на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

КАКАНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Научный руководитель:

канд.пед.наук Казаева Е.А.

Шадринск 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

дошкольного возраста

2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального

Фольклора

1 Классификация и терминология детского музыкального

Фольклора

1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего

дошкольного возраста

2. Организация и руководство процесса развития музыкальных

способностей старших дошкольников

3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего

дошкольного возраста

Заключение

Библиография

Приложение

Введение.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания

подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые

связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней,

отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности,

отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному

фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности

педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и

воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания

дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к

народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются

основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются

способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в

своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный

фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы

народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего

исследования: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами

музыкального фольклора".

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания

дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных

способностей и невозможностью их реализации на практике;

2. большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным

его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования:

поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников

через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального

фольклора.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать

технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами

музыкального фольклора.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического развития детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у

детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

1. выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

2. определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных

способностей старших дошкольников;

3. разработана технология развития музыкальных способностей детей

старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи

исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования и выделить рабочее определение понятия "музыкальные

способности;

2) выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных

способностей;

3) разработать технологию развития музыкальных способностей;

4) на основе разработанной технологии составить программу развития

музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития

музыкальных способностей старших дошкольников посредством заданий,

основанных на музыкальном фольклоре.

Методологической и теоретической основой исследования являются

подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и

отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В.,

Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория

деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория

музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К.,

Картавцева М.Т.)

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации

понятия «музыкальные способности дошкольников»; выявлении компонентов,

критериев, показателей, уровней.

Опытно – экспериментальная работа проводилась с октября по март 2001

– 2002 г.г. в три этапа:

I Констатирующий эксперимент.

II Формирующий эксперимент.

III Контрольный эксперимент.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми,

наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических

заданий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

дошкольного возраста

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма

развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия,

волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия

развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях

начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида,

Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии

взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что

мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не

знали таких понятий [78,C.54].

Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон.

Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником

творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие,

божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается

вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он

не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в

одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества

содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.

Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое

воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться

во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию,

но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в

глубь души видом искусства Платон считал "мистическое искусство" (звучание

песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны

творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители,

воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической

и реалистической точек зрения.

Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался

Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения

искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-

интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на

порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого

творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека

[7,C.105]. Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют

три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие"

(интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства.

Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание

и творчество не сопоставимы, противоположны.

Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в

трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн

Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях

как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти попытки древних

ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из

основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как

психические свойства человека не были в поле зрения философов древности

[7,C.245].

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские

философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих

теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.

Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал

теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных

предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является

проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство,

качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы.

Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе

обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных

программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И

это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются

его способности, именно способности определяют становление личности и

обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые

формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых

существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт

истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется

в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности

человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как,

изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п.

формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248].

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.

Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу

развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов

чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от

рождения.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый

задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах

способностей, на их основе могут выработаться разные способности в

зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к

чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени

обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или

другой деятельности.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.