характер. Различают «стихийных семантиков», «стихийных формалистов», и
«стихийных консерватистов» (термины Д. Н. Богоявленского).
«Семантики» чутки к смыслу слова, оттенкам значения. Их
словотворчество отличается витиеватостью, разнообразием форм (у утки –
утята, у оленихи – оленок, оленишко, у белки – белочки, детишки).
«Формалисты» не обращают внимание на то, знаком ли им этот объект или
нет. Если это утка, значит – утята (олениха – олененок, лосиха - лосенок).
Иными словами, от впервые услышанного наименования образуют «однокоренное»
слово.
«Консерваторов» не так много. Они хорошо помнят все слова, поэтому
правильно произносят (у лисы – лисенок, у волка - волчонок). Зато новое
слово их может поставить в тупик (у лося - ?). [1, с. 62].
В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры
для того, чтобы учить умственно отсталых детей правильно изменять слова,
помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. Это хорошо
нам знакомые игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало».
Конкретный грамматический материал для этих игр изменяется с
расширением практического и речевого опыта детей (продуктивные виды
деятельности, сюжетно-ролевые игры).
При отборе материала для дидактических игр важно организовать его так,
чтобы детей с нарушениями интеллекта не просто запоминали ту или иную
словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила
словообразования (окончание существительных, родительный падеж
множественного числа). Материал должен давать широкую ориентировку в типах
изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
В русском языке подавляющее большинство слов мотивированных, т. е.
образованных от других (бумага – бумажный, бумажник).
Для работы в детском саду отбирается небольшое количество типичных для
русского языка способов словообразования, названия детенышей, посуды,
профессий, по материалам которых умственно отсталых детей учат
ориентироваться в существительных, признаках и семантических отношениях.
Собственно способом словообразования умственно отсталых дошкольников
обучением с первого этапа.
Чтобы умственно отсталые дошкольники приобретали опыт речевого
творчества, в игры следует включать такой материал, который, будучи знаком
детям, еще не вошел в активный словарь. Ведь без речевого творчества
невозможно достичь полноценного речевого развития. Однако опыт такого
творчества не должен создавать у умственно отсталых детей превратных
представлений о закономерностях языка, поэтому им сразу же следует показать
доступные границы словопроизводства – ознакомить с разными способами
словообразования.
Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания
детьми слов при чтении знакомой им художественной литературы. Так же
необходимы игры творческого характера (придумать имя котенку, щенку,
сказочному герою). Подобные задания в максимальной степени открывают
свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию
произвольности речи.
Исследование теории вопроса позволяет сделать вывод о том, что
формирование грамматически верной речи, в частности совершенствования
морфологического способа словообразования существительных и прилагательных,
тема актуальная. Об этом свидетельствует, в первую очередь, большое
количество брошюр, статей, книг, изученных нами при разработке данной
проблемы.
Освещая предмет исследования, мы отметили многогранность проблемы
овладения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения системой
словообразования. Также мы подробно остановились на вариативности
морфологического способа словообразования и его продуктивности, определяя
их как причины большого количества ошибок в сфере словообразования
умственно отсталых детей. Эта проблема стала мотивом вторичной
конкретизации предмета исследования и сужения спектра изучаемых проблем.
| |II Эмпирические исследования |
| |проблемы развития |
| |словообразовательных умений у детей |
| |с нарушениям интеллекта первого |
| |года обучения. |
| | |
| |2.1 Выявление наличного уровня |
| |словообразовательных умений у детей |
| |с нарушениями интеллекта первого |
| |года обучения. |
Исследовательская работа проводилась в специальном дошкольном
учреждении № 278 октябрьского административного округа города Омска, 1
группе первого года обучения. В экспериментальную группу входило 10 детей.
С группой работает два воспитателя: И. Я. Наливайко (средне специальное
педагогическое образование), В. Н. Антоненко (средне специальное
педагогическое образование) и дефектолог.
Работа начинается с постановки цели исследования, выявления умений
детей образовывать слова с помощью суффиксов: -чик, -щик, -енн, -ян, -ов,
-к (мн. ч.), -к (ед. ч.), -ик. Для работы и проведения констатирующего
эксперимента были выбраны следующие методы:
1. наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;
2. анализ «Программы воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» под редакцией О. П.
Гавррилушкиной;
3. анализ календарно-тематического плана воспитания;
4. анализ календарно-тематического плана дефектолога;
5. анкетирование родителей и педагогов;
6. беседа с детьми.
Исследование проводились в первую вторую половину дня в спокойной,
доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.
Для эксперимента было отобрано 10 детей. Дети имеют средний уровень
физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети
способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками,
адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь.
Способность переключения с одного действия на другое низкая. У детей
наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие речи (I уровень – 2
ребенка, II уровень – 4 ребенка, III уровень – 4 ребенка), недостаточное
употребление слов обозначающих действие, признаки и отношения. Словарный
запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой
ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей.
Эксперимент проводился в октябре 2002 года. Проведению эксперимента не
мешали отвлекающие обстоятельства.
Анализ программы.
Данная группа работает по «Программе воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б, Баряевой,
О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. Для того, чтобы выяснить
предусмотренный уровень словообразовательных умений у детей с нарушениями
интеллекта, мы обратились к разделу программы «развитие речи».
В программе предлагается учить употреблять словообразовательные умения
в дидактической игре, но не конкретизуются грамматические категории,
которыми должен овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью
первого года обучения.
Анализ плана воспитательно-образовательной работы учителя дефектолога
с сентября по ноябрь 2002 года.
В плане фиксируются следующие задачи:
- развить и активизировать речевое общение
- учить отвечать на вопросы полным ответом
- закреплять умение слушать ответы товарищей, не перебивая их,
уважать их мнение.
При прохождении лексических тем: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда,
домашние животные, дикие животные, птицы, дефектолог планирует работу
обучения словоизменению (например, игра «Один - много»), по
словообразованию предлагает упражнения на образование слов с суффиксами:
-чик, -щик, -ок, -ик, -к (ед. ч.), -к (мн. ч.).
Анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с
сентября по ноябрь 2002 года.
Воспитатели проводят дидактические игры («Из чего что сделано»,
«Угадай, кто мы», «Где чей хвост», «Угадай-ка», «Что из чего какое»)
направленные на обогащение и активизацию словаря по разным темам, но не
конкретизуется задача по формированию словообразовательных умений детей.
С целью изучения словообразовательных умений в речи были использованы
наблюдения за свободным общением дошкольников с нарушением интеллекта:
- постоянные: за речью во время режимных процессов;
- периодические: за речью во время игр, прогулок.
Речевые проявления записываются дословно (приложение 6).
В результате наблюдений мы выяснили, что дети с нарушениями интеллекта
первого года обучения в процессе деятельности словообразовательных норм
русского языка в своей речи используют редко.
При проверки грамматических категорий детей с нарушениями интеллекта
мы использовали методику исследования словообразования предложенную З. А,
Репиной.
Задание 1.
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Все слова были разделены на суффиксы:
1 серия уменьшительно-ласкательных слов: -чик, -ик.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, стол – столик, мяч – мячик,
ковер – коврик, шарф – шарфик, корабль – кораблик, самолет – самолетик, шар
– шарик, диван - диванчик).
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про
большие предметы, а ты про маленькие. Например: Я скажу: «шар», а ты
«шарик»».
Ответ детей записывается и анализируется по следующим показателям:
- верные ответы – 1 балл;
- неверные ответы – 0 баллов.
Высшая оценка – 10 баллов.
2 серия: суффиксы –ок.
Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей
(кошка – котенок, мышь – мышонок, лягушка – лягушонок, корова – теленок,
собака – щенок, коза – козленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок,
гусь - гусенок).
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены
животные и их детеныши, и дается задание: «Я буду говорить про взрослых
животных, а ты про их детенышей. Например: Я скажу «мышь», а ты «мышонок»».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
3 серия: суффиксы –чк, -ек.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких
предметов (доска – досточка, вилка – вилочка, ложка – ложечка, кофта –
кофточка, тарелка – тарелочка, сумка – сумочка, носок – носочек, платок –
платочек, бутылка – бутылочка, молоток – молоточек, листок - листочек).
Методика: перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением
больших и маленьких предметов, и дается задание: «Я буду говорить про
большие предметы, а ты про маленькие».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
Проанализировав ответы, пришли к выводу, что многие дети не умеют
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Много ошибок
было допущено с суффиксами –чк, -ек, -ик. Это говорит о низком уровне
словообразовательных умений детей с нарушениями интеллекта.
Задание 2.
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Все слова были разделены на суффиксы:
1 серия: суффиксы –ан, -ян.
Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей (из дерева:
стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из
шерсти: кофта, шарф, шапка, носки).
Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей
и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|