p align="left">Важна и форма передачи -- это ни в коем случае не должно быть «официальное заявление». Передача обычно осуществляется в таком контексте, который впоследствии обязательно «отпадет», и останется первоначальный блок. Необходимо заблаговременно отобрать и «контрольные фигуры» позволяющие оценить эффективность управления слухами, -- это те же «источники» в соответствующих целевых группах, только не используемые в данном проекте. Они не должны быть в курсе происходящего и своей роли в нем. Взаимодействие осуществляется так же, как и с «источниками» в рамках обычного разговора выясняется осведомленность о том или ином факте -- допустим: «Не слышали ли вы насчет нового 19-этажного офиса компании такой-то?» Ответ может быть разным -- от «Да» или «Нет» - до «Насчет офиса не слышал, но вот насчет нового «мерседеса» их уборщицы -- да». Иногда используется и пассивный вариант: в этом случае вы просто ждете, когда «контрольная фигура» сообщит «новую информацию» тому, с кем постоянно общается. Нередко требуется применить PR-технологии. даже оставшись без агентства, без сотрудников и без дополнительных ресурсов, причем на незнакомой территории, -- для этого существуют более жесткие варианты со «сжатой схемой». Подобные ситуации чаше всего возникают в ходе выборов, в небольших региональных городах статусом ниже областного центра. Приведем классический пример. Парламентские выборы, один из глухих одномандатных округов, состоящий из небольших городов и поселков городского типа; контактов ни у заказчика, ни у исполнителя -- никаких. Жителей поселков и сел можно поразить печатными материалами, которых там никогда не видели и яркими личными встречами; если же речь о НТ -- «эффект разорвавшейся бомбы» произведет и самая примитивная «инсинуация». Но один из городов, в котором проживает около половины всею населения округа, имеет несколько развитых промышленных предприятий, неплохой уровень жизни и при этом -- сильнейший административный ресурс; администрации различного уровня являются и учредителями немногочисленных СМИ. Средств, чтобы развернуть полноценный предвыборный штаб и привлечь людей, нет; в соответствии с заказом задача не в том, чтобы «протолкнуть» кандидата, а только в том, чтобы г-н Успешнов, почти стопроцентно претендующий на победу, выборы не выиграл. Этот кандидат пользуется поддержкой местной администрации, поскольку кое-кому неплохо заплатил и сослался на придуманную «весомую московскую поддержку»; живёт , естественно, не в этом городе; довольно известен на общероссийском уровне и как политик, и как успешный бизнесмен; кроме того, неглупый и приятный в общении человек, способный вызвать симпатию избирателей. Перед выборами он еще и оказал практически всем предприятиям округа «материальную помощь» (естественно, и их руководителям). Естественно, разрабатывается комплексная негативная кампания; но в отношении указанного города один из обязательных элементов -- УС. Поэтому в город приезжает «пиарщик» (назовем его -- г-н Подленький),чтобы осуществить «зкстремальное УС» -- в сопровождении только одного технического исполнителя. Формулировки слухов приводить не будем, но основная задача, которая ставится, -- оттенок «сомнения», «недоверия», а целевые группы -- все наиболее голосующие категории избирателей. Принцип подбора источников здесь совершенно случайный, но основное условие -- передача формулировок в ходе неформального общения. По пути в город, куда г-н Подленький добирается на простой электричке в течение примерно шести часов, он уже завязывает разговор с несколькими местными жителями, возвращающимися с дач; затрагиваются разные темы, извлекается бутылка с одной из знаменитых настоек, общение становится еще более «неформальным», в ходе которого обсуждаются и предстоящие выборы, кандидаты; «между делом» удается запустить и нужный блок («то, что приходилось слышать об этом кандидате»). Продолжение работы -- уже в самом городе. Это очень насыщенный «выход в народ», когда необходимо установить контакты с максимальным числом «источников» и запустить через них нужные блоки; нужно еще и охватить все целевые группы, сделав это «ювелирно», не обнаруживая факт использования каких-то технологий. Здесь выполняется несколько основных действий. Первое -- передвижение по городу только в общественном транспорте, и как можно чаще; в самом транспорте -- обязательное общение с людьми, расположенными к беседе с незнакомым человеком (преимущественно это пенсионеры, готовые говорить с кем угодно и о чем угодно), второе -- налаживание дружеских отношений с персоналом гостиницы (гостиница для проживания не относится к числу самых лучших и новых, но в ней «пиарщик» заказывает самый лучший номер) и многочисленные беседы с ним «за жизнь». Третье -- частые посещения продовольственных магазинов, причем не самых лучших, а тех, где обычным явлением считаются очереди: общение в очереди -- один из важнейших каналов информации для обывателя; повод для установления беседы -- самый простой (обсуждение уровня обслуживания, недовольство тем, как медленно продвигается очередь, и т.н.). Четвертое «пиарщик» ежедневно завтракает, обедает и ужинает в разных ресторанах (не элитных), кафе и даже закусочных, общаясь как посетителями (преимущественно -- пришедшими «серьезно выпить» так и с персоналом; почти и каждом из таких заведений г-н Подленький проявляет внимание и к одной из официанток. Пятое -- посещение нескольких особо «проблемных» (в плане финансирования) музеев, школ, поликлиник, детских домов; повод посещения -- от имени собственного PR-агентства, обслуживающего некую «крупную зарубежную компанию», проявляющую интерес к данному региону в плане спонсорских акций; причем ничего не обещается (по причине нежелания проводить акции на фоне предвыборной суеты в регионе), а только собираются пожелания по возможным направлениям оказания помощи. Шестое -- ежедневный заказ такси, чтобы добраться после насыщенного и шумного ужина в ресторане до гостиницы, и обязательные разговоры с таксистом под видом «откровений выпившего пассажира». Вариаций здесь может быть множество. Некоторые специалисты в качестве «фирменного знака» используют «очень эффектное начало»: в день приезда обедают в одном из небольших местных кафе, заказывают и выпивают там весь самый дорогой коньяк, а затем крайне интенсивно ухаживают за официанткой, причем поддерживают отношения о ней все время своего пребывания в городе, используя в качестве дополнительных «источников» весь ее личный круг общения. Казалось бы такой вариант противоречит самой сути технологии: не является «привычным» начальный источник получения блока информации, но здесь он просто заменен синонимом -- вместо «привычного источника» используется «привычная ситуация» (а эффект по сути тот же). Существуют и другие направления, дополняющие предыдущие: они касаются коммуникации на «более официальном уровне». Не всегда возможно заниматься УС «на месте», не привлекая к этому внимания, иногда лучше сразу привлечь внимание к себе и направить в нужное русло. Поэтому в рамках той же «работы с источниками» уже в первые дни г-к Подленький может устроить себе встречу с местным головой, несколькими крупными чиновниками, руководителями СМИ и некоторых предприятий. Это удаётся всегда, если идти «напролом», представляясь директором PR-агенства или «видным политконсультантом»; в качестве повода визита чаще всего используется легенда о крупном клиенте, желающим провести в городе пару-тройку ярких спонсорских акций, приурочив их к значимым местным событиям, но находящемся пока на стадии размышления. Блоки информации здесь подаются, опять же «между делом»: при встрече с заезжим пиарщиком чиновники всегда затронут тему местных выборов и попытаются узнать его мнение; г-н Подленький может использовать в качестве «источников» и членов местных (территориальных, участковых) избирательных комиссий, где под каким-либо предлогом ознакомится с постановкой работы. Чтобы не возникло мыслей о привязке его визита к выборам, «пиарщик» может (продемонстриронать буклеты реальных клиентов, дать несколько «имиджевых публикаций» о них в местные СМИ (конечно, с согласия самих клиентов. III.НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НТ В адрес некоего предприятия, обладателя достаточно известной торговой марки, разворачивается мощнейшая НТ-компания «на всех фронтах»: газеты-однодневки , листовки-инсинуации, лавина заказных статей, сюжеты на радио и ТВ, слухи, провокации, саботажные методики... Конечно, собственный ПР-департамент »жертвы» пытается кое - как пытается «трепыхаться», но это помогает мало. Удастся узнать лишь, что заказчиком НТ является главный конкурент, но и легче не становится, поскольку отношения между руководителями конкурирующих предприятий исключают всякую возможность диалога. И вот и один и «самых напряженны» моментов генерального директора предприятия - жертвы посещает некий благообразный г-н Узловатый, который представляется кем-то вроде антикризисного ПР-консультанга. и за энную сумму (надо признать, весьма впечатляющую) предлагает решить возникшие проблемы. После недолгих переговоров директор убеждается, что г-н Узловатый истинный профессионал своего дела: он представляет детальнейший анализ возникшей ситуации, рассказывает, где, как и на что влияют возникшие сложности, к тему они уже успели привести и к чему приведут в ближайшие месяцы. Видно, что этот господин очень тонко чувствует все ПР-технологии и обладает незаурядной деловой интуицией он может даже спрогнозировать дальнейшее развитие событий, вплоть до малейших нюансов, предсказать действия, «которые ещё будут предприняты против «жертвы»; улавливает он и такие тонкие особенности имеющегося положения, которые не видны и самому директору «жертвы». Однозначно, что помощь г-на Узловатого действительно может стать для предприятия неоценимой, тем более он настолько хорошо ощущает все изгибы направленной против предприятия НТ-кампании, как будто сам же ее и разработал... Стоп -- а может быть так оно и есть?.. Вполне естественен вариант, когда пиарщик получает некоторую сумму от заказчика негативной кампании, проводит её, а затем обращается уже к «жертве» с предложением оплатить столько же или больше за «свертывание» НТ. Может быть, смутить г-на Узловатого, сбросить с него личину «независимого консультант» и, заставив признать, что он пытается «отмазать» предприятие от самого себя и проблем, которые он же создал? Но его вряд »и можно пронять чем-то подобным -- он я сам не постесняется признать, что так оно и есть. Но цель главное не эмоции, а фактическое положение дел: проблемы созданы, а г-н Узловатый предлагает решить, причем наилучший образом: кто может лучше «свернуть» негативную кампанию, чем тот кто сам ее разработал и проводит? Так, может быть, забыть об излишней щепетильности и заплатить пресловутому г-ну Узловатому, ведь в случаи отказа вес равно выйдет дороже?.. Многие так и поступают. Однако проблема здесь в том, что предложение г-на Узловатого -- самый заурядный «лохотрон»: получив деньги, он не «отыграет назад» проведенную в отношении предприятия негативную кампанию -- и вовсе не потому, что он такой непорядочны» и не захочет этого делать, а деньги положит себе в карман: просто он на сможет выполнить обещанное, даже при желании (хотя сам он искренне уверен в обратном). Принципы и законы НТ: разработанная и запущенная «в дело» негативная кампания начинает «жить» собственной жизнью, и определенное число ее воздействий -- необратимы; пока она не решит те задачи, которые определены в ней как конечные, остановить ее будет весьма проблематично, а подчас и невозможно. В этом немалое достоинство «технологий повышенной эффективности» но в этом и их недостаток. Изменения в системе рыночных образов уже произошли, цепная реакция началась -- и прекращение дальнейших воздействий отнюдь не возвращает ситуацию к исходной позиции. И г-н Узловатый, и директор предприятия-жертвы преувеличивают значение исполнителя компании: считается, что тому достаточно прекратить «пакостить», и все решится само собой. Однако на деле предприятию не помогут никакие действия, направленные на персонально» устранение г-на Узловатою: можно заплатить ему требуемую сумму, можно обратиться в компетентные органы, обвинив его в вымогательстве, можно утопить его в ближайшем водохранилище -- результат будет один и тот же т.е. никакой. Даже если сам заказчик НТ - кампании вдруг пожелает «отыграть назад», это не получится и у него - что, кстати, нелишне учитывать ещё на этапе целеполагания при разработке НТ стратегии... Единственное , что способно помочь данному предприятию, -- активная кампания по нейтрализации примененной против него HT-кампании. Как ни странно, даже если «отыграть назад» уже, нереально -- нейтрализовать, тем не менее, можно... Как и с помощью чего? О том, каким образом нейтрализовать негативный PR, спорят достаточно давно. Наиболее распространенных вариантов здесь несколько. Первый вариант -- игнорирование. Действительно, какой смысл некоему уважаемому человеку и преуспевающему бизнесмену реагировать на грязные происки каких-то «мелких людишек»? Кто такие эти «черные пиарщики», чтобы вообще на них реагировать? Задавать подобных вопросов можно сколько угодно, как и тешить этим свое самолюбие, но делу это не поможет. Как правило, если вас взялись «давить», а вы на это никак не реагируете, «раздавят» довольно быстро. Кроме того, даже в простейшем случае с «компроматами» отсутствие реакции на противоречивые обвинения при всей их абсурдности подтверждает их обоснованность и убеждает обывателя в наличии у вас какой-то вины. Второй вариант основан на доказательстве своей правоты. При желании можно добиться и опровержений возникших статей в тех же самых газетах, и ответить на все вопросы, и разрешить любые сомнения. Вероятно, и средств на все это хватает -- пока еще. Но здесь- то и кроется ошибка: если некто начинает оправдываться (и это будет воспринято именно так), значит, дело действительно нечисто. Даже если удается отвести от себя какие - то из явных обвинений, обыватель по-прежнему будет уверен -- «что-то здесь все равно не так».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|