на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки

[44,c.14].

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,

коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным

педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно

создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»

или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам

способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам

возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,

способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по

игре.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его,

вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается

воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца –

в едином синтезе.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления

и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего,

эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических

чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к

сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и

младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно

ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для

всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,

интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности

индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в

каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,

овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения

одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к

сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди

постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились

вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое

нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего

детства.

Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и

комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в

групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе

отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и

коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления

традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется

традицией [44,c.15].

Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения

воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа,

путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.

Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном

слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое

различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства

индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие

индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть

сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с

танцем, с постановкой и так далее.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах,

оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности.

Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно,

возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-

исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и

существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает

раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных

способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой,

неформальный характер.

В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание,

система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор

некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде

регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века;

иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных

условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система

творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо

тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные

слои народного художественного мышления [44,c.15].

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и

импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при

соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или

«Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при

исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и

тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник

(например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который

будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен

богатейший, выбор огромен, главная же задача программы - дать канву, по

которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой

индивидуальный рисунок [44,c.16].

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и

эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию

детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных

помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно

свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки»,

«водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них

мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под

музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию

дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный

характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении

принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской

музыкальной школой прошлого и настоящего.

Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной

традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна учитывать

данную особенность. Фольклор значительно расширяет владение русским языком

(вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки

русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С. формировался в

детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Арины Родионовны. Мы знаем,

что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С. неповторим и до

сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни

поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора

[54,c.18].

Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу

исключительные возможности для свободного развития творческих способностей,

фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.

Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве

элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию

творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных

работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в

одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а

также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на

заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету

«фольклорный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую

лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое

Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу

обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника

«Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на

бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь,

акварель) [44,c.16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку

и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных

психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой

сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в

биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих

способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический

эффект, который отдален от воспитателей определенным временным

пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке

обязательно.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных

способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе

музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент

предусматривал решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных

способностей детей;

2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в

стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии,

показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

|Компоненты музыкальных |Критерии оценки компонентов музыкальных |

|способностей |способностей |

|I. Музыкальный слух. |Чистое интонирование мелодической линии, |

| |чувство лада. |

| |Владение широким диапазоном голоса. |

| |Слуховое внимание. |

|II. Музыкальная память.|Запоминание, узнавание и воспроизведение |

| |музыкального материала. |

| |Наличие музыкального "багажа" памяти и |

| |умение им пользоваться. |

|III. Чувство ритма. |1.Точность, четкость передачи ритмического |

| |рисунка. |

|IV. Музыкальное |1. Запас танцевальных движений, умений с их|

|движение. |помощью передавать характер того или иного |

| |образа. |

|V. Творческие навыки. |Умение сочинить мелодию, ритмический |

| |рисунок. |

| |Умение образно мыслить и передавать свои |

| |чувства в разных видах музыкальной |

| |деятельности (пении, движении, игре на |

| |музыкальных инструментах) различными |

| |выразительными средствами. |

Таблица 2

Уровни развития компонентов

музыкальных способностей

|Компонент |Уровни |

| |Высокий |Средний |Низкий |

|1.Музыкальный | | | |

|слух | | | |

| |-чистое |-правильное |-не чистое |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.