на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
p align="left">5) формирование ноосферы как единого пространства информационного и биологического полей: «настоящее полно прошедшего, а будущее заключено в недрах настоящего» (Лейбниц). Инновационность идей, технологий, деятельности формирует будущее;

6) бережное, уважительное отношение к традициям, которые лежат в основе зарождения и использования нового;

7) учет объективного отставания преобразований в мышлении от преобразований в обществе. С этой точки зрения, инновационность - это гармония (баланс) между изменениями в мышлении и изменениями в мотивации поведения педагогов и их ценностной ориентации;

8) проницаемость, открытость педагогического пространства для полифонизма мнений, подходов, технологий, то есть сочетание общепринятой и личной позиции учителя;

9) инновационность - это путь преодоления формализма в обучении, отличительной чертой которого является создание условий для включения учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую учебную деятельность, в ходе которой формируется и развивается личность студента.

В настоящее время педагогическая наука переживает процессы интенсивного самопознания: дифференцируются области научного знания; уточняются философские основы педагогики, ее понятийный аппарат, происходит эмпирическое выделение различных авторских систем: педагогики ненасилия, педагогики диалога, педагогики успеха и многих других. Возникает необходимость овладения педагогами иным педагогическим мышлением с четко выраженной личностно-ценностной основой.

Инновационное движение, характерное для второй половины ХХ столетия, не могло не коснуться всей системы общего образования. Одна из важнейших его целей - разработка концептуальных основ нового типа общеобразовательных учебных заведений, поиск более совершенных форм и методов обучения, ориентированных на всестороннее творческое развитие личности.

В инновационных дидактических поисках на разных ступенях обучения - от начальной до высшей школы - педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

В настоящее время наиболее распространенное определение инновационности дано Ассоциацией инновационных школ и центров. Под педагогической инновацией понимается образовательная деятельность, связанная с иным, чем в массовой практике и в культурной традиции процессом становления личности студента, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

По своему основному смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Поиск новых моделей обучения связан с развитием инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса, которые разрабатываются в теории и практике обучения последних десятилетий.

Инновации в образовании можно понимать в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование, улучшение уже существующего, их можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающего из его смысла, сущности и значения.

Ученые выделяют следующие показатели, характеризующие педагогические инновации:

1) Нацеленность на решение актуальных педагогических проблем, решаемых вузом.

2) Новое решение проблем.

3) Возможность использования в широкой педагогической практике.

4) Использование педагогической инновации должно приводить к обновлению педагогических процессов, получению качественно новых результатов.

Личностно-ориентированное обучение ставит совей целью не воспитание в личности определенных качеств, а использование внутренних резервов самой личности (мотивов, интересов, эмоций, склонностей) при обучении.

Проблемность лежит в основе построения инновационных технологий. Подлинная технология проблемного урока не сводится к задаванию студентам каверзных и даже парадоксальных вопросов. Самое сложное в инновационных технологиях связано с вопросом о том, как безликий, ценностно-нейтральный материал трансформировать в проблему, вызывающую личностный интерес, мобилизирующую интеллектуальный творческий потенциал обоих субъектов - студента и преподавателя. Это возможно в том случае, если преподаватель изначально выступает не носителем совокупности научных знаний, а ориентирован на работу с человеческой индивидуальностью, умеет работать с образовательными процессами, строить образовательные ситуации.

Основные идеи инновационных подходов несут в себе прогрессивное начало, позволяют в изменяющихся условиях и ситуациях эффективнее, чем раньше, решать задачи обучения и воспитания. Вместе с тем, опыт работы в вузе доказывает, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного, и поэтому необходимо уважительное, бережное отношение к традициям, которые являются базой создания и использования нового. Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность преподавателя и студента.

7. Организация и управление маркетинговой деятельностью в сфере высшего образования (на примере ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»)

Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования. Они выполняют ключевые для удовлетворения потребности в образовании функции, среди которых:

оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний» умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям.

Современные российские вузы также осознают важность внедрения маркетинга в процесс производства и реализации образовательных услуг, однако не везде это носит завершенный характер.

Так в Волгоградском государственном техническом университете организован отдел маркетинга образовательных услуг, структурно входящий в учебно-методическое объединение (рис. 11).

2

124

1

Рис. 11. Отдел маркетинга образовательных услуг в структуре ВолгГТУ (источник: составлено автором по материалам [51])

Первоначальное наименование данного отдела - Отдел по связям с производством, в 2002 г. он получил свое настоящее название.

Учебно-методическое объединение Волгоградского государственного технического университета (УМО ВолгГТУ) является структурным подразделением университета, выполняющим функции рабочего органа при ректорате по координации учебной и методической работы.

УМО создано с целью повышения эффективности управления, координации и контролю за состоянием учебной и методической работы. УМО работает под непосредственным руководством первого проректора университета в тесном взаимодействии с научно-методическим советом.

Структурно в учебно-методическое объединение входят:

- учебный отдел;

- отдел маркетинга образовательных услуг;

- отдел технических средств обучения;

- методическая группа (методический кабинет);

- сектор квалиметрии и статистики;

- психолого-социологическая служба.

Возглавляет УМО начальник, который назначается из числа ведущих профессоров или доцентов, имеющих опыт учебной, методической и организационной работы. Начальник УМО подчиняется непосредственно первому проректору университета.

Основными задачами, решаемыми УМО, являются:

1) планирование учебной и методической работы в университете;

2) контроль за выполнением планов учебной и методической работы (соответствующих разделов университетских планов); контроль по поручению ректората разработки и исполнения планов факультетов и индивидуальных планов преподавателей;

3) координация работы и контроль за разработкой в соответствии с государственными образовательными стандартами учебных планов направлений базовой подготовки (бакалавриат), подготовки специалистов и магистров;

4) разработка общеуниверситетских положений, рекомендаций, методических указаний, подготовка приказов и указаний по учебной и методической работе;

5) контроль за организацией самостоятельной работы студентов;

6) анализ качества подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

7) координация и учет работы по организации предметных олимпиад и конкурсов;

8) организация (совместно с комиссией по курсовой и итоговой аттестации научно-методического совета университета) конкурсов выпускных работ бакалавров, дипломных работ и проектов специалистов, магистерских диссертаций;

9) организация проведения самоаттестации по блокам дисциплин, тестирования и других контрольных мероприятий;

10) организация научно-методических конференций и семинаров;

11) организация научно-методической работы в университете по комплексным научным программам, а также по направлениям, объявляемым в университете приоритетными;

12) организация конкурсов по научно-методической работе;

13) координация издательской деятельности в университете; участие (совместно с редакционно-издательским отделом) в планировании издательской деятельности и в контроле за выполнением планов; анализ итогов издательской деятельности и подготовка материалов для поощрения авторов учебников и учебных пособий;

14) координация работы по организации рейтинговой оценки знаний студентов; контроль за проведением контрольных недель на факультетах и кафедрах;

15) организация ежегодной рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов и ее анализ;

16) подготовка материалов по аттестации и аккредитации университета, направлений, специальностей и магистерских программ;

17) контроль за организацией учебного процесса;

18) участие в подготовке вопросов для обсуждения на заседаниях научно-методического совета университета и на совещаниях деканов;

19) подготовка справок по учебно-методической работе, статистических материалов, отчетов.

В рамках проводимого исследования особый интерес представляют функциональные обязанности сектора квалиметрии и статистики.

Сектор квалиметрии и статистики УМО включает заместителя начальника УМО по квалиметрии статистике и ведущего инженера. Согласно приказу, сектор изучает и обобщает опыт вузов по контролю и управлению качеством высшего образования; организует рейтинговый контроль деятельности преподавателей, кафедр и факультетов и обобщает его результаты; принимает участие в организации рейтинговой системы знаний студентов.

На основе анализа полномочий Учебно-методического объединения в целом, а также отдела маркетинга образовательных услуг и сектора квалиметрии и статистики установлено, что, по сути, в состав полномочий данных отделов входит исследование лишь внутренней среды университета.

В этой связи целесообразно также проанализировать еще один документ, положения которого активно внедряются в деятельность всех подразделений вуза. Таким документом является «Политика в области качества Волгоградского государственного технического университета». Согласно ее содержанию, направлениями деятельности вуза должно стать проведение регулярной самооценки и изучение опыта ведущих образовательных учреждений, как инструментов совершенствования деятельности университета (положение 7). Данное положение в первой части тесно коррелирует с задачами структурных подразделений УМО, однако, вторая часть не вполне находит в них отражение.

В то же время реализация этого положения предполагает обязательное использование маркетингового инструментария, в частности применения такого инструмента, как бенчмаркинг.

Данный термин образован от английского «benchmark» - стандарт, ориентир. В предпринимательстве бенчмаркинг связан с поиском и изучением наилучших методов организации процессов, которые становятся эталоном, ориентиром для организаций и помогают осуществлять собственный бизнес качественнее и производительнее [64]. На наш взгляд, с решением аналогичных проблем сталкивается и руководство вузов, а следовательно, бенчмаркинг может использоваться и на рынке образовательных услуг. В таком случае ориентирами могут служить вузы, добившиеся наибольших успехов по тем или иным направлениям деятельности.

Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Ее основу составляет рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран. Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является транснационализация. При анализе транснациональной экономики нельзя, однако, не учитывать два ее аспекта: во-первых, идет активная конкурентная борьба между ведущими компаниями, во-вторых, формируется целая система взаимосвязей между ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.