Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.
Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые
направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к
природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены
практические эксперименты.
Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной
работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо
опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,
которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для проведения практических исследований (экспериментов) были
использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель. Определить особенности эстетического отношения старших
дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения
детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по
выбору).
В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего
возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя
детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает
удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом
себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в
отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались
вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно
назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать
“красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:
1. Труд людей, орудия труда 3
рисунка
2. Семья, семейные отношения 4
рисунка
3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков
4. Герои сказок и мультфильмов 2
рисунка
5. Цветовые пятна и цветосочетания 1
рисунок
Определили в своих рисунках как “некрасивое”:
1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок
(где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались
чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его
“Некрасивое”.
Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал
свой рисунок?”.
Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице
много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.
Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,
дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.
И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и
явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,
к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,
оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,
тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.
Названия детских рисунков о природе были разнообразными:
“Солнце отражается в воде” (Ира К.),
“Спелые ягоды” (Алёна Б.),
“Лето” (Паша М.),
“Яблоки на дереве” (Полина С.),
“Красиво” (Данил О.),
“В природе” (Алёна С.),
“Природа” (Вика Т.) и т. д.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение
эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами:
“Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты
назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для
ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой
композиции(26,8%), детализации(27,0%).
Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что
аккуратный”(62,8%).
На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”-
дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь
красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о
красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях
и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети
объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с
колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в
13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной
(смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита
содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.
Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во
многом определяется использованием различных средств выразительности, таких
как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в
которой подробно описываются средства выразительности и их использование
детьми старшего дошкольного возраста.
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что
красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма
предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления
природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд
и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что
осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.
Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте
вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической
выразительности рисунков.
Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что
дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое
явление, делая её предметом своего творчества.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного
возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,
фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи: 1. Определить, какие выразительные средства, используют
старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время
года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и
объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к
ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по
рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ № 280
(Советского района).
Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего
дошкольного возраста.
Программные задачи.
Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы
в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в
пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для
передачи радостного настроения.
Материал.
У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с
разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы
бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка
зелёного цвета.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в
природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми
растениями (цветами).
2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание
иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).
3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков
одного цвета.
Ход занятия.
Воспитатель говорит:
- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем.
Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае
(черёмуха…).
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила…
(С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…
(Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких
больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов?
(Одуванчиков.)
Уронило солнце У него чудесный
Лучик золотой. Золотистый цвет.
Вырос одуванчик - Он большого солнца
Первый, молодой. Маленький портрет.
(О. Высотская)
А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?
(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить
цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих
деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они
нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с
зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам
нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки
зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.
Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными.
Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг
перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине
(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).
Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как,
например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху
и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти
разные рисунки будут про цветущий май.
Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает
приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о
форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании
разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при
затруднениях у детей в построении композиции рисунков.
В конце занятия педагог говорит:
- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в
детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем
не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про
деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти
рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.
Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в
лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как
расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от
имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не
полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:
- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?
Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным
содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать
интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших
дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель
работы.
Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне);
также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое
небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью
выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей
явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его
оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и
яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе,
её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с
помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|