Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей
определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми
авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования
учителей, родителей. У ребенка, вступающего в подростковый возраст,
расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это,
естественно, ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и их
отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований, при
которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе
подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения
и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей»,
складывается новая иерархия морально-этических требований. Становление
нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с этими новыми
критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности
подростка.
Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?
Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе
ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем
являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не
мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами,
ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает
уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений?
Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой
для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что
кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-
то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.
Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений
встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и
возможность ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая
товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается
чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем
интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они.
Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми
красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец,
ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не
только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных
достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток
воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный
облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное
отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту.
С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг
с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит
зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся
достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое
поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть
отношений. Это также является следствием сложности развивающегося
внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена
авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в
коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней
работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям
рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не
последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное
развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив
может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка
может быть очень благотворным.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его
место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков,
другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь
взрослых.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем
хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им,
подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять
ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна
оставить учителя равнодушным.
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти
свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой
коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с
желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям;
печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И
подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей –
неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с
товарищами.
Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль
направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество,
присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно
проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности
подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.
Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом
коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Родительская семья – важнейший институт социализации детства. Однако
современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в
предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так
и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений.
Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся
на силу.
Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью
через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве.
Теперь наступает пора оценок близких.
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися
семейными (и родовыми) традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок
взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К
подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства
взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность
обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного
для отрочества чувства самоуважения.
Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и
ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет
угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с
окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно
лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на
проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности:
предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального
пространства непосредственных отношении людей. Высокая рефлексия окружения
создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в
детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него
на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие
характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм
поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький
комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как
способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя:
превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или
неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.
Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он
устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в
общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было
принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В
авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе,
как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо
вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа
взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную
лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного
в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности
подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает
господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на
голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и
сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера
подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка
возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его
несостоятельным в реальных отношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным
вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не
расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его
душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В
случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить
позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по
своим социальным реакциям.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся,
принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими
недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из
алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь
активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из
предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.
Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте,
ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.
Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям
систематическое образование, подготовку к труду.
В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок продолжает посещать
школу или переходит в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по
отношению к школе и учению. Так, если в детстве в младших классах, ребенок
был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь
подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со
сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего
интереса в отрочестве.
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В
общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в
умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные
способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток
постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится
рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания,
эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений
– игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в
этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные
реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный
выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно
считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|