на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

совершенствования, а не внешними правилами. В душе человека, писал Толстой,

находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал

полного, бесконечного божеского совершенства. Используя образ гребца и реки

жизни, Толстой говорил, что пристать к другому берегу можно, если всеми

силами направлять ход гораздо выше намеченного пункта. Суть жизни состоит в

отклонении от «животного состояния» к «божескому» настолько, насколько это

возможно.

Стремление к росту, развитию, эта подсознательная природная мотивация

— частица Бога в душе человека, слабый росток среди сорных трав, который

человек должен сознательно взрастить в себе в процессе

самосовершенствования. Для этого процесса важен не результат как таковой,

«степень совершенства», а ускорение движения к совершенству: «...Человек,

стоящий на низшей ступени, подвигаясь к совершенству, живет нравственнее,

лучше, более исполняет учение, чем человек, стоящий на гораздо более

высокой ступени нравственности, но не подвигающийся к совершенству. В этом-

то смысле заблудшая овца дороже отцу незаблудившейся. Блудный сын,

потерянная и опять найденная монета дороже тех, которые не пропадали.

Исполнение учения — в движении от себя к Богу».

Однако писатель неоднократно подчеркивал взаимосвязь этих двух

равнодействующих сил жизни. Обретая человеческую сущность, индивид

использует свою личность как инструмент, «лопату» «приобретение таланта». В

трактате «О жизни» Толстой подробно анализирует невозможность такого

толкования в позитивизме, где человек — существо конечное. В религиозно-

нравственном учении Толстого эти два уровня — человек и личность —

соотносятся как форма и содержание процесса становления человека, существа

конечно-бесконечного.

Для объяснения самого характера сопряжения «плоти» и «духа» в

пространстве души Толстой использовал понятие «любовь» — своеобразный

объяснительный принцип обретения духовности, нравственной сущности, способ

реализации отношения, смысла, «универсальный ключ» психологического

развития.

Пытаясь «заглянуть в душу человека». Толстой затронул еще один важный

аспект полноценного развития человека (кстати, беспокоивший его, судя по

дневниковым записям, до последних лет жизни). Необходима ли определенная

степень напряжения для личностного роста или важнее гомеостатическое

равновесие? Что является залогом здоровья? Что дает человеку чувство

удовлетворения, счастья? (Заметим, что в настоящее время этот подход близок

проблеме пересмотра «нормы» в психологии, медицине.)

Как считал Толстой, в процессе «очищения себя» важно движение,

напряжение, о чем он писал еще будучи молодым в письме Александре Андреевне

Толстой (1857): «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать... А спокойствие — душевная подлость. От

этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя,

что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного,

не человеческого, а оттуда».

Осознание — духовный рост, «способ соединения своей души с Богом и с

душами других людей», помогает человеку видеть те препятствия, которые

блокируют его творческое развитие. К ним Толстой относил «грехи, то есть

потворства похотям тела, соблазны, то есть ложные представления о благе, и

суеверия, то есть ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны».

Грехи — вредные привычки и соблазны — анормальные духовные состояния,

гордыня, гнев, самоуверенность и презрение, «состояние блудливости»

(прелюбодеяния в душе), духовная несвобода, в которой блокируются силы

роста и совести, состояние ненависти, согласно Толстому, замыкают человека

в непродуктивном поведении и в конечном счете обрекают на страдания.

Соблазны — как определенные социальные стереотипы мышления — идеологические

установки, которые как бы отрывают человека от себя самого.

Основным же препятствием, по Толстому, является «ложная вера» или

«суеверие государства, церкви, науки», дающие человеку неверные

представления о его природе, о добре и зле, о том, что мешает

самостоятельности мышления, способности «свободно и радостно» исполнять

волю Бога или «быть ведомым», когда человек себя «мучит, душит, старается

противиться».

Что же блокирует непродуктивное поведение человека, делает его

психически и физически здоровым? По Толстому, это усилия самоотречения,

смирения, правдивости, однако самое главное — непротивление злу. В дневнике

он записал: «Только одно непротивление прекращает зло, помещает его в себе,

нейтрализует его, не позволяет пойти дальше, как оно неизбежно идет,

подобно передаче движения упругими шарами, если только нет той силы,

которая поглощает его».

Борьба с грехами, соблазнами, суевериями и победа над ними — в этом и

есть смысл, радость человеческой жизни: «...это та земля, которая должна

покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти» (Толстой Л.Н. Путь

жизни. М., 1990. С.81).

Эти мысли книги «Путь жизни» были созвучны «Беседам с детьми по

нравственным вопросам», практически неизвестным широкому читателю. Толстой

даже сделал попытку сформулировать программу перестройки школьного

образования с включением новых учебных дисциплин «Религиозное понимание

жизни» и «Нравственное учение», сам экспериментировал в «преподавании

нравственности» мальчикам 8-10 лет в Ясной Поляне в 1906-1907 годах,

безусловно, являясь предтечей понимания психотерапевтического характера

обучения.

Завершая свой жизненный путь, в ответе на письмо В.Ф. Булгакова с

просьбой уточнить понятия воспитание и образование Толстой утверждал:

«...главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования,

может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать

соответственное нашему времени религиозное или нравственное учение и,

выработав таковое, поставить его во главе образования. ...В этом, по моему

мнению, состоит первое ...единственное дело не только образования, но и

всей науки нашего времени...»

Творчество Льва Толстого, его протест против рутины, стереотипов,

желание вселить веру в свои силы каждому человеку несет огромный, еще до

конца непознанный потенциал. Лев Толстой, в котором, по словам Р. Тагора,

«все сопротивление, даже само непротивление», может быть полноправным

участником современной дискуссии по проблемам человека и смысла жизни в

психологии и педагогике. Педагогическое творчество писателя — образец

преодоления стереотипов, так необходимый в наши дни каждому человеку,

родителю, воспитателю, педагогу, ученому. А его так называемый

«панморализм» — такое ли уж заблуждение?

Глава 5. Сухомлинский Василий Александрович

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова

одного из самых замечательных педагогических деятелей современности -

Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко

всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской

практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его

в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы.» Воспитание точно

отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,

тогда оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более

пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в

нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им

педагогическая система не только обогатила педагогическую науку

новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в

практику образования и воспитания, но и составила значительный,

революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается от биографий

многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28

сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская

область). Здесь прошли его детство и юность.

Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все

четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все

преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать

проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался

было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак,

досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном

отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он

стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в

Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так

получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в

котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому

педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической

науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному

научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из

самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом,

где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его

имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и

деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена

мемориальная доска памяти В.А,Сухомлинского.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает

преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое

ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук

Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.

Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в

госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать

его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе.

Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал

заведующим райно.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948

году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и

бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году

это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы

войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать

его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие

годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило

время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и

В.А.Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина,

многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент

Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В

1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же

году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук

СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей,

1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.

Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970

года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»

- доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды

Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности

педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его

педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого

невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

5.1. Гуманистическое отношение к ребенку

В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В

Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в

отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.