Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Министерство образования Российской Федерации
Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова
Кафедра педагогики и
психологии начального
образования
Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в
формировании готовности ребенка к школьному обучению
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны
Научный руководитель
старший преподаватель
кафедры педагогики и
психологии начального
обучения
Алферова
Галина Викторовна
Астрахань ( 96
Оглавление
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к
школьному обучению 8
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному
обучению как педагогическая проблема 8
1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному
обучению 16
1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному
обучению 29
ВВЕДЕНИЕ.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,
воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало
нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и
обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и
сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно
усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат
своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя
плоды их воспитательных усилий.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным
коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают
родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми
требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства
можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному
обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И
если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у
шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год
школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —
всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,
значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся
у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.
основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы
“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика
жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели
психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться
лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под
руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы
неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение
детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного
этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному
возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы
жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов
этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого
аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на
формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,
необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и
психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более
раннего возраста.
В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют
значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,
что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную
группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,
1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации
воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного
возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить
подготовку к школьному обучению.
Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается
формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все
усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их
возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не
является стержневой для проблемы психологической готовности.
Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу,
должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к
изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и
составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис
отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования
на специально организованных учебных занятиях.
В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Доронова, Анищенко и др.)
выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование,
лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные
элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному
обучению.
Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития
имеет своим источником только единое, целостное психологическое
образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике
и взаимосвязи.
В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения,
согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении
дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения
целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова[1] считала, что детей в
дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их
психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к
данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в
каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной
степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько
правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В
настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся
дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в
прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения,
подготовки ребенка к школе.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения
интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических
подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с
требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в
школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и
принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В
тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является
изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский,
В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались
Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены
новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования
предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе
альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной
программе.
Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению
остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной
работы школы в современных условиях.
Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.
Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ,
разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения
ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к
школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют
разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,
посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего
исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного
учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”.
Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности
ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов
воспитания: семь и школы, их влияния на эту готовность.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к
обучению в школе.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности
дошкольников к школьному обучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются
его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия “готовность к школьному обучению”,
выявить ее критерии.
2. Изучить возможности семьи в формирование готовности к школьному
обучению. Влияние семьи на сформированность этой готовности.
3. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе
подготовки детей к школе.
4. Разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию
возможностей ребенка при подготовке к обучению. Осуществить
диагностику.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том,
что при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной
организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр,
экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить
процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации
задатков каждого будущего школьника.
В работе были использованы следующие методы:
анализ научно-педагогической и методической литературы;
педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной
группы, воспитателями и родителями);
анализ документации;
формирующий эксперимент.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании
условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному
обучению.
Глава 1.
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному
обучению как педагогическая проблема
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у
ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и
сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про
поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его
психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|