на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача

1) строить свои действия, связанные с владением иностранным языком, в

условиях реальной жизни;

2) разбивать текст на логические части, определять главную мысль каждой

и выражать её другим предложением;

3) составлять план своего сообщения и на его основе строить логически

законченный рассказ;

4) выделять и подбирать ключевые слова, выражения, клише для своего

сообщения и правильно строить предложения, высказывания;

5) чётко и грамотно выражать свою мысль на иностранном языке;

6) делать вступление к своему сообщению;

7) препарировать излагаемый материал путём парафраза и обобщения и

кратко излагать основное содержание на иностранном языке;

8) делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки.

В коммуникативную группу входят умения:

1) адекватно оценивать знания и действия свои и товарищей на занятиях;

2) вести беседу на: а) бытовую тему; б)общественно-политическую тему;

в) профессиональную тему; г) о странах изучаемого языка;

3) начать, прервать, завершить, изменить ход (тему), продолжить

разговор на иностранном языке;

4) аргументировать своё высказывание, убеждать и агитировать средствами

иностранного языка, высказывать собственное отношение к обсуждаемой

проблеме;

5) отвечать (реагировать) на вопросы собеседника на иностранном языке в

связи с сообщениями;

6) понимать иноязычный текст с опорой на наглядность, извлекать

необходимую информацию.

Организаторский компонент представлен умениями:

1) организовать индивидуальную работу по иностранному языку;

2) помочь товарищам: а) на занятиях по иностранному языку; б) во

внеаудиторное время.

А.Деркач подчёркивает, что выявление этой структуры интеллектуальных

умений стало основой перехода к конструированию системы учебных игр,

способной обеспечивать эффективное и качественное формирование и развитие

данных умений на занятиях по иностранному языку. При разработке учебных игр

А.Деркач опирается на традиционную систему обучения, сила которой – в

способности создавать достаточно прочную базу теории, а слабость – не

способность обеспечивать разумное, мотивированное, комплексное

использование знаний в процессе занятий и в условиях реальной жизни.

Будучи внедрённой в систему традиционного обучения, А.Деркач выделяет в

учебной игре несколько функций: мотивационно-побудительную, обучающую,

воспитательную, ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и

отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения),

компенсаторную.

Каким же образом можно классифицировать, охарактеризовать учебные игры?

Ответ на этот вопрос А.Деркач констатирует те цели, задачи и формы

проведения, степени сложности, по которым можно характеризовать игры. Так,

по количественному составу участников игры подразделяются на

индивидуальные, парные, групповые. Причём первые нацелены на общение с

текстом, а остальные на общение с партнёрами. По характеру и форме

проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом,

сюжетные или ситуационные, ролевые игры-соревнования, интеллектуальные

(тесты, ребусы, кроссворды, чайноводы и др.), взаимодействия

(коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры бывают

компьютерные, письменные, на досках и др. По степени сложности выполняемых

действий различают простые и сложные

Классификация учебных игр по иностранному языку.

игры, по длительности проведения – не продолжительные и продолжительные.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику,

лексику и др.) делятся на фонетические, лексические, грамматические и

стилистические.

Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения,

тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации.

Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения

иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и

упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков,

интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на

уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Опыт

приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в

дальнейшем на занятиях по иностранному языку.

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на

лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении

словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в

ситуациях общения. Существуют различные виды лексических игр.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически

применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную

деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в

естественных ситуациях общения.

Стилистические игры преследуют цель научить студентов различать

официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять

каждый из них в разных ситуациях.

Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе

совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в

которой осуществляются речевые действия.

Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач,

связанных с данными ВРД. О основе своей они предполагают работу учащихся с

текстом: кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, перифраз,

сжатие/ расширение и т.д.

Деркач отмечает, что отличительной чертой всех учебных игр является их

коммуникативная направленность и обусловленность.

Т.О. делая выводы из всего вышесказанного, следует отметить, что для

того чтобы использование учебных игр было наиболее эффективным, необходимо

определённая последовательность в применении разных видов игр на всех

этапах обучения (1,2 и 3 курсы обучения). Учитывая требование сегодняшнего

дня об интенсивности практики общения, предоставляется целесообразным

вводить творческие задания, в т.ч. и игрового характера, как это предлагает

А.Деркач.

2. Исследоване А.А.Деркачом процесса овладения иностранным языком с позиции

искусства обучения.

Для апробации системы учебных игр в сочетании с традиционными и другими

активными методами и для установления зависимости между её применением, с

одной стороны, и формированием и развитием интеллектуальных умений - с

другой стороны, А.А.Деркачом был проведён эксперимент на базе Института

молодёжи. Рабочая гипотеза эксперимента была определена им следующим

образом: целенаправленное и последовательное применение системы игровых

средств на занятиях по иностранному языку в рамках традиционного обучения

способствует формированию и развитию интеллектуальных умений как одного из

показателей готовности обучаемых к решению учебных задач по иностранному

языку, что проявляется в интенсификации процесса формирования и развития

интеллектуальных умений, в активности обучаемых в области самообразования,

в использовании на практике интеллектуальных умений, приобретённых и

развитых на занятиях по иностранному языку.

По цели и содержанию проведённый Деркачом эксперимент является

формирующим, по условиям проведения – естественным, по методике проведения

– смешанным (традиционным, перекрёстным, контрастным).

В эксперименте принимало участие 48 слушателей 1-3 курсов. В

экспериментальных группах (ЭГ) акцент делался на применение системы учебных

игр как средства мотивации учебной деятельности, а также как средства

наглядности, обучения, активизации, закрепления знаний, навыков и умений,

как средства их контроля и коррекции. Экспериментальная система игр должна

была обеспечить постепенный переход от учебной деятельности учащихся к

реальной жизни. В контрольных группах (КГ) на определённых этапах

использовались отдельные игры с целью мотивации учебной деятельности в этом

случае, когда все остальные методы и средства оказывались неэффективными, а

также с целью их апробации и проверки частных гипотез, возникших в ходе

эксперимента.

Для 1 этапа обучения А.Деркач определил следующие цели и задачи:

главной целью на 1 курсе являлось обучение общению в рамках общесвенно-

бытовой тематики. Достижение её потребовало решение ряда учебных задач,

связанных с изучением различных аспектов языка (фонетики, лексики,

грамматики, стилистики) и с овладением на их основе четырьмя ВРД.

На данном этапе, как отмечает А.Деркач, преобладали упражнения и игры

имитационного характера, однако постепенно вводились и игры, требующие

активной интеллектуальной деятельности. Закладывались основы

коммуникативных умений, в частности умения эмоционально реагировать на

собеседника. При этом активно использовать элементы театрализации (ролевое

чтение, воспроизведение мини – диалогов по образцу), а также ситуационно –

ролевых игр (обыгрывание мини – диалогов, составленных самостоятельно).

Итогом работы которого I-го семестра стала комплексная имитационно –

моделирующая игра. «Экскурсия по ИМ», позволившая слушателям

продемонстрировать всё, чему они научились, а преподавателю оценить их

навыки и умения. Данная игра стала зачётной. В контрольной группе в числе

наиболее важных результатов преобладали эмоциональные показатели

удовлетворённости игрой, а в ЭГ к ним отнесены в первую очередь показатели,

определяющие практическую значимость игры и интеллектуальную деятельность

слушателей. Данный факт, как отличает А.Деркач, свидетельствует о том, что

экспериментальная система учебных игр оказала воздействие на

интеллектуальную сторону личности слушателей ЭГ и заложила основы умений

прогностического характера, связанных с переносом приобретённых значений,

навыков и умений в сферу повседневной и профессиональной деятельности.

Максимального прогресса в ЭГ достигают проектировочные умения, за ними

следуют коммуникативные, а за тем гностические и конструктивные.

Приблизительно те же результаты были зафиксированы А.Деркачём в КГ, однако

рост их осуществляется медленнее. Это навело автора на мысль, что на

формирование одного умения в ЭГ должно затрачиваться времени меньше по

сравнению с КГ. В таком случае можно говорить об интенсификации процесса

формирования и развития умений.

Для II-го этапа обучения в качестве главных целей и задач по изучению

иностранного языка на II курсе А.Деркач выдвинул увеличение словарного

запаса, дальнейшее развитие и совершенствование навыков и умений говорения,

восприятия иноязыковой речи на слух, оперативного реагирования на

сравнительно беглую речь. Для контролем за ходом эксперимента была выбрана

игра «Телемост мира». В ней принимали участие все слушатели II курса, что

дало возможность сравнить успехи слушателей ЭГ с другими. Среди них были

группы слушателей, обучавшихся по интенсивной методике с применением

активных методов. Анализ полученных данных позволил А.Деркачу сделать

выводы о том, что развитие всех групп умений в ЭГ происходит приблизительно

одинаково, с небольшим опережением коммуникативных и организаторских

умений. В КГ наиболее интенсивно развивались коммуникативные и

конструктивные умения, но уровень их значительно ниже по сравнению с ЭГ. В

ходе обучения было зафиксировано, что на более качественное (по сравнению с

КГ) выполнение учебных заданий слушатели ЭГ тратили значительно меньше

времени. Очевидно, что учебная игра повысила интенсивность учебных занятий

при меньшей утомляемости обучаемых. На формирование одного и того же умения

в ЭГ затрачивалось меньше времени, чем в КГ.

Итоги обучения показали превосходство экспериментальной системы в

развитии интеллектуальных умений. Наиболее замечены различия в условиях

сформированности коммуникативных и организаторских умений. Что касается ЭГ

среднего уровня, то здесь существенной является разница в качестве

сформированности гностических и проектировочных умений.

Уровень сформированности интеллектуальных умений определил и уровень

владения слушателями ВРД и общением в конкретной ситуации. Он также

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.