на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общение и обучение

. Управление воспитанием и развитием учащихся.

Учебный процесс содержит следующие главные звенья

взаимодействия:

|Деятельность педагога |Деятельность обучаемых |

|Разъяснение учащимся целей и |Собственная деятельность по |

|задач обучения. |созданию положительной мотивации |

|Ознакомление обучаемых с новыми |учения. |

|знаниями (явлениями, событиями, |Восприятие новых знаний, умений. |

|предметами, законами). |Анализ, синтез, сравнение, |

|Управление процессом осознания и |систематизация. |

|приобретения знаний, умений. |Познание закономерностей и |

|Управление процессом познания |законов, понимание |

|научных закономерностей и |причинно-следственных связей. |

|законов. |Приобретение умений и навыков, их |

|Управление процессом перехода от |систематизация. |

|теории к практике. |Практическая деятельность по |

|Организация эвристической и |самостоятельному решению |

|исследовательской деятельности. |возникающих проблем. |

|Проверка, оценка изменений в |Самоконтроль, самодиагностика |

|обученности и развитии учащихся. |достижнений. |

В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении,

реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с

учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, учитель автоматически

выбирает демократический стиль руководства, активные методы обучения,

личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку.

I.2.2. Понятие ''общение''. Три стороны

общения.

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение –

взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией

познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит

влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в

другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды

практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией,

вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на

друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются

межличностные взаимоотношения.

Проблема отношений имеет большое методологическое значение, она в

значительной степени освещена в работах В.И.Мясищева. В отношения вступают

не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек

оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения

невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается

опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки,

вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные

потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается

характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной

личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и

реализуются как личные, так и общественные отношения.

Развитие человеческого общества и общение людей – сложный

диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием

общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от

контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Б.Ф.Ломов выделяет 3 функции общения:

. Информационно-коммуникативная;

. Регуляторно-коммуникативная;

. Аффективно-коммуникативная.

Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр.,

подчиненный, начальник, педагог, ученик и т.д.), семейные (мать, отец,

сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по

содержанию, так и по форме называется формальным.

Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом,

обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между

партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают

следующие виды общения:

. Социально ориентированное,

при котором, общественные отношения выражены наиболее ярко

(лекция, доклад и т.д.);

. Групповое предметно ориентированное общение,

При котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной

деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т.д.;

. Личностно ориентированное общение,

Т.е. общение одного человека с другим.

Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между

людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает

в себя обмен информацией между участниками, который может быть

охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона

общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только

словамиб но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения,

предполагает восприятие общающихся друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

- коммуникативную (передача информации);

- интерактивную (взаимодействие);

- перцептивную (взаимопринятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как

способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в

нее людей.

I.2.3. Взаимосвязь общения и обучения.

За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне

интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на

формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, на

продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.

Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет

познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при

помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие

качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с

учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение

учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в

значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной

деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и

опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе,

предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью,

сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных

взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции.

Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование

коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание,

самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение

представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий

на изменение окружающей среды. Участник общения выступает в двойной,

субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого

человека, и воспринимает в своем сознании его идеи, суждения, чувства,

вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.

Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по

характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность учителя

можно судить и о характере отношения школьников к учению, и о позиции

учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Глава 3. Обучение – особый случай общения.

I.3.1. Общение учителя с учащимися или

основы педагогического общения.

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.

В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить

ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все

это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает

успех педагогической деятельности.

Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с

учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание

условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-

психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный

психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию

своих отношений с учащимися;

- как управление общением детей в школьном коллективе.

В профессиональном общении педагога различают три стиля:

- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих

перед коллективом, решения принимаются совместно;

- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает

строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли

исполнителей, не участвующих в принятии решений;

- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при

этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в

работе предоставлен сам себе.

Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается

демократический стиль, при котором повышается творческая активность,

инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них

важнейшими являются:

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателя на отдельных учеников;

- учет личностных особенностей учащихся;

- уровень развития коллектива;

- наличие умений профессионального общения.

I.3.2. Общение в обучении.

В настоящий момент говорят об интерактивном обучении – обучении,

погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс

обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны

общения:

- информативная ( передача и сохранение информации )

- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).

На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник

ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации.

Технология традиционного обучения практически не формирует навыков

совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена

на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и

фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно

физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию

эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.

Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в

настоящее время может осуществляться по двум направлениям:

а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика

'', '' Мы живем среди людей '' и т.д.

б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения''

для учащихся.

Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает

практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы.

Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического

коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит

гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция

по отношению к обучению.

Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в

интерактивном обучении.

Приемы интерактивного обучения

Невербальные

Вербальные

- визуальные -

умение задавать открытые вопросы

- акустические -

определение учителем собственной

позиции

- тактильные -

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.