на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача

оказался выше в ЭГ.

3. Роль и место учебной игры как средства формирования и развития

интеллектуальных иноязыковых умений в методической концепции А.А.Деркача.

В процессе игровой деятельности, отмечает А.А.Деркач, происходит

обучение действию посредством самого действия. Усвоение значений

осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт

ситуацию необходимости знания.

Игра, как подчеркивает автор, обеспечивает эмоциональное воздействие на

обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает

овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте

обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её на

занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А

это ведёт к интеллектуальной активности, умственной и познавательной

самостоятельности и инициативности учащихся.

Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в

преодолении боязни говорения на иностранном языке и в формировании культуры

общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к

стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует

способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия.

Педагогическое влияние учебной игры А.Деркач видит в воспитании чувства

коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной

ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно её

влияние и на формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

При этом примечательно то, что у обучаемых появляется стремление к знаниям.

Повышается требовательность к себе.

Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует

развитию его как личности и как специалиста.

Каковы основные требования к игре и условиям её проведения? А.Деркач

выделяет следующие требования:

- Психологические требования. Учебная игра должна обладать

релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из

участников. Игровая деятельность на занятии должна быть

мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней.

Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная

готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать

созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере

дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом

принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные

особенности студентов –характер, темперамент.

- Требования социально-психологического характера подразумевают

создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и

сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является

социально-психологическая готовность учащихся к такого рода

деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию

участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и

наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность

взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть

интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие

должно завершаться получением определённого результата.

- Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как

форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности

её использования, должен определить цели игры в соответствии с

задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему,

предполагающую их определённую последовательность и постепенное

усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её

членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную

для её участников. Преподаватель определяет цели и задачи игры, её

содержание и ход.

Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами:

заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д. Даже будут

рассмотрены некоторые, из приведённых А.Деркачом типы игр, использованные в

ходе экспериментов.

Фонетические игры. Среди этих игр можно выделить игры-загадки, игры-

имитации, игры- соревнования и др. Например:

1. «Какой звук я задумал?» (игра – загадка). Один студент называет

цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а остальные

отгадывают его.

2. «Правда – ложь» (игра на внимательность). Преподаватель называет

звуки, показывая соответствующие транскрипционные знаки и иногда

допуская ошибки. Студенты должны обнаружить ошибку.

3. «Скороговорка» (игра – имитация). Студенты пытаются произнести за

диктором скороговорку несколько раз подряд. Полезно менять темп,

постепенно ускоряя его.

Игры для обучения чтению. На начальном этапе работы с газетой

рекомендуются следующие задания: опознавания газеты по данным;

восстановление статьи по отдельным словам; выпуск своей газеты; конкурсы на

самую длинную (короткую, смешную и др.) статью.

В дальнейшем эти задания могут усложняться:

1. «Восстанови текст». Преподаватель заранее в определённом месте

текста замазывает отдельные слова, части фраз и просит помочь

восстановить текст, который очень важен для дальнейшей работы.

2. «Найди заглавие». Слушатели делятся на 2 группы: одна группа

получает статьи без заглавий, а другая – множество заглавий. Затем

первая группа рассказывает, о чём их статьи, а вторая группа слушает

и предполагает их заглавия, поясняя свой выбор.

Игры для обучения аудированию. Для реализации этих игр можно

использовать:

1. «Творческий диктант». Преподаватель диктует отдельные предложения,

а слушатели рисуют то, что слышат. Затем делают подписи под

рисунками. В данном случае решается и задача обучения письму.

2. «Диктор». В процессе прослушивания передачи слушателям определяют

основные темы выпуска, затем отбирают информацию, связанную с

конкретной темой, и наконец, составляют конспекты, на основе

которых они имитируют речь диктора радио. В конце проводится

конкурс на лучшего диктора.

Выводы

1. В педагогической системе обучению иностранному языку наряду с

традиционными методами и приёмами могут и должны использоваться

учебные игры, которые помогают активизировать, закрепить,

проконтролировать и скорректировать формируемые знания, речевые

умения и навыки обучаемых. Чтобы использование учебных игр было

наиболее эффективным, необходима определённая последовательность в

применении разных видов игр на всех этапах обучения.

2. Исследования А.Деркача на базе вузовского обучения иностранному

языку показали, что применение игры положительно сказывается на

качестве и темпах обучения. Игра создаёт условия для активной

мыслительной деятельности её участников, стимулирует

интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать,

исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез.

Такая организация учебного процесса в пед. ВУЗе позволяет также

смоделировать будущую деятельность студента-специалиста, что делает

иностранный язык не второстепенным предметом, а средством,

способствующим овладению специальностью.

3. Практика и теоретические исследования А.Деркача показывают, что не

существует универсальной игры, пригодной для всех обучаемых и групп.

Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому

необходима ей адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не

должна навязываться обучаемым, она эффективна лишь в сочетании с

другими методами и средствами обучения.

Заключение.

Изучение книги А.Деркача «Педагогическая эвристика», посвящённой

всестороннему исследованию игры как средства формирования и развития

интеллектуальных умений и обучаемых, позволяет нам констатировать, что

учебная игра представляет собой эффективное средство оптимизации учебного

процесса в целом и интеллектуальной активности в частности.

На наш взгляд, в школьную практику обучения иностранным языкам

желательно внедрить следующие положения:

- процесс обучения иностранному языку в школе должен включать в себя

помимо традиционных и нетрадиционные приёмы обучения, к которым

относятся и учебные игры;

- учебная игра должна учитывать индивидуальные психологические

особенности каждого обучаемого;

- для большей эффективности учебную игру следует вводить поэтапно (от

простого к сложному) на всех периодах обучения иностранному языку;

- учитель иностранного языка должен испытывать коммуникативную

потребность в общении с менее подготовленным во всех планах

партнёром-учеником и получать удовольствие от результатов общения;

- само обучение в целом должно быть преимущественно проблемным,

активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные учебные

коммуникативно-познавательные задачи, т.е. всё фокусируется вокруг

школьника как субъекта учебной деятельности.

Следует отметить, что многие вопросы данной проблемы требуют

дополнительного, глубокого и детального изучения. В частности:

- изучение психолого-педагогических условий оптимального применения

игры;

- воздействия игры на различные категории обучаемых;

- формирование у ученика потребности в самообразовании и

самосовершенствовании;

- необходима разработка методических рекомендаций по использованию

различных видов игр;

- создание банков учебных игр по разным темам.

Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и

исчерпывающее освещение проблемы использования игры как средства

формирования и развития интеллектуальных умений у учащихся на занятиях по

иностранному языку, однако нам думается, что данная работа может быть

интересной и применимой на практике и в школе, и в ВУЗе.

Библиография

1. Аникиева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности,

основы, методы. М., 1980.

3. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная

высшая школа 1982. №3/39.

4. Деркач А.А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному

языку) М., 1991.

5. Деркач А.А. Идеологическое воздействие: социально-психологические

аспекты. М., 1985.

6. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987.

7. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностраным языкам.

М., 1986.

8. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1988.

9. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.

Кузьминой. Л., 1980.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

-----------------------

По количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

- фронтальные

Учебные

игры

По степени сложности сюжета:

- простые

- сложные

- моноситуационные

- полиситуационные

По функции:

- подготовительные

- рубежные

По способу, характеру, форме проведения:

- письменные

- устные

- подвижные

- предметные

- ролевые

- функциональные

- иммитационно-моделирующие

- соревнования

и т.д.

По типу задач:

- оперативные

- тактические

- стратегические

По продолжи-тельности:

- продолжительные

- не продолжительные

По цели и содержанию:

- языковые

- речевые

- для общения

По уровню сложности:

- на узнавание

- репродуктивные

- творческие

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.