на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преподавание алгебраического материала в начальной школе

определенной символикой и проводить элементарный математический анализ

выделяемых отношений.

В этом плане программа должна содержать, во-первых, указание тех

свойств предмета, которые подлежат освоению, во-вторых, описание

дидактических материалов, в-третьих, - и это с психологической точки зрения

главное - характеристики тех действий, посредством которых ребенок выделяет

определенные свойства предмета и осваивает их. Эти "составляющие" образуют

программу преподавания в собственном смысле этого слова.

Конкретные особенности этой гипотетической программы и ее

"составляющих" имеет смысл излагать при описании процесса самого обучения и

его результатов. Здесь представляется схема данной программы и ее узловые

темы.

Тема I. Уравнивание и комплектование объектов (по длине, объему, весу,

составу частей и другим параметрам).

Практические задачи на уравнивание и комплектование. Выделение

признаков (критериев), по которым одни и те же объекты могут быть уравнены

или укомплектованы. Словесное обозначение этих признаков ("по длине", по

весу" и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе работы с дидактическим материалом

(планками, грузами и т.д.) путем:

- выбора "такого же" предмета,

- воспроизведения (построения) "такого же" предмета по выделенному

(указанному) параметру.

Тема II. Сравнение объектов и фиксация его результатов формулой

равенства-неравенства.

1. Задачи на сравнение объектов и знаковое обозначение результатов

этого действия.

2. Словесная фиксация результатов сравнения (термины "больше",

"меньше", "равно"). Письменные знаки ">", "<", "=".

3. Обозначение результата сравнения рисунком ("копирующим", а затем

"отвлеченным" - линиями).

4. Обозначение сравниваемых объектов буквами. Запись результата

сравнения формулами: А=Б; А<Б, А>B.

Буква как знак, фиксирующий непосредственно данное, частное значение

объекта по выделенному параметру (по весу, по объему и т.д.).

5. Невозможность фиксации результата сравнения разными формулами.

Выбор определенной формулы для данного результата (полная дизъюнкция

отношений больше - меньше - равно).

Тема III. Свойства равенства и неравенства.

1. Обратимость и рефлексивность равенства (если А=Б, то Б=А; А=А).

2. Связь отношений "больше" и "меньше" в неравенствах при

"перестановках" сравниваемых сторон (если А>Б, то Б<А и т.п.).

3. Транзитивность как свойство равенства и неравенства:

если А=Б, если А>Б, если А<Б,

а Б=В, а Б>В, а Б<В,

то А=В; тo A>B; тo А<В.

4. Переход от работы с предметным дидактическим материалом к оценкам

свойств равенства-неравенства при наличии только буквенных формул. Решение

разнообразных задач, требующих знания этих свойств (например, решение

задач, связанных со связью отношений типа: дано, что А>В, а В=С; узнать

отношение между А и С).

Тема IV. Операция сложения (вычитания).

1. Наблюдения за изменениями объектов по тому или иному параметру (по

объему, по весу, по длительности и т.д.). Изображение увеличения и

уменьшения знаками "+" и "-" (плюс и минус).

2. Нарушение ранее установленного равенства при соответствующем

изменении той или иной его стороны. Переход от равенства к неравенству.

Запись формул типа:

если А=Б, если А=Б,

то А+К>Б; то А-К<Б.

3. Способы перехода к новому равенству (его "восстановление" по

принципу: прибавление "равного" к "равным" дает "равное").

Работа с формулами типа:

если А=Б,

то А+К>Б,

но А+К=Б+К.

4. Решение разнообразных задач, требующих применения операции сложения

(вычитания) при переходе от равенства к неравенству и обратно.

Тема V. Переход от неравенства типа А<Б к равенству через операцию

сложения (вычитания).

1. Задачи, требующие такого перехода. Необходимость определения

значения величины, на которую разнятся сравниваемые объекты. Возможность

записи равенства при неизвестном конкретном значении этой величины. Способ

использования х (икса).

Запись формул типа:

если A<Б, если А>Б,

то A+х=Б; то А-x=B.

2. Определение значения х. Подстановка этого значения в формулу

(знакомство со скобками). Формулы типа

А<Б,

А+х=Б,

х=Б-А,

А+(Б-А)=Б.

3. Решение задач (в том числе и "сюжетно-текстовых"), требующих

выполнения указанных операций.

Тема Vl. Сложение-вычитание равенств-неравенств. Подстановка.

1. Сложение-вычитание равенств-неравенств:

если А=Б если А>В если А>В

и М=D, и К>Е, и Б=Г,

тo A+M=Б+D; то А+К>В+E; то А+-Б>В+-Г.

2. Возможность представления значения величины суммой нескольких

значений. Подстановка типа:

А=Б,

Б=Е+К+М,

А=E+К+М.

3. Решение разнообразных задач, требующих учета свойств отношений, с

которыми дети познакомились в процессе работы (многие задачи требуют

одновременного учета нескольких свойств, сообразительности при оценке

смысла формул; описание задач и решения приведены ниже).

Такова программа, рассчитанная на 3,5 - 4 мес. первого полугодия. Как

показывает опыт экспериментального обучения, при правильном планировании

уроков, при усовершенствовании методики преподавания и удачном выборе

дидактических пособий весь изложенный в программе материал может быть

полноценно усвоен детьми за более короткий срок (за 3 месяца).

Как строится наша программа дальше? Прежде всего дети знакомятся со

способом получения числа, выражающим отношение какого-либо объекта как

целого (той же величины, представленной непрерывным или дискретным

объектом) к его части. Само это отношение и его конкретное значение

изображается формулой А/К=n, где n - любое целое число, чаще всего

выражающее отношение с точностью до "единицы" (лишь при специальном подборе

материала или при сосчитывании лишь "качественно" отдельных вещей можно

получить абсолютно точное целое число). Дети с самого начала "вынуждены"

иметь в виду, что при измерении или сосчитывании может получиться остаток,

наличие которого нужно специально оговаривать. Это первая ступенька к

последующей работе с дробным числом.

При такой форме получения числа нетрудно подвести детей к описанию

объекта формулой типа А=5k (если отношение было равно "5"). Вместе с первой

формулой она открывает возможности для специального изучения зависимостей

между объектом, основанием (мерой) и результатом счета (измерения), что

также служит пропедевтикой для перехода к дробным числам (в частности, для

понимания основного свойства дроби).

Другая линия развертывания программы, реализуемая уже в I классе, -

это перенесение на числа (целые) основных свойств величины (дизъюнкции

равенства-неравенства, транзитивности, обратимости) и операции сложения

(коммутативности, ассоциативности, монотонности, возможности вычитания). В

частности, работая на числовом луче, дети могут быстро претворить

последовательность чисел в величину (например, отчетливо оценивать их

транзитивность, выполняя записи типа 3<5<8, одновременно связывая отношения

"меньше-больше": 5<8, но 5<3, и т.д.).

Знакомство с некоторыми так сказать "структурными" особенностями

равенства позволяет детям иначе подойти к связи сложения и вычитания. Так,

при переходе от неравенства к равенству выполняются следующие

преобразования: 7<11; 7+х=11; x=11-7; х=4. В другом случае дети складывают

и вычитают элементы равенств и неравенств, выполняя при этом работу,

связанную с устными вычислениями. Например, дано 8+1=6+3 и 4>2; найти

отношение между левой и правой частями формулы при 8+1-4...6+3-2; в случае

неравенства привести это выражение к равенству (вначале нужно поставить

знак "меньше", а затем приплюсовать к левой части "двойку").

Таким образом, обращение с числовым рядом как с величиной позволяет по

новому формировать сами навыки сложения-вычитания (а затем умножения-

деления).

Глава II. Методические рекомендации к изучению алгебраического

материала в начальной школе

2.1 Обучение в начальной школе с точки зрения потребностей средней

школы

Как известно, при изучении математики в 5-м классе существенная часть

времени отводится на повторение того, что дети должны были усвоить в

начальной школе. Это повторение практически во всех существующих учебниках

занимает 1,5 учебной четверти. Такая ситуация сложилась неслучайно. Ее

причина – недовольство учителей математики средней школы подготовкой

выпускников начальной школы. В чем же причина такого положения? Для этого

была проанализированы пять наиболее известных сегодня учебников математики

начальной школы. Это учебники М.И. Моро, И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой,

Л.Г. Петерсон и В.В. Давыдова ([2], [5], [9], [14], [16]).

Анализ этих учебников выявил несколько негативных моментов, в большей

или меньшей степени присутствующих в каждом из них и отрицательно влияющих

на дальнейшее обучение. Прежде всего это то, что усвоение материала в них в

большей мере основано на заучивании. Ярким примером этого служит заучивание

таблицы умножения. В начальной школе ее запоминанию уделяется много сил и

времени. Но за время летних каникул дети ее забывают. Причина такого

быстрого забывания в механическом заучивании. Исследования Л.С. Выготского

показали, что осмысленное запоминание гораздо более эффективно, чем

механическое, а проведенные впоследствии эксперименты убедительно

доказывают, что материал попадает в долговременную память, только если он

запомнен в результате работы, соответствующей этому материалу.

Способ эффективного усвоения таблицы умножения был найден еще в 50-х

годах. Он состоит в организации определенной системы упражнений, выполняя

которые, дети сами конструируют таблицу умножения. Однако не в одном из

рассмотренных учебников этот способ не реализован.

Другим негативным моментом, влияющим на дальнейшее обучение, является

то, что во многих случаях изложение материала в учебниках математики

начальной школы построено таким образом, что в дальнейшем детей придется

переучивать, а это, как известно, гораздо труднее, чем учить. Применительно

к изучению алгебраического материала примером может служить решение

уравнений в начальной школе. Во всех учебниках решение уравнений основано

на правилах нахождения неизвестных компонентов действий.

Несколько иначе это сделано лишь в учебнике Л.Г. Петерсон, где,

например, решение уравнений на умножение и деление строится на соотнесении

компонентов уравнения со сторонами и площадью прямоугольника и в итоге

также сводится к правилам, но это правила нахождения стороны или площади

прямоугольника. Между тем, начиная с 6-го класса детей учат совершенно

другому принципу решения уравнений, основанному на применении тождественных

преобразований. Такая необходимость переучивания приводит к тому, что

решение уравнений является достаточно сложным моментом для большинства

детей.

Анализируя учебники, мы столкнулись еще и с тем, что при изложении

материала в них зачастую имеет место искажение понятий. Например,

формулировка многих определений дается в виде импликаций, тогда как из

математической логики известно, что любое определение – это эквиваленция. В

качестве иллюстрации можно привести определение умножения из учебника И.И.

Аргинской: "Если все слагаемые в сумме равны между собой, то сложение можно

заменить другим действием – умножением". (Все слагаемые в сумме равны между

собой. Следовательно, сложение можно заменить умножением.) Как видно, это

импликация в чистом виде. Такая формулировка не только неграмотна с точки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.