. Управление воспитанием и развитием учащихся.
Учебный процесс содержит следующие главные звенья
взаимодействия:
|Деятельность педагога |Деятельность обучаемых |
|Разъяснение учащимся целей и |Собственная деятельность по |
|задач обучения. |созданию положительной мотивации |
|Ознакомление обучаемых с новыми |учения. |
|знаниями (явлениями, событиями, |Восприятие новых знаний, умений. |
|предметами, законами). |Анализ, синтез, сравнение, |
|Управление процессом осознания и |систематизация. |
|приобретения знаний, умений. |Познание закономерностей и |
|Управление процессом познания |законов, понимание |
|научных закономерностей и |причинно-следственных связей. |
|законов. |Приобретение умений и навыков, их |
|Управление процессом перехода от |систематизация. |
|теории к практике. |Практическая деятельность по |
|Организация эвристической и |самостоятельному решению |
|исследовательской деятельности. |возникающих проблем. |
|Проверка, оценка изменений в |Самоконтроль, самодиагностика |
|обученности и развитии учащихся. |достижнений. |
В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении,
реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с
учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, учитель автоматически
выбирает демократический стиль руководства, активные методы обучения,
личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
I.2.2. Понятие ''общение''. Три стороны
общения.
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение –
взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией
познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит
влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в
другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды
практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией,
вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на
друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются
межличностные взаимоотношения.
Проблема отношений имеет большое методологическое значение, она в
значительной степени освещена в работах В.И.Мясищева. В отношения вступают
не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек
оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения
невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается
опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки,
вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные
потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается
характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной
личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и
реализуются как личные, так и общественные отношения.
Развитие человеческого общества и общение людей – сложный
диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием
общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от
контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Б.Ф.Ломов выделяет 3 функции общения:
. Информационно-коммуникативная;
. Регуляторно-коммуникативная;
. Аффективно-коммуникативная.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр.,
подчиненный, начальник, педагог, ученик и т.д.), семейные (мать, отец,
сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по
содержанию, так и по форме называется формальным.
Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом,
обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между
партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают
следующие виды общения:
. Социально ориентированное,
при котором, общественные отношения выражены наиболее ярко
(лекция, доклад и т.д.);
. Групповое предметно ориентированное общение,
При котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной
деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т.д.;
. Личностно ориентированное общение,
Т.е. общение одного человека с другим.
Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает
в себя обмен информацией между участниками, который может быть
охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона
общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только
словамиб но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения,
предполагает восприятие общающихся друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
- коммуникативную (передача информации);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (взаимопринятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как
способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в
нее людей.
I.2.3. Взаимосвязь общения и обучения.
За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне
интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на
формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, на
продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.
Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет
познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при
помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие
качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.
В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с
учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение
учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в
значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной
деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и
опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе,
предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью,
сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных
взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции.
Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование
коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание,
самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение
представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий
на изменение окружающей среды. Участник общения выступает в двойной,
субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого
человека, и воспринимает в своем сознании его идеи, суждения, чувства,
вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.
Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по
характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность учителя
можно судить и о характере отношения школьников к учению, и о позиции
учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Глава 3. Обучение – особый случай общения.
I.3.1. Общение учителя с учащимися или
основы педагогического общения.
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.
В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить
ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все
это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает
успех педагогической деятельности.
Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с
учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание
условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-
психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный
психологический климат.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию
своих отношений с учащимися;
- как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих
перед коллективом, решения принимаются совместно;
- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает
строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли
исполнителей, не участвующих в принятии решений;
- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при
этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в
работе предоставлен сам себе.
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается
демократический стиль, при котором повышается творческая активность,
инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них
важнейшими являются:
- индивидуальный стиль общения педагога;
- установка преподавателя на отдельных учеников;
- учет личностных особенностей учащихся;
- уровень развития коллектива;
- наличие умений профессионального общения.
I.3.2. Общение в обучении.
В настоящий момент говорят об интерактивном обучении – обучении,
погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс
обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны
общения:
- информативная ( передача и сохранение информации )
- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)
- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).
На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник
ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации.
Технология традиционного обучения практически не формирует навыков
совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена
на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и
фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно
физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию
эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.
Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в
настоящее время может осуществляться по двум направлениям:
а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика
'', '' Мы живем среди людей '' и т.д.
б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения''
для учащихся.
Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает
практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы.
Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического
коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит
гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция
по отношению к обучению.
Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в
интерактивном обучении.
Приемы интерактивного обучения
Невербальные
Вербальные
- визуальные -
умение задавать открытые вопросы
- акустические -
определение учителем собственной
позиции
- тактильные -
Страницы: 1, 2, 3
|