на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Образ материнства в современной российской печатной рекламе
p align="left">Наряду с кризисом ценности института семьи (проявляется в индустрии абортов, противозачаточных средств и стерилизации, предоставлении свобод сексуальным меньшинствам, падении рождаемости) наблюдается резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщин (распространенность серьезных гинекологических заболеваний, высокий уровень материнской и детской смертности, ухудшение состояния беременных, рожениц и новорожденных). В фокус внимания средств массовой информации и рекламы в них чаще попадают темы, связанные с безопасным сексом, сексуальным просвещением, репродуктивным здоровьем женщины, однако в меньшей степени уделяется внимание планированию семьи.

Другой главной причиной возникновения демографического кризиса и кризиса института семьи можно определить окончание истории цивилизации спонтанного и бескорыстного дарения, в результате которой начинает преобладать принцип обмена в человеческих взаимоотношениях. "Сцену занимает человек, более не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено". В силу приоритета идеологии материального благополучия принцип обмена приобретает экономический характер. Возникает "человек без норм" (A.C. Панарин), человек эпохи глобализма. Такому человеку неведомы законопослушание и дисциплина, внушаемые авторитетным Отцом. Также ему чуждо проявлять любовь и сострадание, внушаемые Матерью. Мир для этого человека представляется объектом использования и удовлетворения его потребностей. "Алчность всех этих "новых" есть компенсация их высшей метафизической и онтологической обездоленности и мирооставленности". Стоит отметить, что в современной социокультурной ситуации большую роль на формирование представлений о материнстве оказывают средства массовой информации, особенно посредством содержания визуального ряда. Эти женские образы влияют на самые глубокие слои общественного сознания, конструируя необходимый способ мышления. Посредством репрезентации социальной реальности и культурно-идеологических ценностей формируется смысловая основа представлений о материнстве, характерная данному историческому периоду. Культурой внушается образ-идея не милосердной матери, а активной и агрессивной деятельницы. Внушаемый через рекламу образ современной девушки-модели заполняет сознание современных людей и определяет их ценностный мир, в котором становится все меньше места образу материнства. Тело женщины в современном культурном пространстве все меньше предстает образом источника жизни. Используя образ женщины как сексуального объекта, оно все больше предстает объектом продажи. И так как культурный уровень внушаемых ценностей и смыслов превращается в социальный образ жизни, то действительность жизни женщины преобразуется в форму продажи. Помимо сексуальной привлекательности, ценность женщины все больше определяется ее профессиональными успехами. Данная ситуация создает почву для ролевого конфликта, возникающего по причине совмещения женщиной материнства, традиционных моделей ухода за детьми, домашних обязанностей и профессиональной карьеры. Современное общество не узнает в материнстве ведущую ценность. И женщина, глядя в глаза обществу, не узнает себя, теряя свое истинное предназначение в реализации других целей, более желаемых обществом. Какие может иметь последствия для развития общества и человека отсутствие у женщины материнства как приоритетной ценности? Самые драматические, и они уже налицо: распространение малодетности семей, беспризорность, одиночество детей, потеря базового доверия к миру, эмоциональная депривация ребенка, ранние неврозы, коммуникативная запущенность, социальное сиротство - сиротство при живых родителях составляет 90 % от всех сирот. Но какие это может иметь последствия для психологии самой женщины, утрачивающей свое основное историческое призвание - продолжать жизнь своего рода, формировать ощущение защищенности человека в современном мире? В связи с чем происходит эта утрата? Возникновение душевного конфликта неотвратимо. По мнению A.C. Панарина, только образ Богоматери-заступницы, сострадающей, принимающей, дарующей любовь, являющей пример христианского милосердия представляет собой путь к спасению русской нации от окончательного вырождения. Где, как не в материнстве, женщине предоставляется возможность осуществления этого дара любви, принятия и милосердия.

Развивая идею С.Л. Рубинштейна о нравственном бытии человека современности, нужно помнить о том, что "главный вопрос нравственности - не только в счастье человека, а в том, быть ли человеку... Нравственное деяние не обозначает пользу и счастье человека, оно должно дать бытие человеку". Как мы полагаем, современная ситуация во многом обусловлена отчуждением, отсутствием понимания отношений людей как утверждения их существования. "Отношение мое к человеку (щедрость, искренность) - вот это не что иное, как "раскрепощение" бытия другого человека в результате не отчуждения, а соучастия; в результате моего отношения он не сводится к совокупности отношений, а обретает бытие в мире". Исследуя природу человеческих отношений, С.Л. Рубинштейн полагал, что именно внутреннее отношение преодолевает отчужденность от Другого. "Мое действие: его внутреннее содержание, образует то отношение, в котором формируется и тот, на кого оно направлено, и я сам". Нравственное отношение к Другому утверждает его физическое, психическое и эстетическое бытие во всем многообразии проявлений. Материнство является моделью таких отношений, где утверждается бытие друг друга - матери и ребенка.

Современная социокультурная ситуация, позволяющая предположить отсутствие в сознании женщины материнства как ведущей ценности, находит свое отражение и в аспектах исследования материнства. Чтобы представить состояние научной разработанности проблемы, обратимся к определению понятия "материнство" в словарях разных направлений науки - философии, психологии, культурологии, социологии. Стоит отметить, что философские, психологические и культурологические словари не дают определения этого понятия. Этимологические словари русского языка также не раскрывают его. Определение понятия "материнство" дано в словаре современного русского языка СИ. Ожеговым: "Материнство - состояние женщины-матери (преимущ. о периоде беременности и младенческих лет ребенка). Охрана материнства и детства. 2. Свойственное матери сознание родственной связи с ее детьми. Чувство материнства". В словарях по социологии дано следующее определение рассматриваемого понятия: «Материнство - биологическое и социальное отношение матери к ребенку (детям). Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства у народов с различно-хозяйственно-культурными типами в доклассовом и классовом обществах. Материнство является составной частью социального института родительства и влияет на функционирование семьи как молодой социально-психологической группы. Основными функциями материнства является репродуктивная и воспитательная». В одном из психологических словарей дано определение таких понятий, как "материнское влечение (или инстинкт)" и "материнское поведение":

1. "Материнское влечение (или инстинкт) - тенденция женских особей различных биологических видов проявлять модели так называемого материнского поведения: кормление, опека и защита детей..."

2. "Материнское поведение - все те модели поведения, которые связаны или сопутствуют выполнению функции матери. Часто этот термин употребляется синонимично понятию заботы о ребенке". Данные определения позволяют составить представления о том, что материнство, прежде всего, есть реализация репродуктивной функции и инстинктивного поведения женщины, облеченные в социальную форму ее функционирования.

Акцент на изучении психофизиологического и биологического аспектов материнства в значительной степени осуществлен в рамках перинатальной психологии. Здесь внимание уделяется изучению психологического состояния во время беременности и родов (В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова, О.Л. Трянина, Е.Б. Айвазян, Л.Е. Аронова, H.A. Урядницкая, СВ. Банникова), психологическим особенностям переживания беременности у женщин с патологией беременности (Г.Г. Филиппова, И.Н. Черткова, И.М. Сапарова, O.A. Соколова, A.B. Рябухина, Ю.В. Пашкова, Ю.А. Николаева, ЕЛО. Печникова), разработке программ психофизиологической подготовки к родам (Е.В. Гросс, А.О. Назарова, В.Н. Никаноров). М. Рид рассматривает психофизиологический аспект материнства, говоря о необходимости подготовки девочек к замужеству, беременности и взаимодействию с ребенком. Внимание этому аспекту уделяют авторы в современной научно-популярной литературе по материнству, где подробно рассказывается о физиологических изменениях, происходящих в организме женщины во время беременности, даются рекомендации по правильному питанию и режиму дня. Содержание научно-популярной литературы отражает специфику научных подходов в изучении материнства.

Также в рамках изучения психофизиологического и биологического аспектов материнства можно выделить этологические исследования, изучающие материнское поведение женщины как эволюционно наследуемое поведение биологического вида, аналогичное поведению животных, но видоизмененное культурным влиянием и более сложными когнитивными образованиями. Материнство здесь рассматривается в аспекте материнского поведения и изучается со следующих позиций: оценка и количество родительского вклада (Д. Дьюсбери, E.H. Панов, Р.Л. Триверс, Дж. Альтман, М. Уайт, Дж. Ланкастер, Ч. Ланкастер), выявление эволюционно обоснованных основ в формировании стереотипов родительского поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд, Г. Харлоу, М. Харлоу, Дж. Митчелл). Как отмечает М.Ю. Чибисова, ученые, занимающиеся экспериментальным изучением материнского поведения, приходят к выводу о решающей роли социальных факторов в его формировании.

Социокультурный аспект в исследованиях материнства проявляется в изучении роли матери в образовании ранних личностных структур ребенка младенческого возраста (психоаналитический подход, реализуемый в трудах А. Адлера, Д. Пайнз, 3. Фрейда, Д. Винникотта). В качестве предмета исследований здесь выступает взаимодействие матери с ребенком: мать рассматривается как "среда" для ребенка, а ребенок как "объект для матери".

Также к данному направлению можно отнести исследования М. Мид, Э. Эриксона, Э. Бадинтер [, И.С. Кона, Н.Л. Пушкаревой. Материнство здесь рассматривается в рамках воспитания и отношения к ребенку, стиль которых исторически обусловлен эпохой, к которой принадлежит женщина-мать. М. Мид приходит к выводу, что хотя материнская забота и привязанность к ребенку биологически обусловлены, их содержание определено социальными установками общества. Поэтому стиль материнства и воспитания она рассматривает как обусловленный ожиданиями от ребенка в будущем. М. Мид считает, что женщины по природе своей являются матерями, лишь сложные социальные установки могут подавить в женщине это природное устремление, исказить представление о своем предназначении. Э. Эриксон определяет стиль материнства как лежащий в основе жизни всего народа. Э. Бадинтер отмечает чрезвычайную зависимость чувств матери от культуры, к которой она принадлежит. Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (XVII-XX вв.), она пришла к убеждению, что материнский инстинкт - это миф, нет никакого всеобщего и необходимого поведения матери. И.С. Кон говорит о ведущей роли социального научения в поведении мужчин и женщин, обусловливающего принятие или непринятие ими роли отца и матери. Изучив летописи и документы X-XIX вв., Н.Л. Пушкарева делает вывод об изменении проявлений материнской любви и материнского отношения в процессе культурно-исторического развития человечества. Исследования данных авторов приводят их к заключению об отсутствии нормы материнского отношения, одинаковой для всех эпох. Они считают, что содержание материнских установок зависит от социальных установок общества и меняется от эпохи к эпохе. Также в рамках данного направления изучаются детско-родительские отношения, являющиеся предметом изучения психологии родительства. Эта отрасль психологии изучает мать (родителей) и ребенка как особую общность, на ранних стадиях развития объединенную диадическими отношениями (А.Я. Варга, Г.Т.. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, М.И. Лисина). Материнство как социальная функция женщины в большей степени разработано в социологии в традиции тендерных исследований и в рамках феминистского подхода. Однако в этих исследованиях нет единой позиции в отношении к материнству. Одна группа авторов (С. Файрстоун, Л. Иригарай, цит. по О.Г. Исуповой, 46) рассматривает материнство как основу возникновения неравенства женщин, возможность для их эксплуатации. Обратная сторона этой эксплуатации оборачивается безграничной властью матери над ребенком. Размышления этих авторов, ограниченные контекстом социального взаимодействия, определяют и рассмотрение женщины, прежде всего, как объекта социальных взаимоотношений, так и ребенка как объекта ее пользования. Другая группа авторов (Е.А. Каплан, М.М. Каплан, Э. Оаклей, цит. по О.Г. Исуповой, 46) склонна рассматривать материнство как часть жизни женщины, в которой она много приобретает для себя. Некоторые авторы (У. Бэк, И. Бэк-Гернштейн, цит. по О.Г. Исуповой, 46) склонны понимать материнство как возможность обретения близких доверительных и эмоциональных отношений со значимым Другим. Здесь ожидаемое в будущем удовольствие от детей является главным мотивом их рождения. Рассматривая материнство как средство социального обмена, Е.А. Баллаева и О.Г. Исупова определяют ценность материнства, обусловленной его значимостью для государства. Е.А. Баллаева рассматривает социальные условия беременности и родов как своеобразный индикатор отношения к женщине в обществе со стороны государства и общественных институтов. Однако О.Г. Исупова, изучая мотивы репродуктивного поведения женщин, делает вывод об отсутствии универсальной обусловленности этого поведения социокультурным влиянием. Она выделяет три группы мотивов рождения ребенка (по ее мнению, для большинства женщин существует качественное различие между тем, как вообще не иметь детей, и иметь хотя бы одного ребенка, в то время как различие между матерью одного ребенка или матерью троих и более детей - только количественное): "мужчина", "ребенок", "я сама". При этом выделенные группы мотивов могут иметь как ценностный, так и инструментальный смысл. По сути, данное исследование является отражением отношения к материнству в современном обществе - форма обмена выходит здесь на первый план. Материнство как социальная роль женщины, оказываясь в одном ряду с выполнением профессиональных и домашних обязанностей, оценивается с позиции количества временных затрат в жизни женщины: сколько времени тратит женщина на приготовление еды для ребенка, занятий с ним и т.п., наряду с осуществлением других видов деятельности (Т.А. Машика). Теоретический анализ литературных источников на английском языке позволяет сделать вывод о том, что материнство понимается как социальная функция и роль женщины, лишающая ее реализации полноты возможностей и способностей, удаляющая женщину от социальной жизни и реализации права голоса, как идеология, способствующая реализации двух основных функций: установлению правил и оправданию разделения в труде по половому признаку. Оно не есть итог и сущность жизни женщины. Самое главное для женщины - быть выдающимся человеком. Ценность материнства здесь вступает в конфликт с материальным благополучием и социальной независимостью и обусловлена влиянием присущих обществу на данный момент полоролевых ориентации, к которым относятся: низкое количество детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.