коллектива к ученику и ученика к коллективу. При этом определяется, как
относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам),
чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит,
каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как
относится коллектив к данному ученику.
Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. К.Д.
Ушинский требовал от учителя знания истории характера ученика. Часто
«разгадка» личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания. При
этом необходимо выяснить:
1. Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей,
наличие условий для занятия ученика дома, краткие биографические
сведения об ученике, перенесенные болезни, переезды семьи, переход из
школы в школу, и так далее).
2. Кто принимает наиболее активное участие в его воспитании? В чём
состоит воспитание в семье? Есть ли система в воспитании, авторитетны
ли для ребёнка те люди, которые его воспитывают, существуют ли единые
требования, правильно ли переменяются поощрения и наказания? В какой
мере ребёнок предоставлен самому себе? Отношение к ребёнку в семье.
3. Отношение ребёнка к родителям (проявление уважения, заботы, и так
далее). Отношение к старшим и младшим братьям и сёстрам. Отношение к
другим членам семьи, соседям.
4. Участие ребёнка в домашнем труде. Есть ли у него определённые
трудовые обязанности, какие именно? Как он их выполняет? Напоминают
ли ему о них? Отношение ребёнка к вещам.
5. Ребёнок садится за уроки: самостоятельно или по требованию взрослых?
Справляется сам или нуждается в помощи? Сколько затрачивает времени?
Работает сосредоточенно или отвлекается? Контролируют ли его родители
в подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик регулярно в
определённое время готовил уроки, чтобы не откладывал приготовление
на ночное время и так далее?
6. Как ребёнок проводит свободное от учебных занятий время? Занимается
ли спортом, посещает технические кружки, музеи, театры, кино? Есть ли
у него какое-либо увлечение? Когда и при каких условиях оно возникло?
Любит ли ребёнок читать и что главным образом читает? Бывают ли у
ребёнка дома школьные товарищи, ходит ли он к ним, чем они заняты при
встрече? С кем дружит ученик, и в чём выражается его дружба?
7. Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли он школу, в чём
это проявляется? Как реагирует ученик на полученные отметки, как
относится к учителю, отдельным предметам, своим товарищам?
§2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и
основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы
организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности
в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При
этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль
работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти
приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам,
усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать
максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в
зрелые годы труд стал действительно творческим.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть
своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу
своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные,
фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное
учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на
самостоятельность в познавательной деятельности.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы
увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности
его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из
этих возможностей и особенностей.
Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе
овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию
учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые
им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может
быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача
заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство
их развития.
Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации
учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения
её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся –
значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от
средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.
Каковы же основные пути и способы работы с педагогически запущенными
детьми?
Перевоспитание педагогически запущенных подростков и старших
школьников должно осуществляться в соответствии со следующими
принципиальными положениями:
Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса
причин:
а). отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,
б). неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива,
в). асоциального окружения,
То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и
семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это
возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер
внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку,
посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща
определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё
отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути
индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более
того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там
невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания.
Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника
попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к
общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника
от компании, оградить его от дурного влияния.
Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать
личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой
работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации,
внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех
условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать
сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве
воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная
организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что
нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически
запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение,
недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не
исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и
благожелательности может принести большую пользу.
В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение
искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это
и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное
культивирование здоровых нравственных тенденций.
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс
самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
А.И. Кочетов, раскрывал систему воспитательных воздействий на трудных
школьников, отмечает, что формирование личности трудновоспитуемого есть
сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания.
Иначе говоря, трудный подросток не должен быть пассивным объектом
воспитательных воздействий, необходима активизация его личности,
использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными
недостатками. Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо показать трудному
школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться
сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека,
который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать
вдохновляющий образец для подражания. Кочетов конкретно рекомендует, как
организовать самовоспитание трудных подростков. В частности, оно может
начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие
задания вначале должны быть основаны на самолюбии подростка на его желании
отличиться.
Этот же автор показывает, как с помощью школы для перевоспитания
трудных учащихся можно воздействовать на семью, нормализовать, оздоровить
семейную обстановку, как восстановить положительное влияние семьи на
трудного ребёнка, а если это не удаётся, как нейтрализовать вредное влияние
родителей или других взрослых членов семьи.
Что касается групп с асоциальной направленностью, которые состоят из
трудных подростков, то возможны в отношении их две линии поведения. Можно
противопоставить этим стихийным малым группам увлекательные дела
организованных групп в тех же дворах и на тех же улицах, которые обладали
бы притягательной силой в отношении подростков. Можно, как советует Кочетов
не противопоставлять организованную жизнь во дворе стихийной жизни группы,
а привлечь её целиком к интересному, увлекательному делу, способному зажечь
подростков, не разрушая установившихся дружеских связей между ребятами,
переключить активность и энергию группы тоже в активное, но общественно
полезное русло. Конкретные меры зависят от характера и направленности
стихийно сложившихся групп, от её устойчивости, закрепившейся системы
взаимоотношений и т.д.
Конечно, нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно короткое
время можно полностью выправить личность трудных ребят, ликвидировать такие
относительно устойчивые черты, как грубость, упрямство, лень, циничное
отношение к моральным принципам, расхлябанность, недисциплинированность. Но
если подобная работа с трудными школьниками не будет эпизодом, то
общественно здоровая деятельность постепенно приведёт к тому, что
организованность вытеснит расхлябанность, настойчивость – упрямство,
общественная мораль вытеснит ложную мораль групповой эгоистической
солидарности, ложная романтика жаргона, грубой физической силы,
правонарушений уступит место романтике творчества, спортивной борьбы,
романтике походов, ночных привалов, товарищеской взаимопомощи.
Нельзя недооценивать и роли индивидуального шефства как одного из
методов перевоспитания трудных школьников. Условия успешности работы
таковы: шеф должен быть авторитетным человеком для трудного подростка,
примером для подражания в нравственной области, обладать именно такими
качествами, которых не хватает данному школьнику, быть хорошо
информированным о жизни, учении, интересах, друзьях своего подопечного,
обладать известными педагогическими качествами: тактом, чуткостью,
педагогическими знаниями и умениями и, наконец, иметь время и желание,
чтобы шефство носило характер систематических встреч, постоянного общения
шефа и подшефного.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не
противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-
воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся,
говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую
конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он
подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не
камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|