на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общение и обучение

готовность учителя к анализу и

самоанализу занятия

- ведение заметок, способствующих

отслеживать течение занятия, его

кульминацию, результативность

Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным

относят:

1) Визуальные : выражение лица ( заинтересованное, равнодушное и т.д.),

позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр. ), контакт

глаз ( взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);

2) Акустические: интонация ( громкость, тембр, темп речи, высота звука),

речевые паузы;

3) Тактильные: расстояние ( далекое – близкое, т.е. способствующее или

препятствующее контакту ), прикосновения ( одобряющие -агрессивные ) и

пр.

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

1) Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' ( т.е. такие, которые

заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на

высказывание различных точек зрения по проблеме );

2) Определение учителем собственной позиции не как определяющей во

взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во

время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки

зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

3) Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что,

как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с

чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

4) Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его

кульминации, результативности…

Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден

стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту

ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно

увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается,

отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе,

если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном

уровне ( присел к нему за парту ).

Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель

повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим

является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает

значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные

интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный,

резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно

повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д.

Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден

вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне

зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не

удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое

мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу

детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли.

Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от

его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения

знаний.

Часть II. Методы интерактивного обучения.

А теперь давайте рассмотрим, какие же методы относятся к интерактивному

обучению, способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и

переработки знаний.

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа в группах Игрово0е моделирование

''Дебаты''

Учебная дискуссия

''Круглый стол''

''Сократические

диалоги'' ''

Мозговой штурм''

К ним относятся работа в группах, учебная дискуссия, учебный диалог,

игровое моделирование, ''круглый стол'', ''заседание экспертной группы'',

''дебаты'', ''судебное заседание'', ''сократические диалоги'', ''мозговой

штурм''…

Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Работа в группах или так называемый '' Междусобойчик ''.

Класс разбивается на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит свое

особое место в аудитории.

1 этап. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание ( достаточно

большое по объему ): изучить и составить конспект 3-4 параграфов учебника;

продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и

выполнение данного задания дается 15-20 минут. Важно, чтобы к концу

контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного

задания.

2 этап. Работа в парах. Предположим, что каждый член группы имеет условное

обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: А,Б,В,Г. На втором

этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б. Задание по

содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении

общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение

выражало общее мнение двух участников. Время –10 мин.

3 этап. Продолжение работы в парах. В четверках снова меняются пары.

Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам

свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время – 10

мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать

чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать

найденное решение.

4 этап. Принятие группового решения. Каждая четверка собирается вместе.

Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель

данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое

внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения

( группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы,

стихов…). Время на поиск – 10 мин.

Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать

навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям,

благотворно влияет на самооценку школьников. Но как и у всякого метода и у

него есть свои недостатки. И один из них это замыкание на одной микрогруппе

поэтому когда ''Междусобойчики'' будут освоены, можно переходить к

следующей форме взаимодействия – ''Мозаика''. Смысл этой методики

заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы,

сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание

(проблема, тема и т.д.) аналогично в предыдущей методике. Однако суть

заключается в поиске решения проблемы не внутри, но за пределами

микрогруппы.

1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего

проблема решается внутри микрогруппы из 4 человек. Каждый участник к концу

обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план

решений.

2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия.

Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые,

сформированные по принципу ''буквенного единства'': А-А-А-А и т.д. Каждый

из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и

знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

3 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются

первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением

проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске

находится более объективное решение по сравнению с работой одной

изолированной группы. Время 15-20 минут.

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается

приближенным к единому решению всего коллектива.

И еще одна форма работы о которой хотелось бы сегодня поговорить, это

''Дебаты''. Класс делится на три подгруппы. Выбирается тема для обсуждения,

например ''Агрессия: это хорошо или плохо''. Первая группа будет

доказывать, что ''Силой можно добиться всего'', вторая группа – ''Силой

ничего не добьешься'', а третья – выступает в роли экспертов (в роли

эксперта так же может выступать и сам учитель), пока первая и вторая группа

готовятся эксперты вырабатывают систему оценок. В течение 15-20 минут

игроки первой и второй групп обсуждают проблему. Затем в каждой группе

выбираются три спикера и таймбрейкер. Первый спикер излагает аргументы

своей команды, второй спикер (второй спикер должен быть наиболее умным и

умеющим быстро мыслить) противоположной команды выкладывает свои

контраргументы, затем выступает первый спикер второй команды и второй

спикер первой. В третьи спикеры выбираются учащиеся наиболее эмоциональные,

артистичные, которые при помощи своего обаяния пытаются привлечь на свою

сторону экспертов, т.е. они должны так изложить свою позицию, чтобы

''поразить'' экспертов и заставить их дать дополнительное очко.

Первому и второму спикеру для выступления дается 1,5 минуты, а третьим

спикерам по 3 минуты. За временем следят таймбрейкеры.

На первых порах учитель должен подходить к каждой команде и помогать в

выработке аргументов.

Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а

не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально более высокую

возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в

реальную, позволяют ''сжимать'' время, и являются психологически

привлекательными для учащихся.

Заключение.

Взаимодействия сопровождают человека всю жизнь. Но одни взаимодействия

происходят словно бы сами собой, без осмысления и участия человека, а

другие как бы лежат на поверхности, и поэтому осознаются личностью. Но даже

при осознании тех сложных взаимосвязей, что происходят вокруг, одни

взаимодействия для человека являются управляемыми, т.е. такими, в которых

он может стать полноправным и активным участником, а другие –

неуправляемыми, в которых изначально ему как объекту отведена пассивная

роль зрителя. Но и активную позицию в человеческих взаимодействиях нельзя

безоговорочно назвать только благом. Как реализуется эта активность – за

счет внутренних резервов человека или за счет подавления окружающих людей?

Есть ситуации, когда пассивная роль приносит больше пользы, чем активность,

переходящая в агрессию…

На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает

переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм

образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап

«непройденным путем: от культуры полезности – к культуре достоинства».

Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но

и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема

осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить

взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой – одна из

важнейших задач современности.

Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем

скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной

помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения

можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных

взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение

интерактивного обучения трудно переоценить.

Литература

1. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 1981 г.

2. Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983 г.

3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.:

Просв., 1984 г.

4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 1990

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М.:

Просвещение, 1987 г.

6. Ильин Е.Н. Искусство общения, М.: Педагогика, 1982 г.

7. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис,

1997 г.

8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного

взаимодействия с подростками, М: Генезис, 1997

9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.:

«КСП», 1997 г.

10. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика,

1984 г.

11. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М.

Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 1987 г.

12. Пути повышения эффективности обучения / сост. Г.А. Победоносцев, М.:

Просв., 1973 г.

13. Подласый И.П. Педагогика, М.: Просв., 1996 г.

14. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика

обучения: пер. с англ., М.: Педагогика, 1984 г.

15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных

интересов учащихся, М.: Педагогика, 1988 г.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.