котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у
лисы – лисенок.
Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и
говорит «У меня котенок. А у тебя кто?». Ребенок отвечает: «А у меня
котята».
В игре «Кто пришел» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные
названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и
множественном числе.
В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа - ежата) детей учат
употреблять названия животных и их детенышей в именительном единственного и
множительного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия
животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не
стало ежат, лисят, цыплят).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в
дидактических играх (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.).
На первом этапе детей также учат образованию глаголов разными
способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов:
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
Образование глаголов при помощи приставок:
Ходить – заходить – уходить – приходить;
Вошел – вышел, пришел – ушел.
Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в
дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что
делает?», «добавь слово»).
В употреблении частей речи у детей с интеллектуальной
недостаточностью можно отметить целый ряд особенностей:
- неправильное употребление рода существительных (один яблок);
- дети рано усваивают число существительных, различают
существительные по числу, поэтому от существительных, имеющих
только единственное число, они образуют множественное число
(много карандашов, много ежов).
Это происходит потому, что собирательные и вещественные
существительные осознаются детьми как нечто, состоящее из отдельных
предметов (ежи – определенное количество животных).
- умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму
множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки,
числы и др.).
- много ошибок делают в образовании родительного падежа и
винительного падежа множественного числа существительных (без
обоих глазов, много мышов, книгов, куклов).
- Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс,
корень), но, не зная еще закономерностей словообразования,
неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с
суффиксами (собачата, светлота, деревище).
А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества
– от 2 до 5 лет.
Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он
придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая
различные причудливые конструкции.
Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев.
Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного
понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок
вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и
назначения.
Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей
речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь,
не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с.
76-79].
Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего:
- оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по
аналогии;
- оба детально исследуют схемы детского словотворчества;
- как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть
теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных
наблюдений.
Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью
умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое
количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс
развития словообразования для таких детей очень сложен.
Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого
года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в
качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать
данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение
занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько
разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем
(кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник).
Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и
он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для
использования в речи морфологического способа словообразования, умственно
отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели,
лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень,
суффикс, окончание).
В психологической и психолингвистической литературе словообразование
складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование,
словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом
овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и
словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой
результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как
реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе
которой проходит это отражение.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение
морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через
словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.
В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его
основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был
сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта
словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические
ошибки умственно отсталых детей и область их появления.
Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем
какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа
словообразования.
| |1.3 дидактическая игра, ее роль в |
| |развитии и совершенствовании |
| |словообразовательных умений |
| |дошкольников с нарушениями |
| |интеллекта первого года обучения. |
| | |
Дидактические игры – эффективное средство закрепления
грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности
проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз
упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных
словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами
и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,
построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.
Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное
употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже
единственного числа и множительного числа. В соответствии с дидактической
задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно
легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую
форму.
Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения
умственно отсталых детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых
занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления,
учит умственно отсталых детей играть. Дидактическая игра используется для
обучения детей математики, родному языку, ознакомления с природой и
окружающим миром, развития сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
1. учебное (познавательное);
2. игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он
учит и играет, а дети, играя, учатся.
Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения
посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная
особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и
умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом
деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения
представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые
действия. [16, с. 332].
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана
на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если
дети с нарушениям интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и
действиям, если эти правила ими усвоены.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития
личности ребенка:
1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует
у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе,
предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания
о Родине, людях разных профессий и национальностей,
представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических
игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить,
использовать полученные знания в разных условиях в
соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми
задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных
операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего
мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным
признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы
ощущения и восприятия лежат в основе познания умственно отсталым ребенком
окружающего мира. Ознакомление умственно отсталых дошкольников с формой,
цветом, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и
упражнений по сенсорному воспитанию.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр
составлены так, чтобы научить умственно отсталых детей самостоятельно
составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей
активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов,
антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.
У умственно отсталых дошкольников формируются нравственные
представления о бережном отношении к окружающим их предметам как к
продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со
сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах
личности.
2. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у
детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к
труду, желание помочь взрослым в труде и трудиться
самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при
изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает
первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|