на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

развитие ведет к появлению новых высших психических функций и их новых

качеств (абстрактного мышления, произвольности и т.д.).

Отношения двух процессов обучения и развития сложны и еще

полностью не исследованы. Судить о сдвигах в развитии учащихся, не подменяя

их изменениями, вызванными непосредственным воздействием обучения,

необычайно трудно.

"Отмечая изменения в свойствах ума, мы можем говорить об умственном

развитии в собственном смысле этого слова. Однако эти свойства не поддаются

раскрытию прямо, непосредственно, о них можно судить только опосредованно,

косвенным путем, через изучение того, как ученик добывает знания и

применяет их к решению новых задач", пишет Н.А.Менчинская. Там, где речь

идет об "умственных переворотах" (Сеченов), которые обычно знаменуют собой

переходы от одной возрастной ступени к другой, можно уловить и измерить

сдвиги в развитии с помощью метода "срезов", констатирующих уровень

актуального развития. Такие сдвиги психологи относят к "макроплану"

развития и называют их макроизменениями.

Эти умственные перевороты происходят и в младшем и среднем

школьном возрасте, начиная с того времени, когда самые маленькие читатели,

научившись складывать буквы в слова, читают сказки, былины, стихи и

рассказы для детей, постепенно проникая в условность художественного

отражения жизни в литературе.

В последующем изложении рассматриваются микроизменения, которые

происходят в процессе освоения художественных впечатлений и овладения

знаниями на одной и той же возрастной ступени.

Для того, чтобы обеспечить сдвиг в умственном развитии,

необходимо оптимально организовать учебный процесс, с тем чтобы

сформировать новые качества и свойства ума школьников.

Определение сдвига в умственном развитии школьников, которым

оперируют в настоящее время психологи, опирается на учение Л.С.Выготского о

зоне ближайшего развития и предполагает изменения, происходящие под

воздействием обучения.

Когда эти изменения не сводятся к результатам прямого упражнения,

а возникают сверх того, что в нем было, когда возникает добавочное умение,

которое не является непосредственным результатом обучения, психологи

говорят о сдвиге в умственном развитии учащихся. Это не противоречит мысли

Выготского о том, что результаты обучения и развития разные. В добавочном

умении, то есть во внешнем новом приобретении ученика, определенным образом

проявляются и объективируются внутренние изменения, которые поддаются

непосредственному изучению. Очень важно в данном случае как можно строже

отдифференцировать результаты прямого упражнения в процессе обучения от

других новых явлений, которые обнаруживаются в том, как каждый ученик

добывает знания, как он их применяет к решению новых задач.

В психологическом подходе к проблеме отношений обучения и

развития существует несколько точек зрения и много не решенных еще в

эксперименте вопросов. Н.А.Менчинская считает, что различные варианты

обучения создают разные варианты развития, при этом остается часто

невыясненным, всегда ли экспериментальный вариант обучения является

наилучшим, оптимальным для развития и может ли этот единственный путь быть

одинаково эффективным для всех учащихся с многообразием их индивидуальных

различий.

Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития, по мнению

А.Н.Леонтьева, не могут быть однозначными. Роль внешнего и внутренного

факторов в умственном развитии серьезно обсуждается психологами.

Когда речь идет о развитии общей способности всякого читающего

человека мыслить словесно-художественными образами, имеется в виду не

заранее заданная программа, но значительно более широкая сфера - специфика

познания мира с помощью художественной литературы. Процесс формирования

этой способности у школьника, научившегося читать, протекает в преодолении

возрастных порогов, в прямом взаимодействии с приобретением жизненного

опыта.

Способность мыслить словесно-художественными образами имеет

синтетический характер, и ее формирование не может быть так строго

управляемо и запрограммировано, как, например, формирование умственных

действий. Развитие этой способности требует сразу вхождения в сферу

художественного мышления со всей его спецификой, то есть непосредственного

общения с художественной литературой в многообразии ее родов, жанров и

стилей.

Взаимозависимость предмета познания (художественной литературы) и

процесса художественного восприятия, подтверждаемая многочисленными

наблюдениями и специальными опытами, по-своему обосновывает общий

методологический вывод психологии об отношениях двух процессов - обучения и

развития - как отношениях двусторонней связи.

Говоря о двусторонней связи обучения и развития в самом общем

смысле, необходимо, очевидно, специально оговорить вопрос о развитии

способностей и о темпе обучения (обучаемости). Н.С.Лейтес, например,

высказывает точку зрения о несовпадении темпов обучения и умственного

развития, подтверждаемую его многолетними наблюдениями. В исследованиях

Н.С.Лейтеса иллюстрируются возрастной и личностный уровни обучаемости и

умственного развития, он утверждает, что уровни умственного развития

неотделимы от других особенностей возраста, придающих им известное

своеобразие и накладывающих свой отпечаток и на успешность учения.

Способность мыслить словесно-художественными образами,

непосредственно связанную с художественным мышлением, можно считать

наиболее общей способностью, свойственной в разной степени, но необходимой

каждому читающему художественную литературу человеку. Особенность ее

возрастного формирования совпадают с характеристикой развития специальных

способностей. Чем старше учащийся, тем выше уровень развития его

способности мыслить словесно-художественными образами, реализующейся в

школе по преимуществу в процессе читательского восприятия.

Однако точно дифференцировать сдвиги в собственно литературном

развитии и сдвиги в обучаемости достаточно трудно, так как

самостоятельность в применении знаний, их широкий перенос могут

свидетельствовать как о развитии способности, так и о развитии обучаемости.

Качество читательского восприятия, его концептуальность, системность,

адекватность, появление новых эстетических критериев - это, как можно

предполагать, показатели совершенствования и развития самой способности

мыслить словесно-художественными образами. Однако развитие этой способности

может проявляться и в темпах обучения, а продвижение в обучении литературе

(то есть обучаемость) может свидетельствовать и о развитии собственно

способности.

Изучение восприятия литературного произведения юными читателями

одного возраста и одинаковой учебной подготовленностью показывает богатство

и многообразие проявлений типов и уровней восприятия.

Уже по результатам восприятия как умственной деятельности можно

судить о том сложном взаимодействии внешнего и внутреннего, которое

проявляется в развитии школьника под воздействием обучения. Например,

анализ непосредственного восприятия литературного произведения, еще не

изученного в классе, дает одну картину, а восприятие того же произведения

после школьного анализа, проведенного с учетом первоначального восприятия,

дает иную картину. Восприятие углубляется, становится более

детализированным, конкретным, оно "поднимается", если можно так сказать, на

более высокую ступень, на новый уровень, оно приобретает новые качества.

Но и это, уже системное восприятие литературного произведения,

несущее на себе следы анализа с применением знаний, никогда не бывает

реализацией заранее заданной программы, оно продолжает оставаться

субъективным, отражая таким образом специфику искусства как предмета

познания и выявляя одновременно индивидуальные и типологические особенности

восприятия.

"Сам характер художественного восприятия, - пишет Б.С.Мейлах, - в

значительной степени зависит от свойственных тому или иному типу

человеческого мышления соотношений логико-аналитических и конкретно-

чувственных элементов: от примата тех или иных элементов зависит и

предпочтение , отдаваемое, скажем, рационалистическим методам изображения

перед субъективно-экспрессивными или наоборот".

Новый уровень восприятия свидетельствует о том, что произошли

изменения в "микроплане". Но можно ли эти микроизменения (в масштабах одной

или нескольких тем учебной программы) называть сдвигами в литературном

развитии школьников? Качественный анализ микроизменений, проведенный в

специальных опытах, свидетельствует о том, что эти изменения восприятия не

являются непосредственным и прямым результатом обучения.

В литературном развитии сдвиги могут проявляться и проявляются не

только в форме объективированного добавочного умения, пусть это будет даже

самое сложное синтетическое умение анализировать литературное произведение

в целом или один из его компонентов. Часто вместе с этим умением у юного

читателя возникает новый "строй души", новая точка зрения на жизнь общества

и человеческие отношения, так как он вместе с писателем, но впервые для

себя делает новое художественное открытие. Так, например, не только умом,

но и чувством, эмоциональной памятью и воображением постигается пушкинская

ясность, лермонтовское благородное негодование, чеховская нежность и

требовательность к человеку, есенинская грусть, пламенный накал чувств у

Маяковского и т.д.

Генетический аспект, рассмотрение вопроса о сдвигах в

индивидуальном развитии ребенка (онтогенез) необходимо в нужных случаях

сближать с историко-социалогическим аспектом, то есть учитывать изменения в

восприятии искусства (литературы) читателями разных поколений и даже разных

эпох, когда это возможно (филогенез). Л.С.Лихачев говорит о взаимодействии

внутреннего мира художественного произведения с представлениями читателя,

принадлежащего к определенному историческому времени, к той или иной

культуре, тому или иному классу, среде: "Замысел писателя полностью не

воплощается, не осуществляется, и в этой неосуществленности заключается для

читателя потенциальные возможности по-новому воспринимать внутренний мир

художественного произведения. Великие произведения искусства по-новому

воспринимаются в каждую эпоху; по-новому воспринимается в них и внутренний

мир с его художественным временем и художественным пространством".

Во всех исследованиях читательского восприятия в психологии

используются пока только объективированные, опосредованные свидетельства

тех или иных внутренних изменений, происходящих в процессе обучения. Более

или менее достоверные данные о характере и значительности сдвигов в

литературном развитии можно получить пока только на основании тщательного

изучения проявлений их в форме оценки читаемых литературных произведений,

которые мы обнаруживаем или специально вызываем вопросами в различного

рода ученических сочинениях, ответах, устных выступлениях, докладах,

диспутах и т.д.

Читательская оценка прочитанного или читаемого литературного

произведения - это отнюдь не любое высказывание учащегося. Речь идет об

эстетическом суждении, имеющем непосредственное отношение к эстетическому

восприятию. Желая получить оценку литературного произведения от учащихся,

надо вести изучение его в классе соответственно тем принципам, по которым

организуется само художественное восприятие, нужно предлагать учащимся

такие вопросы и знания, которые будут побуждать их к самостоятельным

анализу и оценке читаемого произведения.

Важно при этом заметить, что читательская оценка, конечно, не может

воспроизвести и не воспроизводит результат художественного восприятия во

всей его полноте, так как воспринимаемое и осознаваемое в этой оценке не

совпадают: первое обычно бывает шире и богаче второго. При всем этом

читательская оценка не сводится только к эстетическому суждению как к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.