на
воображение
1. Веслов Дима 4
2. Волков Саша 2
3. Деева Даша 3
4. Домрачев Денис 4
5. Егорова Ольга 3
6. Еклашев Илья 3
7. Иванов Дима 4
8. Ингачева Анна 4
9. Коробкова Анна 3
10. Кравец Дима 4
11. Куклина Ирина 3
12. Молчанова Анна 4
13. Опалев Дима 2
14. Павлов Алеша 4
15. Речкина Надя 3
16. Сержан Наташа 3
17. Ушакова Юля 4
18. Чернобокова Анна 5
19. Шмелькова Саша 3
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3
2-Б (контрольная группа)
Фамилия, имя Тип решения задачи
на
воображение
1. Бабушкина К. 3
2. Беломестнова Н. 4
3. Бондарев С. 2
4. Бородай К. 4
5. Буйлина Л. 5
6. Бусыгин А. 3
7. Васильева Н. 4
8. Винокуров В. 4
9. Вафина Д. 2
10. Габдуллина Р. 3
11. Гарбулин Д. 4
12. Гомзяков А. 3
13. Гомзякова А. 4
14. Головина К. 2
15. Глушков Р. 3
16. Дрягин А. 4
17. Емельянов Р. 3
18. Киселев Н. 3
19. Козлова П. 4
20. Краев Д. 5
21. Крючкова В. 2
22. Липатникова В. 2
23. Лоскутова К. 4
24. Новоселов Г. 3
25. Протасов С. 4
26. Романова А. 3
27. Утамкулов Р. 3
28. Шагина О. 3
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4
3.1 Развивающий этап
Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на
подключение творческого потенциала ребенка.
Виды работы.
Журнал небылицы в лицах.
Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две
команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции
свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень
красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили,
что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет
участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день,
когда Винтик очутился на борту огромного космического космического
корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:
«Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Ребенок, у кого
в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ.
Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает.
Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере
.......» Прервать сказку может ведущий словами:
«Окончание в журнале «.......» в номере .......»
В результате детского творчества главный герой побывал на многих
планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив
продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое,
изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его
придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя — Винтика
обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о
далеких планетах и звездах.
В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить
свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым
шаблонам. К сожалению за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла
дословно зафиксировать работу детей.
Презентация мира.
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка,
луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется
в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает
за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое
преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким
переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для
отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу
социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и
эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще.
Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев,
но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне —
живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы
ценностных отношений.
«Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного
восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо
предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни
человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении
человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в
повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность
материального предмета, смещает границы духовного и материального,
развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку
обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-
предметной зависимости.
Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий
детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ),
задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном
предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному
предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его
достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой
культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они
подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая
то содержание, которое обнаружено им.[21]
Предметом презентации я избрала живую розу, оформив ее красиво в вазе
на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
Что значит для нас простой цветок розы?
Какая от него может быть польза?
Что бы было, если бы роз не было на земле?
Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?
Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего дети
увидели за розой «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение»,
«симпатию», «добрые пожелания». Интересно, что прозвучала и система
символов: «белая роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви,
желтая роза — эмблема измены». Артем Гомзяков высказал такое предположение,
что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к
розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он
устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже
бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви «подарив
розу девочке, мальчик так признается ей в любви».
Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии
детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить
выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить
работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать
явление, событие, факт, процесс.
Что на что похоже.
Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании
личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды
деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу
предложить следующую работу в этом направлении.
Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до
30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с
помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут
быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают
какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные
ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На
что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На
что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у
самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано,
ведущий меняет их, и игра повторяется снова.
Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление,
способствует активизации навыков работы в коллективе.
В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито
образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком
уровне ассоциирования. Безусловно такая работа оказалась полезна.
Театр "Рукавичка".
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной
сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях,
ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально
осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более
глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя
народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к
национальной культуре, русскому фольклору.
Цель работы — обучение выразительному чтению на основе подражания,
многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений,
умения говорить перед аудиторией.
Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения
воспитатель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению,
оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения
взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное
участие.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы,
но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения,
понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств,
движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении
самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с
помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой,
ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и
собачку и т. д.
Для постановки я взяла русскую народную сказку «Петух и собака».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|