенское «Сибирская старина»; - Минусинск; - «Сулекская писаница»; - Большой Салбыкский курган; - «Сундуки»; - «По Саянскому кольцу»; - Хакасский музей-заповедник «Казановка»; Рыбный тур по Хакасии. Охота. 2) Зимние программы: Корея, Китай, Хакасия. Качественная информация представляет собой область субъек-тивных оценок, поскольку включает многие неформализуемые па-раметры (таблица 3.2). |
3.2 - Сравнительные качественные критерии конкурентоспособности | | Элементы анализа конкурентов (количественные) | Турагенство «Дискавери» | ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба» | | Известность, престиж, % | 100 | 80 | | Опыт руководства и сотрудников | Не менее 7 лет. Стаж работы в туризме | 15 лет на руководящей должности (ген. директор) | | Частота трудовых конфликтов | Нет | Нет | | Приоритеты на рынке | Внутренний туризм | 50% внутренний, 50% внешний | | Гибкость маркетинговой стратегии | Есть | Есть | | Эффективность продуктовой стратегии, % | 100 | 80 | | Работа в области внедрения на рынок новых продуктов | Есть | Есть (поиск новых партнеров) | | Ценовая стратегия | Есть (скидки, бонусы, комиссионные скидки партнерам) | Есть (скидки) | | Сбытовая стратегия | Есть | Есть | | Коммуникационная стратегия | Есть | Есть | | Организация маркетинга | Есть | Есть | | Контроль маркетинга | Есть | Есть | | Уровень обслуживания клиентов | Высокий | Высокий | | Приверженность клиентов | Есть | Есть | | |
Данные таблицы позволяют дать комплексную оценку деятельности основных конкурентов. Анализ материалов этих таблиц по-зволяет правильно и своевременно реагировать на: - смену основных конкурентов; - специфические особенности стратегий конкурентов. Результаты анализа указывают на тот факт, что турагетство «Дискавери» является более конкурентоспособным по отношению к ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба». Стратегия данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Хакасии. Наиболее сильные стороны у турагетства «Дискавери»: - занимает наибольшую долю рынка в Хакасии; - имеет развитую систему филиалов; - более разнообразный и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах; - более продвинутая ценовая стратегия; Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба» менее перспективное предприятие, что позволяет турагетству «Дискавери» с его приоритетами быть лидером на туристическом рынке РХ. Рекомендательная часть Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку-ренция -- один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отноше-нии главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем су-щественный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, на-стоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно со-риентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе. Турфирма, которая игнорирует интересы своих клиентов и не имеет стратегии на будущее рискует потерять свое место на туристическом рынке. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не про-сто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При-чем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимуще-ства. Все усилия предприятия должны быть на-правлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов. Заключение В заключении данного исследования целесообразно привести следующие итоги: - было обозначено понятие конкуренции и определены виды конкуренции; - исследовано формирование конкурентоспособности; - выявлены маркетинговые исследования конкурентов; - изучена конкурентная среда туристского предприятия; - сделан сравнительный анализ конкурирующих предприятий. В результате можно сделать вывод, что конкурентная среда является движущей силой любого предприятия, в частности турфирмы, цель которой завоевать предпочтение потребителей, а в конечном итоге занять привилегированное положение на рынке по отношению к другим фирмам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|