составу и является группка с определённым названием (например: “Звездочка”,
“Маячок” и др.). В ней легче наладить дружеские связи детей, установить
между ними личные контакты, организовать общие коллективные дела.
Наблюдения за межличностными отношениями, организованное влияние на
них осуществляется постоянно, а не только в первые дни пребывания в школе.
Учителю необходимо знать, кто в классе пользуется наибольшей популярностью,
к кому тянутся дети, а кто стоит в стороне в системе межличностных
отношений. С этой целью во второй четверти можно провести один из вариантов
социометрического эксперимента «Поздравь товарища» (по методике И.Л.
Коломинского). Всем детям раздаётся по три поздравительные открытки с
разными картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои
открытки на парты тех кого хотели бы поздравить. Первая открытка для
поздравления в первую очередь, вторая - во вторую, третья – в третью
очередь. Разложив свои открытки, ученик выходит из класса, заходит
следующий и т.д. Учителю сразу видно, что открытки распределяются не
равномерно: у одних – целая пачка, у других – пусто. Небольшая деталь в
методике: чтобы не было видно ребятам, у которых нет открыток, учитель
кладет свои резервные.
Создание межличностных отношений в первом классе начинается с посадки
учащихся за парты – и в этом активная роль принадлежит учителю. Учитель
может рассаживать детей исходя из самых различных оснований: активного с
пассивным, девочку с мальчиком, хорошо развитого со слабо развитым. Но
обязательно нужно учитывать следующий фактор – сосед по парте не должен
вызывать антипатий у ребёнка, ведь это должен быть человек, которому можно
довериться, которому хочется помочь, с которым приятно быть рядом.
Интересно, что из 11 человек класса, знавшие друг друга раньше, не проявили
каких – либо привязанностей друг к другу и попыток непременно сидеть за
одной партой. После знакомства детей друг с другом. Я провела
социометрический эксперимент по методике «Выбор партнёра по парте» и
попыталась удовлетворить желания детей, хотя и не во всех случаях это было
возможно. Так, например, взаимные выборы были у Крысовой М. и Кетовой Н.,
и других. Когда их посадила вместе, они стали ещё больше стараться в учёбе,
принимать более активное участие в классных мероприятиях. Не было взаимных
выборов у Рубцовой К. и Гурского В. Их пришлось посадить ближе к доске из-
за зрения. Первоначально друг к другу были обращены недовольные лица со
слезами на глазах, а уже через неделю эта парта оказалась лучшей в учении:
появилось активное стремление к взаимопомощи.
В межличностные отношения вплетаются деловые. Но первоклассник не
всегда выполняет общественное поручение из коллективистических побуждений;
часто это стремление показать себя, заслужить поощрение учителя.
Нередко достаточно осознано первоклассник выполняет поручение для
учителя, а не для товарищей. Поэтому выполненную работу должны оценивать и
сами дети при помощи учителя. Кроме того, смена общественных поручений,
перестановка активистов и т.д. помогает не только выявить детей с
эгоистической направленностью, но и воспитывать в них черты подлинных
коллективистов. В тесной связи с вопросами формирования деловых
взаимоотношений и ответственности за общественные поручения находится
вопрос, о воспитании самостоятельности требует такой организации
деятельности детей, которая позволяет обеспечить её успех и
результативность. Причём дети действуют без непосредственного руководства и
контроля педагога. К самостоятельности детей надо готовить, их надо учить
работать в коллективе без взрослых. Учитель, организуя самостоятельную
деятельность, сможет обеспечить её успех, при соблюдении ряда условий.
1. Содержание деятельности должно быть знакомо учащимися; они
овладели или раньше с помощью взрослых и научились распределять между собой
обязанности, роли.
2. Работа выполняется группой в 3-4 человека – дети, связанные
дружбой, чувством симпатии, желающие работать вместе, в одном коллективе.
3. Появляется интерес к содержанию деятельности.
Перечисленные условия определяют успех самостоятельной деятельности
детей на первых её порах. Постепенно, когда дети привыкнуть работать
самостоятельно, они перестают играть ту значительную роль, которую играли
первоначально. Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться
за помощью, нередко ссориться; или надо помочь наладить дружную
коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Воспитание
самостоятельности коллектива требует от педагога большой наблюдательности и
такта.
В практической жизни, в разнообразных видах деятельности дети
сталкиваются с разными делами, поступками своих товарищей. В этих поступках
проявляются хорошие и плохие качества детей.
Ребята учатся внимательно относится к каждому товарищу, видеть его
трудности, находить пути помощи каждому. И в том случае учитель должен
направлять свои усилия по формированию всё более сплочённого,
организованного и работоспособного коллектива. Общий тон и стиль
товарищеских отношений внутри коллектива, определение места каждого в
системе отношений ответственной зависимости, будут влиять на межличностные
отношения в классе.
Возникает вопрос: кто из первоклассников пользуется наибольшей
популярностью у сверстников, большим авторитетом, к кому тянутся дети, а
кто стоит в стороне в системе межличностных отношений? Используя
социометрические эксперименты, метод наблюдения и беседы я выявила в своем
первом классе семь лидеров. Всем им были присущи следующие общие черты.
Это хорошо успевающие по всем предметам ученики, с доброй открытой
думой, всегда готовые придти на помощь другому, сделать другому доброе
дело: иногда отдавали свою ручку забывшему её, хотя сами оставались без
ручки, без напоминания подходили к «неблагоприятным» ученикам на переменах,
после уроков, помогали им в решении задач, даже провожали домой. Т.е. в
первом классе наибольшие симпатии вызывают: примерное поведение, хорошая
учёба, опрятный внешний вид, доброжелательное отношение к товарищам.
В таблице – результаты индивидуальной беседы с первоклассниками: «За
что выбрали партнёра по парте?»
|Фамилия Имя |Ответы первоклассников |
|ребёнка | |
| |Количество детей выразивших симпатию к лидерам по |
| |указанным качествам |
| |«хороший» |«хорошо учится» |«много знает и |
| |»дружный» |»стремится |умеет» |
| |»красивая» |помочь» | |
|Кетова Наташа |7 |9 |8 |
|Крысова Марина |10 |8 |9 |
|Рубцова Катя |10 |10 |10 |
|Ортяков Андрей |6 |7 |8 |
|Пономарев Стас |5 |9 |7 |
Анализ ответов показывает, что симпатии детей на стороне тех, кто
проявляет стремление дружить, способен к совместной игре, хорошо учиться,
готов оказать помощь, кто привлекателен внешне, у кого ровный характер, кто
проявляет инициативу, самостоятельность.
В этом же классе был проведён социометрический эксперимент по
отрицательному критерию: “С кем бы дети ни хотели сидеть и почему?” Таких
детей оказалось три человека: Тирюшкин К., Кетов В., Сапоцкая Л. Обработка
результатов показала, что первоклассников отталкивает в них: “плохая
учёба, плохое поведение, неряшливый вид” (эти качества отметили у
Тирюшкина – восемь человек, у Кетова – десять, у Сапоцкой – семь из
двадцати трёх), то что они «ничего не хотят делать и не умеют» (это у
Кетова отметили девять человек, у Сапоцкой – семь, у Тирюшкина – пять
человек).
Видно, что первоклассники не симпатизируют детям с плохой
успеваемостью, недисциплинированным поведением, неряшливым внешним видом,
не желающим работать. Дети, занимающие неблагоприятное положение в классе,
испытывали затруднения в учебной деятельности: не запоминали буквы, у них
отсутствовали умения читать, решать, они часто отрывали класс от работы,
шумели на уроке, могли обидеть товарищей.
В установлении нормальных взаимоотношений детей в первом классе,
особенно в первые месяцы учёбы, огромную помощь оказывает тесный контакт
учителя первого класса и родителей. Обычно доверительные отношения
существуют между родителями и воспитателями в детском саду: “Вы с ним
построже” ; “Что-то капризничать стала” ; “Пожалуйста, посмотрите, чтоб
его не обижали другие дети”. Подобное должно быть и в школе, особенно в
первые месяцы учёбы.
Совершенно недостаточно двух, трёх встреч на классных родительских
собраниях. Родителям первоклассников надо чаще бывать в школе, чтобы
помочь учителю разобраться в ученике.
Итак, конкретный психологический анализ взаимоотношений между
учениками класса предполагает изучение состояния многообразных отношений,
возникающих между ними в процессе длительного общения.
В системе отношений в социальной психологии выделяют отношения
деловые и личные (межличностные). В деловых отношениях людей объединяет
исполнение определённых функций – общественных, учебных, производственных.
Межличностных отношения основываются на многообразных по характеру,
устойчивости, значению для человека отношениях дружбы, товарищества.
Межличностные отношения проникают в систему деловых отношений невидимыми
нитями привязанностей, симпатий, антипатий и оказывают сильнейшее
воздействие на жизнь коллектива.
Дружеские взаимоотношения являются лишь основой для формирования
товарищества в коллективе. Симпатии и привязанности не могут быть всегда и
во всем определяющими. Необходимо ребят учить работать и играть вместе со
всеми. С этой целью возможны объединения детей для совместной деятельности
на самых разных основаниях. Дружно работают дети, если их объединяет
интересное задание. Всё это в значительной мере определяет успех
коллективной работы, и, в свою очередь, способствует пробуждению
товарищеских контактов.
Таким образом, принимая во внимание все указанные обстоятельства,
учитель формирует определённую систему межличностных и деловых отношений в
классе.
4 Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших
школьников.
Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором
формирования и развития личности является общение. В процессе учебной
деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. В
процессе учебной деятельности ребёнок выступает и как субъект и как объект
общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются
социальной ситуацией развития ребёнка, социальной ситуацией развития
ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями.
Учебная деятельность неразрывно связана с общением. Поэтому нарушения
общения школьника с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе
учебной деятельности, непременно сказываются и на характере поведения в
школе.
В последнее время при изучении разных проблем, связанных с обучением
детей в школе, используется термин «школьная дезадаптация». Этим термином,
как правило, обозначаются отклонения в учебной деятельности школьника,
проявляющихся в виде затруднений в учении, нарушении дисциплины,
конфликтов с одноклассниками. Симптомы школьной дезадаптации могут и не
сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь
либо в субъективных переживаниях школьников, либо в форме психогенных
нарушений, а именно: неадекватные реакции на проблемы и стрессы, связанные
с нарушением поведения, возникновением конфликтов с окружающими,
внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, повышенной
тревожности, с проявлениями признаков распада навыков учебной
деятельности.
Проявления психогенной школьной дезадаптации встречаются у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|