на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общение и формирование личности младшего школьника

Общение и формирование личности младшего школьника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

Общение и формирование личности младшего школьника

Работа выполнена

студенткой ОЗО ФНК

Лихомановой Мариной

Владимировной

Научный руководитель

КПН, доцент

П.И.Рябцев

Новосибирск

2001

Само бытие человека (и внешнее

и внутреннее) есть глубочайшее

общение. Быть - значит общаться.

Бахтин

М.М.[2]

Содержание:

Введение…………………………………………………………….4

Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6

1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6

1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9

1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11

А) Коллектив и развитие личности. Положительное и

отрицательное………………………………………………...11

Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся

начальных классов в учебной деятельности……15

В) Межличностные отношения в первом классе…………...23

1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших

школьников………………………31

Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

школьников…………………………36

2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению:

могу……………………………………………………………36

А) Информационный блок общения………………………...40

Б) Интерактивный блок общения……………………………46

В) Перцептивный блок общения………………………….....53

2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61

Заключение……..………………………………………………….69

Библиография…..………………………………………………….71

Приложение……..…………………………………………………73

Введение

Среди многообразия проблем современной психологии, общения является

одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в

качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой

деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач

воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения

проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты

психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в

непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,

сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности,

формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных

преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.

Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.

Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих

других известных психологов.

Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих

родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные

помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и

родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования

личности младшего подростка.

Объект исследования:

Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности

младшего школьника, как целостный процесс.

Предмет исследования:

Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе

общения.

Цель исследования:

Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким

образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в

процессе общения.

Задачи исследования:

1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме

общения младших школьников как одной из фаз формирования личности.

2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.

4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью

первичного коллектива как целого, его межличностных отношений.

Методы:

1) Анализ научно-методической литературы;

2) Методы педагогического эксперимента;

3) Метод наблюдения;

4) Беседа;

5) Анализ игровой деятельности;

6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.

Апробация работы:

Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,

экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.

Теоретическая значимость работы:

В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный

теоретический и практический материал по данной проблеме, а также

показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия

для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на

формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или

негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы

воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного

развития личности.

Практическая значимость:

Данная работа может представлять интерес для учителей начальных

классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы,

а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных

учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

Глава I Общение и развитие человека как личности.

1 Роль общения в психическом развитии

человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,

человек приобретает все свои высшие производительные способности и

качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается

в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,

он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь

внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом

свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и

показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий

индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается

биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера

можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди

зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от

цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного

случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных

(например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его

общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои

человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти

исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а

ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен

способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид

социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому

младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как

условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже –

на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание

(викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное

научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми

он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим

путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются

важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды

общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит

средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует

умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого

деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему

возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,

склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели

жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,

средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом

развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку

получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной

культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия

индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор

интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,

следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,

формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.

Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и

личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для

человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате

такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек

увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен

действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой

развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную

деятельность.

Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве

важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и

является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,

коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы

обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике

данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов

научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения

и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и

самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность

психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился

пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное

общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных

возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к

межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для

развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом

развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи,

а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как

интеллектуального, так и собственно личностного.

2. Усвоение правил и норм общения.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.